Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Тимофеев, А. В. Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы / А. В. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3181/ (дата обращения: 18.04.2024).

Наверное, каждый педагог, работающий в образовательных учреждениях пени­тенциарной системы, сталкивается с одними и теми же пробле­мами. Некоторые из них, увы, решить уже невозможно - например, пере­оценку жиз­ненных приоритетов у осужденных, неоднократно преступивших за­кон; педаго­гическую запущенность; отсутствие желания менять свой образ жизни.

Когда впервые переступаешь порог школы при Исправительной колонии (далее ИК), сразу сталкиваешься со своеобра­зием субкультуры осужденных и их неоднозначными взглядами на жизнь, ду­ховные ценности. Проблема прежде всего в низкой мотивации осу­жденных к учёбе (некоторые учащиеся посещают занятия «из-под палки») и в их жизненных ориентирах, часто противоре­чащих таким понятиям, как нравственность, мораль и т. д.

Никто из нашего педагогического коллектива не сомневался в необходимо­сти решения всех вышеуказанных проблем. Но возникал вопрос: как именно «перепрограм­мировать» наших подопечных на веру в свое будущее? Забыть прежний образ жизни, связанной с крылатой фразой из известной кинокомедии: «Украл, выпил - в тюрьму!» (иногда с заменой архаичного «выпил» на «укололся»)?

Выход из этого тупика занял у нашего коллектива не один год. Одним из вариантов решения этой задачи мы хотели бы с коллегами поделиться. Повышение мотивации к обуче­нию у осужденных, пересмотр ими своих ценно­стных ориентиров (особенно у рецидивистов) оказались возможными через, ка­залось бы, наивный метод обра­зовательных игр и занимательных конкурсов. Так в 2011 г. родилась идея созда­ния дистанционного творческого конкурса по созданию тема­тических кроссвордов «Кроссмейстер», задачами которого являются:

  • формирование потребности к проявлению творческой инициативы;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • совершенствование понятийного аппарата;

  • формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной лите­рату­рой, с ресурсами сети Интернет;

  • развитие навыков работы с ИКТ.

Конкурс проводился в 6 этапов. Оценивание производилось как членами жюри, так и пользователями сети Ин­тернет путем голосования на сайте школы (в 2012 г. в голосовании приняло участие 375 пользователей). С 2012 г. в рамках конкурса проводится соревнования школьных команд «Кроссворд-экспресс», суть которого – решить интерактивный online-кроссворд (побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильнее).


Рис. 1 Эмблема и кубок конкурса «Кроссмейстер».


В первый год проведения «Кроссмейстера» в борьбу за кубок (см. рис.1) вступили 4 школы при 4-х ис­правительных учреждениях Мурманской области; в 2012 году в конкурсе уча­ст­вовали уже 6 образовательных учреждений (из них 2 муниципальные бюджет­ные общеобразовательные школы, учащиеся старшей ступени 14-16 лет). Таким образом, интерес к мероприятию из года в год только растет.

Но вернёмся к основной идее – повышению мотивации к обучению у людей, жизненно важные потребности которых ограничиваются первыми ступенями пи­рамиды потребностей Маслоу.

Организация и про­ведение такого мероприятия, как «Кроссмейстер», для школьного коллектива (как для педагогов, так и для учащихся) является, по сути, некой интеллекту­альной «встряской», в хорошем смысле этого слова. Азарт, с которым ребята приступают к созданию своих проектов кроссвордов, поразителен. С первого же дня старта конкурса мы наблюдали картину эмоцио­нального преображения своих подопечных. Из вечно хмурых и замкнутых ребят 20-30 лет, да к тому же с посредственной успеваемостью по всем предметам, которых еле удалось уговорить участвовать в мероприятии, они буквально на глазах превращаются в энергичных исследователей-интеллектуалов! И, главное, их пример заразителен для всех учащихся.

Казалось бы, что за труд составить кроссворд определенной тематики из 20 слов и ук­расить его фоном на компьютере? Сейчас это несложно – для этого есть великое множество специальных программ. Наши участники пошли бо­лее сложным путем. Отго­родившись от окружающего мира различными энцик­лопедиями и справочни­ками, а также используя электронные ресурсы сети Ин­тернет, они создавали свои авторские работы, совершенно не похожие на существующие (за плагиат участники безоговорочно дисква­лифицировались). Например, работа обучающегося В. Рубцова удивила членов жюри своей оригинальностью – ответы в кроссворд нужно было вписывать в определенном направлении (см. рис.2).

Главным достижением этого мероприятия можно считать то, что уча­щиеся, самостоятельно работавшие над своим проектом кроссворда (поиск ин­формации, выбор структуры кроссворда, анализ данных), и после подведе­ния итогов конкурса активно включаются в работу уже на уроках, легко приме­няя навыки работы с источниками, анализируя материал. Со слов коллег, такой эффект возник не только у наших учащихся, но и у конкурсантов из других об­разова­тельных учреждений.

