«В душе каждого ребёнка есть невидимые
струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное.
Не меньшее значение имеет проектная технология обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.
Интерес к методу проектов был у меня всегда, но устоявшаяся традиционная педагогика не давала возможности раздвигать границы урока. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, мы учили учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями
Сейчас у меня 3 класс. Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе обучения уже во 2 классе. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом. Всё начиналось с урока «Жизнь животных зимой». Потом были тематические уроки: «Свойства воды», «Свойства воздуха» и др. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд».
Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Любая проектно-исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап
- определение темы;
- постановка цели и задач, определение источников информации;
- выбор критериев оценки.
Основной этап
- разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап
- Защита проекта
Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? И я начала готовить учащихся.
На осенней экскурсии обратила внимание на красоту краснеющих клёнов, желтеющих ив, краснеющих рябин. А остановку сделала в достаточно грязном месте. Учащиеся сами обратили внимание, что гармония красоты в природе нарушена действиями людей: бутылки, фантики, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с миром природы. А вот и под окнами школы поломанные ветки берёзы, рябины. Убрали всё это на школьном субботнике. Через некоторое время продолжили игру в разведчиков: что ещё плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Нарисовали рисунки, помечтали: «Было бы хорошо, если бы…»
Начали со школьного двора. Начали мечтать. Как хочется сделать уютным свой школьный двор! Давайте сделаем! Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев», мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Всё это я объединила одним словом – проект, уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятным, что проект – это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами.
Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общений друг с другом.
Как участник проекта и как учитель, я старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая воздействовать с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.
Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План назвали «Деревья на нашем пришкольном участке».
После составления плана был определён принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы. Проект получил название «Деревья вокруг нас». Класс разделился на несколько групп. Каждая сделала свою эмблему и выбрала дерево на пришкольном участке для наблюдения. У всех деревья были разные: кто-то выбрал берёзу, кто-то – клён, кого-то заинтересовал дуб и т.д.
У каждой группы появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал. Стало понятным, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечёмся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовёт изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты. По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного. За деревьями наблюдали весь год. Начали с того, как и когда дерево сбросило все листья. Как дерево перезимовало? Когда оно стало просыпаться? Когда появились почки, первые листочки? Когда оно зацвело? и т. д. Всё это дети записывали и фотографировали.
Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошёл в дома учащихся. Родители помогали детям найти информацию о деревьях в Интернете. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект». Проект вошёл и в мой собственный дом. Учащиеся видели, что мне интересно всё, что они делают. В одном лице я была и вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль – создатель условий для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества.
В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. На уроках изобразительного искусства учились рисовать деревья. На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение деревьев, необходимые для роста и развития условия. На уроках технологии лепили деревья. На уроках литературного чтения читали описания деревьев.
Изучив материал в той мере, в какой смогли учащиеся начальной школы, мы подошли к практической части: как сделать презентацию. В подготовке презентаций детям помогли родители, некоторые подходили ко мне. Затем в классе сделали научно-практическую конференцию. Ребята выступали с большим удовольствием. А потом встал вопрос: «А дальше будем работать по проекту?» Был поднят вопрос о назначении и пользе растений, прежде всего деревьев, в озеленении пришкольного участка и значении их в жизни человека.
Сейчас идет 3 год обучения. Проект продолжается, его тема – «Посади дерево!». Проект снова долгосрочный, коллективный и требует новых знаний.
В чём заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности?
Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.