Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании
Авторы: Заболотных Ольга Владимировна, Селезнева Светлана Валентиновна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Заболотных, О. В. Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / О. В. Заболотных, С. В. Селезнева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 191-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3072/ (дата обращения: 16.12.2024).
Интегрированные уроки имеют много преимуществ. Педагоги, имеющие опыт проведения таких занятий, более подготовлены к переходу к компетентностному подходу в образовании. Понятие «компетентность» характеризуется широтой содержания и носит интегративный характер.
Компетентностный подход предполагает переход от «знаний» к «способам деятельности», при этом акцентируется внимание на результате образования. Технологии в подготовке компетентных специалистов ориентируются на развитие способностей обучаемых к совместным действиям в новых ситуациях.
Современные информационные технологии сегодня невозможно представить без компьютерной графики.
Компьютерная графика раскрывает широкие возможности творческого самовыражения как при создании работ чисто экранного искусства, так и в подготовке эскизов для дальнейшей реализации их в классических техниках изобразительного искусства.
Изучение компьютерной графики в области художественного образования имеет особое значение, поскольку является уникальным средством развития таких качеств обучающихся, как восприятие пространства, абстрактно-логическое и образное мышление, чувство цвета, творческое воображение, целостность восприятия, внимание, память и др.
В основном обучение компьютерной графике студентов художественных специальностей сводится к знакомству с её видами – растровой, векторной, трёхмерной и программными средствами для работы с ними. Наряду с этим компьютерная графика является великолепным средством моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного и графического творчества. По этой причине имеет смысл говорить об интеграции знаний по дисциплинам «Компьютерная графика» и специальных учебных дисциплин художественных специальностей.
Человек и его образ в изобразительном искусстве был и остается главным объектом. Профессионально грамотно выполнить рисунок фигуры человека возможно лишь на основе его всестороннего изучения.
Медицинская анатомия со времён Леонардо сделала громадный шаг вперёд, однако художественная анатомия осталась практически такой же, как при жизни этого выдающегося мастера.
Анализ строения скелета и мышечной системы даст нам возможность найти конструктивное обоснование внешней пластики рук, изображения которых вызывает наибольшие трудности у начинающих художников.
Знания закономерностей внутренней структуры поможет перейти от поверхностного срисовывания внешних форм к осознанному, анатомически обоснованному изображению (как это делали мастера эпохи Возрождения). Глубокое изучение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связях и контекстах.
Приведём пример интегрированного урока по данной теме.
Интегрируемые научные области: информационные технологии, пластическая анатомия.
Интегрируемые учебные дисциплины: компьютерная графика, рисунок.
Тема урока: Анализ пластико-структурно-функциональных связей верхних конечностей. Монтаж в программе Adobe PhotoShop.
Основные понятия урока:
кости и мышцы верхней конечности (поверхностный и глубокий слои);
слои, инструменты выделения, масштабирования
Цели урока:
образовательная - выполнение пластического анализа верхней конечности, используя работу со слоями в программе Adobe PhotoShop;
воспитательная - воспитание усидчивости, ответственности, устойчивой мотивации к учебной деятельности;
развивающая - развитие уровня компетентности студентов по изучаемым темам, формирование потребностей к саморазвитию профессионально значимых качеств; развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, организация самостоятельной учебной деятельности.
Задачи урока:
повторить и углубить знания по пластической анатомии верхней конечности;
установить взаимосвязь строения костей верхней конечности, мышц и выполняемых ими функций;
отработать основные приёмы работы со слоями в программе Adobe PhotoShop.
Тип урока: интегрированный = компьютерная графика (закрепление материала) + рисунок (повторение и углубление материала)
Вид: лабораторно-практическое занятие
Во время занятия используются фронтальные, групповые (в парах) и индивидуальные формы работы со студентами
Средства обучения: интерактивная доска, компьютеры, дидактические материалы – справочный материал по пластической анатомии верхней конечности, индивидуальные карты рефлексии студента, таблица «Мышцы передней поверхности верхней конечности», словарь, алгоритм выполнения практической работы.
На рисунке представлены начальный, один из промежуточных этапов и результат работы.
В процессе работы студенты должны «одеть» скелет мышцами. Возможность нарастить мышечную массу, почувствовать поверхностный и глубокий слои, которые имеют большое пластическое значение для художника, предоставила работа со слоями в программе Adobe PhotoShop.
Компьютерная графика – предмет, соединяющий эстетику рисунка, живописи и композиции с техническими возможностями, поэтому при обучении важно поставить акцент на синтезе и взаимообогащении искусства и компьютерных технологий.
Литература:
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.Издательство Эксмо, 2003.
Залогова Л.А. «Компьютерная графика» Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Залогова Л.А. «Практикум по компьютерной графике»М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003 г.
Бойер П. Photoshop CS2 для “чайников»: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.