Конечно, метод повышения мотивации к обучению (проектно-игровой) – не панацея от безразличия к вопросу саморазвития, отсутствия или низкого уровня ценностных ориентиров. Но он способен дать ощутимый резуль­тат для педагога вечерней школы, в независимости от того, находится она с той или другой сто­роны «колючего забора». Мы прекрасно понимаем, что заинте­ресовать, «рас­тормошить», отвлечь от асоциальных поступков и избавить от низкой само­оценки, да еще и получить стабильный результат – дело исключи­тельно слож­ное, но нужное.

Коллегам, заинтересовавшимся идеей, предлагаем ознакомиться с Положе­нием о творческом конкурсе кроссвордов ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК № 23 Мурманской области и принять участие в III дистанционном творческом кон­курсе «Кроссмейстер», который состоится в апреле 2013 г. Подробную информацию можно найти на сайте школы: vsosh-ik23.ucoz.ru


Положение о ДИСТАНЦИОННОМ творческом конкурсе «КРОССМЕЙСТЕР»

Цели и задачи. Конкурс «Кроссмейстер» проводится с целью развития творческих способ­ностей обучающихся, расширения их кругозора. Задачи конкурса:

  • формирование потребности к проявлению творческой инициативы;

  • расширение словарного запаса обучающихся;

  • совершенствование понятийного аппарата;

  • формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной литера­турой, с ре­сурсами сети Интернет;

  • развитие навыков работы с ИКТ.

Участники конкурса. Обучающиеся общеобразовательных школ.

Оргкомитет. Конкурс проводится ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК-23 (далее Школой). Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет, кото­рый формируется из числа педагогов Школы (не менее 5), победителей конкурса Школы прошлых лет (2-3 человека) и состоит из председателя, секретаря и чле­нов жюри.

Права и обязанности Оргкомитета. Оргкомитет обязан:

  • вносить при необходимости коррективы в на­стоящее положение;

  • определять тематику каждого конкурса;

  • контролировать выполнение всех пунктов настоящего положения;

  • принимать и регистрировать конкурсные работы (секретарь);

  • организовывать размещение материалов Конкурса, обеспечивать процесс го­лосования и своевременно объявлять результаты Конкурса на сайте Школы.

Оргкомитет имеет право:

  • принимать к участию в конкурсе несколько работ одного автора, если они раз­ной тема­тики;

  • принимать решение о дисквалификации участника конкурса по представле­нию жюри.

Члены жюри обязаны:

  • проверять работы на соответствие требованиям настоящего положения;

  • оценивать работы в соответствии с критериями в Приложе­нии 2;

  • своевременно представлять результаты оценки работ председателю Орг­комитета.

Члены жюри имеют право:

  • вносить предложение в Оргкомитет о дисквалификации участников, предоста­вивших заимствованные работы;

  • потребовать с авторов работ ссылку на соответствующий источник.

Требования к конкурсным работам

  1. Конкурсная работа представляет собой кроссворд или ребусы определен­ной тема­тики – одной из предлагаемых Оргкомитетом (Приложение 3).

  2. Вид кроссворда выбирается участником самостоятельно.

  3. Формулировка вопроса в кроссвордах должна быть точной, ответ чётким и научно обоснованным; возможны шуточные варианты вопросов.

  4. В кроссворде может быть не менее 20 и не более 60 вопросов; количе­ство ребусов по выбранной тематике - не менее 5 и не более 10.

  5. К конкурсу не допускаются заимствованные работы. Участник, нарушив­ший дан­ное требование, дисквалифицируется (с конкурса снимаются все его работы).

  6. Работы должны быть представлены в электронном виде в любом фор­мате.

Номинации и призовые места. Победители определяются по номинациям:

  • лучший кроссворд по каждой из предложенных тем по результатам оценивания членами жюри;

  • школьная команда-победитель соревнования «Кроссворд-экспресс»;

  • приз зрительских симпатий (по результатам голосования на сайте Школы).

Авторы, допущенные к конкурсу, получают сертификат участника. Образо­вательное учреждение, обучающиеся которого заняли наибольшее количество призовых мест по всем номинациям, получает переходящий кубок конкурса сро­ком на 1 год, до определе­ния победителя среди учреждений в следующем учеб­ном году.

Порядок и сроки проведения конкурса. Конкурс проводится в 6 этапов:


Этап

(сроки)

Характеристика этапа

I (…)

составление кроссвордов и ребусов обучающимися

II (…)

отправка заявок и работ в оргкомитет (заявка отправляется в отсканированном виде, форма заявки приведена в Приложении 1)

III (…)

оценивание конкурсных работ:

членами жюри в соответствии с установленными критериями,

пользователями сети Интернет путем голосования на сайте Школы

IV (…)

соревнование школьных команд «Кроссворд-экспресс»

V (…)

подведение итогов

VI (…)

размещение результатов на сайте Школы, рассылка дипломов и сертификатов участ­ников


Дополнительные положения. Представленные на конкурс работы не возвращаются, апелляции не прини­маются. Автор имеет право в любой момент до объявления резуль­татов отказаться от участия в конкурсе.


ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Заявка на участие

Фамилия, имя, отчество участ­ника:

Образовательное учреждение:

Творческие работы:

Вид работы (ребусы или кроссворд), ее характеристика (количество ребусов или разновидность кроссворда)

Тематика








С положением о конкурсе ознакомлен: ___________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Руководитель образовательного учреждения, ______________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Дата МП


2. Критерии оценки творческих работ

Критерий

Максимальный балл

Соответствие заявленной теме

20

Художественное оформление (техника исполнения, стиль)

5

Оригинальность

5

Точность формулировок и научная обоснованность ответов

10

Симметричность, компактность, характер взаимосвязей

10


3. Тематика работ (для примера приведена тематика работ 2011 г.)

  • «Поехали!» (к 50-летию первого полета человека в космос; предметная об­ласть – фи­зика);

  • «Вива Италия!» (к году Италии в России; история, география);

  • «Эврика» (математика);

  • «Селекция» (биология);

  • «По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (к 120-ле­тию со дня рож­дения М. А. Булгакова; литература);

  • «Save the Earth!» («Берегите Землю!», английский);

  • «Александр II — царь-освободитель» (к 150-летию отмены крепостного права; исто­рия).


Основные термины (генерируются автоматически): член жюри, сайт Школы, работа, III, конкурс, ДИСТАНЦИОННый творческий конкурс, образовательное учреждение, Мурманская область, понятийный аппарат, творческая инициатива.

Похожие статьи

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

Творческий потенциал и творческая инициатива как показатели успешности развития личности.

Однако, опираясь на базовые ценности и миссию школы, попытаемся «нарисовать» примерную модель выпускника как единую систему с единой образовательной и...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

межведомственный творческий конкурс, сетевое взаимодействие, образовательная область, форма работы, волжский, дошкольное учреждение, Волгоградская область, изобразительное искусство, музыкальное произведение...

Анализ системы проведения конкурсов молодежных...

Всероссийский конкурс молодежных разработок и образовательных инициатив в сфере энергетики в рамках Молодежного дня III

Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива». Проводится ежегодно. Санкт-Петербург, Ярославская область, Анапа, Уфа и...

Методическое сопровождение участников конкурса...

Авторы статей проанализировал опыт проведения Конкурса, отметили как положительные стороны работ, так и недостатки, проанализировали лучшие работы, дали конкретные рекомендации. Чаше всего члены жюри секций отмечают заинтересованность школьников в...

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

В современной образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве

− смещение акцента с заданий, воспроизводящих знания, к заданиям творческого и

волонтеров, интересные и сложные конкурсы, четкость регламента и объективность жюри...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- за пять лет работы сформированы качественные электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения

7. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Нужна ли научная работа в школе?

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве

Посетите сайты наших проектов. Мы выпускаем журнал «Юный ученый», где публикуются статьи, написанные учащимися (с 1 по 11 класс).

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего

Ключевые слова: успешность, развитие личности, творческий потенциал, творческая инициатива. Говорят, что несчастье — хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Развитие способностей одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа)

Похожие статьи

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

Творческий потенциал и творческая инициатива как показатели успешности развития личности.

Однако, опираясь на базовые ценности и миссию школы, попытаемся «нарисовать» примерную модель выпускника как единую систему с единой образовательной и...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого...

межведомственный творческий конкурс, сетевое взаимодействие, образовательная область, форма работы, волжский, дошкольное учреждение, Волгоградская область, изобразительное искусство, музыкальное произведение...

Анализ системы проведения конкурсов молодежных...

Всероссийский конкурс молодежных разработок и образовательных инициатив в сфере энергетики в рамках Молодежного дня III

Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива». Проводится ежегодно. Санкт-Петербург, Ярославская область, Анапа, Уфа и...

Методическое сопровождение участников конкурса...

Авторы статей проанализировал опыт проведения Конкурса, отметили как положительные стороны работ, так и недостатки, проанализировали лучшие работы, дали конкретные рекомендации. Чаше всего члены жюри секций отмечают заинтересованность школьников в...

Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных...

В современной образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве

− смещение акцента с заданий, воспроизводящих знания, к заданиям творческого и

волонтеров, интересные и сложные конкурсы, четкость регламента и объективность жюри...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- за пять лет работы сформированы качественные электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения

7. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Нужна ли научная работа в школе?

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве

Посетите сайты наших проектов. Мы выпускаем журнал «Юный ученый», где публикуются статьи, написанные учащимися (с 1 по 11 класс).

Творческая инициатива учащихся как основа успешного будущего

Ключевые слова: успешность, развитие личности, творческий потенциал, творческая инициатива. Говорят, что несчастье — хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

- Развитие способностей одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа)