К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казанцева, Н. С. К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах / Н. С. Казанцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3114/ (дата обращения: 17.04.2024).

Одной из задач современной системы образования провозглашается установка на развитие креативной личности, способной ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, творчески развивающей [4]. В настоящее время не существует единого всеми признанного определения понятия «креативность», поэтому из множества определений мы предлагаем опираться на толкование термина «креативность» А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, которые считали, что креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Считаем это определение наиболее подходящим в рамках проблемы исследования.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных условий развития креативности является нерегламентированность образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования детей, где исторически сложилась особая воспитательная развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития личности. Но, к сожалению, не все учреждения дополнительного образования направлены на формирование и развитие креативности ребенка.

В Алтайском крае по итогам 2011 года система дополнительного образования развивается на базе 180 учреждений дополнительного образования [5]. Среди них: центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, станции юных натуралистов, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Относительно темы данной статьи, видится необходимым рассмотреть деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в контексте развития креативности.

Одним из наиболее популярных видов деятельности у детей является спорт (25% от общего числа обучающихся системы дополнительного образования). В настоящее время в системе образования функционирует 63 учреждения, в том числе 50 детско-юношеских спортивных школ и 13 детско-юношеских клубов физической подготовки. Занятиями физической культурой и спортом охвачено более 43 тысяч учащихся по 32 видам спорта [5].

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности; призвана осуществлять учебно-тренировочную и воспитательную работу с юными спортсменами, обеспечивая начальную и базовую их подготовку для специализации в определенном виде спорта [2].

Рассмотрев определение термина ДЮСШ, необходимо отметить, что обучение в спортивных школах направлено на воспитание профессионального спортсмена, достигающего высоких результатов. Поэтому обучение строится на физических нагрузках – реализации спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам личности. Но уровень результатов в современном спорте требует для его достижения владения не только комплексом физических, но и психических качеств, которые находятся на предельно высоком уровне их проявления. По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо возрастают требования к умственной деятельности спортсмена, неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной подготовки необходимо развивать креативность учащихся.

Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение других учреждений дополнительного образования, с целью развития разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности учащихся ДЮСШ.

Кроме того, обращаем внимание на принадлежность ДЮСШ к учреждениям дополнительного образования, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [3]. Тем самым определяем третью причину, по которой необходимо развитие креативности для учащихся спортивных школ – ДЮСШ как составная часть учреждений дополнительного образования обязана развивать креативную личность учащегося.

Развитию креативности (творчества) в спорте посвящены работы А. В. Родионова, 1976; А. А. Деркач, 1982; А. А. Исаева, 1982. Но полностью этот вопрос не изучен [1].

На настоящий момент в городе Барнауле насчитывается 10 ДЮСШ с различными видами спорта, такими как: бокс, шахматы, настольный теннис, хоккей, баскетбол, спортивная аэробика, волейбол, лыжные гонки, художественная гимнастика, спортивное ориентирование, гребля, дзюдо, греко-римская борьба, фехтование, каратэ, кикбоксинг, плавание, фигурное катание, спортивные танцы.

Рассмотрим одну из 10 существующих спортивных школ города Барнаула – ДЮСШ «Студия - спорт», открытая в октябре 2001 года; является структурным подразделением КГБУ «Краевой спортивный клуб», учредитель - управление Алтайского края по физической культуре и спорту. Отделения ДЮСШ: аэробика спортивная, гимнастика художественная, танцевальный спорт. Проанализировав цели и задачи деятельности ДЮСШ «Студия - спорт», можно выделить: создание благоприятных условий для гармоничного развития подрастающего поколения, повышения качества воспитания и дарований детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их творческого потенциала [7]. Данная задача указывает на наличие фактора креативности в обучении учащихся ДЮСШ.

Рассмотрев учебный план-график нескольких возрастных тренировочных групп отделения танцевального спорта, мы не обнаружили наименования предмета, который бы указывал на развитие креативности учащихся. Таким образом, выявили противоречие в несоответствии задач деятельности ДЮСШ с планами-графиками конкретных групп отделения танцевального спорта. Но данное противоречие может быть спорным, так как, говоря об отделении танцевального спорта, мы подразумеваем спортивные бальные танцы. В самодеятельных хореографических коллективах непосредственное занятие танцами, в том числе и бальными танцами, является средством развития креативности детей. Тем самым, можно предположить, что и в условиях ДЮСШ креативность развивают средствами самой хореографии. Но необходимо различать самодеятельные коллективы бальных танцев от танцевальных спортивных клубов и отделений танцевального спорта. В обеих организациях изучается один и тот же материал по бальным танцам, но в первом случае акцент идет на развитие разносторонней и креативной личности ребенка при помощи хореографической лексики, приобретая досуговый характер занятий; а во втором – воспитание спортсмена по бальным танцам, основной задачей которого является участие и достижение высоких результатов на соревнованиях; что подразумевает за собой наибольшее количество физических тренировок. Так как в танцевальном спорте большее внимание уделяется физическим тренировкам для повышения уровня мастерства учащегося, в плане-графике тренировочных групп отделения танцевального спорта не выделены часы, направленные на процесс развития креативности учащихся, которая в современных условиях им так необходима.

Таким образом выявили 3 основных причины необходимости развития креативности учащихся в ДЮСШ:

  1. Реализация спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам личности.

  2. Занятие спортом – большая часть свободного времени ребенка, что не дает возможность посещения других УДО с целью развития личности.

  3. ДЮСШ - учреждение дополнительного образования, развивающее мотивации личности к познанию и творчеству.

На данный момент на отделении танцевального спорта ДЮСШ «Студия - спорт» не существует ни одной методики на развитие креативности учащихся. Следовательно, в организации тренировочного процесса вопросам развития креативности спортсменов внимания практически не уделяется. Этому отрицательному фактору способствует не только профилирующая сторона деятельности ДЮСШ, но и руководящие лица учреждения, которые, с одной стороны, не выступают против процесса развития креативности учащихся, с другой – не способствуют этому. Это объясняется выше прозвучавшей главной задачей деятельности ДЮСШ и ее ограниченности по учебным часам. Чтобы воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не нарушая учебно-тренировочного процесса.

Проанализировав предметы, стоящие в годовом плане-графике учебно-тренировочной группы отделения танцевального спорта, предлагаем выбрать предмет «Игры» для реализации воспитания креативной личности учащегося. Для этого были изучены, отобраны и адаптированы различные методики на выявление уровня креативности учащихся на данный момент. Эти методики и тесты были проведены с учащимися на предлагаемом предмете «Игры»: диагностическая батарея Торренса, тест «Несуществующее животное». В дальнейшем планируется провести упражнения на развитие креативности учащихся группы по учебно-методическому пособию «Лучшие упражнения для развития креативности» А.Г. Гребцова [6], а также многие другие игры и методики на развитие креативности. После чего будет сделан повторный тест на выявление уровня креативности для сравнения показателей. Результаты и выводы всех проводимых тестов и методик будут в дальнейшем опубликованы.

Таким образом, введение в один из предметов учебно-тренировочного плана различных методик по развитию креативности детей будет способствовать развитию важного качества – креативности, что приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности ребенка.


Литература:

  1. Деркач, А.А., Исаев, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

  2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.142

  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: http://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1[Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/obra

  5. Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011г. [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: www.educaltai.ru/files/docs/public_report_2011.doc

  6. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие/ А. Г. Грецов. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44с.

  7. Положение о ДЮСШ «Студия-спорт» КГУ «Краевой спортивный клуб». – Барнаул, 2001.




Основные термины (генерируются автоматически): танцевальный спорт, дополнительное образование, развитие креативности, дополнительное образование детей, развитие креативности учащихся, Студия - спорт, Алтайский край, креативная личность, креативная личность учащегося, физическая культура.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Развитие креативности призвано сыграть важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует формирования у студента не только профессиональных, но и общих компетенций...

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как...

креативность, проблема развития креативности, развитие креативности, музыкальная деятельность, детское музыкальное творчество, музыкальное искусство, общее музыкальное образование, ранний возраст...

Формирование креативности личности школьника

Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Самостоятельная работа как условие развития творческой... Организация самостоятельной работы одаренных детей нами рассматривались как...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

— 1999.– № 9. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности...

Развитие креативности младших школьников средствами...

Модернизация системы обучения и воспитания в России связана с пересмотром всей парадигмы образовательной деятельности и внесением изменений в целевые установки развития личности.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности.

Теоретический анализ проблемы развития креативности...

Развитие креативности у каждого студента является индивидуальным. Системообразующим фактором развития креативности является гуманизация образования. Считается, что изначально задатки креативности присущи каждому человеку.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Развитие креативности призвано сыграть важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует формирования у студента не только профессиональных, но и общих компетенций...

Музыкальное образование в общеобразовательной школе как...

креативность, проблема развития креативности, развитие креативности, музыкальная деятельность, детское музыкальное творчество, музыкальное искусство, общее музыкальное образование, ранний возраст...

Формирование креативности личности школьника

Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Самостоятельная работа как условие развития творческой... Организация самостоятельной работы одаренных детей нами рассматривались как...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

— 1999.– № 9. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности...

Развитие креативности младших школьников средствами...

Модернизация системы обучения и воспитания в России связана с пересмотром всей парадигмы образовательной деятельности и внесением изменений в целевые установки развития личности.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности.

Теоретический анализ проблемы развития креативности...

Развитие креативности у каждого студента является индивидуальным. Системообразующим фактором развития креативности является гуманизация образования. Считается, что изначально задатки креативности присущи каждому человеку.