Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста
Авторы: Васильева Наталья Николаевна, Галямина Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1394 раза
Библиографическое описание:
Васильева, Н. Н. Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста / Н. Н. Васильева, И. А. Галямина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3118/ (дата обращения: 16.12.2024).
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем, образованием и образом жизни.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы физкультуры и спорта проявляется в развитии физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами.
В современных социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан проявляют активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья, как той основы материального благополучия, которая досягаема для различных социальных групп граждан и способна обеспечит досуг всей семьи.
Такая заинтересованность, хотя и проявляется активно, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения каждого человека индивидуально. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они зачастую слабо совместимы между собой.
В настоящее время, в системе образования представлен достаточно широкий круг спортивно-оздоровительных мероприятий различного уровня, предлагаемых для участия детей дошкольного возраста.
В ходе работы по организации подготовки детей к таким соревнованиям педагоги часто сталкиваются с низким уровнем заинтересованности в этом направлении образовательной деятельности, как родителей, так и коллег по образовательному учреждению.
Между тем, анализ методологических основ спортивной психологии и педагогики, опыта работы специалистов в области дошкольного образования позволяет сделать вывод о позитивном влиянии процесса подготовки к спортивным соревнованиям и самого участия в них на развитие личности ребенка в целом и формирование метапредметных ключевых компетенций, в том числе, предпосылок к развитию универсальных учебных действий.
Прежде всего, следует отметить, что участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях в дошкольном возрасте способствует решению одной из важнейших приоритетных задач дошкольного образования – приобщению к здоровому образу жизни. А также, направлено на формирование таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, способность к контролю и самоконтролю своих действий, таким образом, оказывая положительное влияние на развитие произвольно-волевой и эмоциональной сферы.
Главная составляющая готовности ребенка к участию в спортивных состязаниях - это сформировавшаяся установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата.
Компетентный, высокопрофессиональный педагог во взаимодействии с другими специалистами, в том числе, с педагогом-психологом учреждения, формирует индивидуализированные для каждого ребенка цели участия в соревнованиях. Необходимо помнить о том, что намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, которой ребенок на данном конкретном этапе своей подготовленности способен добиться. Массовые спортивные соревнования в дошкольном возрасте не являются способом демонстрации высоких спортивных результатов, прежде всего, это средство личностного развития ребенка, раскрытия и осознания им самим его ресурсов и потенциала личности.
Психологическая подготовка ребенка к участию в каждом конкретном соревновании должна включать:
определение индивидуальной для каждого ребенка цели участия в соревновании;
создание установки на достижение этой цели;
формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.
В таблице, приведенной ниже, подробно представлены элементы психологической готовности ребенка к участию в спортивных соревнованиях и их характеристика, показывающая возможность переноса данного качества в другие сферы жизни ребенка дошкольного возраста.
Элементы готовности |
Характеристика |
уверенность в своих силах |
основывается на умении определить соотношение своих возможностей и сил с учетом условий предстоящих соревнований |
стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, в том числе своей индивидуальной. |
выражается в целеустремленности ребенка, в его готовности мобилизовать свои ресурсы и направить их на достижение цели |
эмоциональный настрой на ситуацию публичной презентации своего наработанного двигательного или иного опыта |
эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям ситуации соревнований, ограничивать продуцирование ребенком действий и поступков, препятствующих или создающих помехи для достижения цели |
способность к концентрации внимания на достижении целей, как основной, так и промежуточных. |
должна проявляться по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, в максимально возможной с учетом возраста «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию |
способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением |
при условии возможной вариативности соревновательной обстановки ребенок должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с другими членами команды, в рамках возрастных возможностей управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение соответственно морально-этическим нормам и представлениям о соревновании как об условно-игровой форме взаимодействия друзей и единомышленников |
В целом, представленные в таблице элементы готовности ребенка к соревнованиям соответствуют аналогичным для взрослых спортсменов [5, с. 65]
В ходе подготовки к соревнованиям различного уровня командой специалистов образовательного учреждения должна быть разработана система работы, направленной на поэтапное решение целого ряда задач, большинство из которых соответствуют общим задачам дошкольного образования в контексте действующих в настоящее время Государственных требований к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. По опыту работы можем отметить, что оптимальным вариантом является системная, целенаправленная работа воспитателя по физкультуре, старшего воспитателя, воспитателя группы и педагога – психолога при административной поддержке руководителя образовательного учреждения.
Совместная деятельность педагогов и ребенка по определению и формулированию индивидуальной для ребенка и общекомандной цели участия в состязании (для каждого конкретного мероприятия).
В цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности ребенка и взрослых участников образовательного процесса, в том числе, родителей, при подготовке к соревнованиям.
Формирование и актуализация мотивов участия в соревновании.
Побуждения, вытекающие из понимания ребенком социальной значимости достижения намеченной цели, в дошкольном возрасте это могут быть побуждения только личного значения. Мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуют созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели, повысить свой социальный статус.
Развитие навыков саморегуляции внутреннего состояния.
Задача, реальная к выполнению только при условии тесного взаимодействия педагогов и психологической службы учреждения. Уже на этапе проектирования программы действий необходимо учитывать такие моменты как: возрастные и индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста, возможности использования ресурсов семьи в данной работе, психологическое просвещение педагогов, участвующих в подготовке каждого конкретного ребенка к соревнованиям.
Развитие навыков командного взаимодействия.
Для детей дошкольного возраста опыт командного взаимодействия в условиях подготовки к соревнованиям и участия в них часто является первым опытом такого рода. Умение подчинять свои сиюминутные желания общекомандной цели, соподчинение мотивов деятельности и каждого поведенческого акта – все эти моменты сложны для ребенка любого возраста, и представляется позитивным фактором для дальнейшего развития личностных качеств ребенка, направленная, системная работа по формированию вышеперечисленных умений в дошкольном возрасте.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по подготовке ребенка дошкольного возраста к участию в спортивных состязаниях способствует формированию у него таких ключевых компетенций [7, с. 91] как:
социальные компетенции
способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки взаимодействия в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций;
коммуникативные компетенции
овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого, мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем;
общекультурные компетенции
осведомленность ребенка в вопросах особенностей общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций), развитие информированности ребенка о способах организации бытовой и культурно-досуговой сторон жизнедеятельности в аспекте приобщения к здоровому образу жизни;
специальные, физические компетенции
содержание данного вида компетенций включает в себя обогащение и расширение двигательного опыта ребенка, развитие основных физических качеств, укрепление его здоровья;
компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки.
Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ребенок. Он овладевает различными способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся осознанное отношение к собственному здоровью и безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, спортивно-оздоровительная работа в целом, и организация участия детей дошкольного возраста в спортивных состязаниях в частности, являются эффективным и универсальным средством развития личности ребенка.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.
В настоящее время, для развития обозначенного направления образовательной деятельности в дошкольных учреждениях, представляются актуальными следующие направления работы:
повышение ответственности родителей за здоровье детей;
совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в образовательных учреждениях;
внедрение новых эффективных форм организации занятий;
популяризацию спортивного движения и здорового образа жизни среди семей воспитанников и коллег;
массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.
обеспечение условий для совместного досуга детей и взрослых в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-массовых мероприятий.
Литература:
Арушанова А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: формы организации психолого-педагогической работы / Современный детский сад, 2011-№ 2 – С.19.
Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований: Рекомендации к написанию// Справочник старшего воспитателя, 2010 - № 10 - С.6.
Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка, 1968 130 с. Ил.
Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание 2010 - № 4 - С. 4.
Чекунова Е.А. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях вариативности содержания дошкольного образования // Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции - Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.