Библиографическое описание:

Суетин М. И. Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 143-144.

Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам школьника, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. В решении этих основных задач школы биологическое образование играет особую роль. Его огромная значимость определяется и тем, что на современном этапе развития общества человек вошёл в противоречие с природой, результат которого – экологические кризисы. Они прямое следствие безграмотного, непродуманного, небрежного, а иногда и просто варварского отношения к природе. Отсюда необходимость гармонизации отношений человек – природа.

Правильный подход к выбору методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат, все эти этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.

В.А. Сухомлинский писал: «Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Природа – это и сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой.

Выращивание лекарственных растений на пришкольном участке даёт возможность ознакомить школьников с растениями – представителями различных семейств и экологических групп, условиями разведения лекарственных трав, ценностью лекарственного сырья, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранение природы и выработке практических навыков в деле о её охраны. Помимо этого, сам процесс выращивания растений позволяет организовать и наблюдение за их ростом и развитием, сформировать прочные знания о том, какая часть растения представляет лекарственную ценность. В процессе посева и наблюдения за ростом и развитием лекарственных растений, учащиеся, сравнивая виды делают выводы о различии фенологических фаз, пытаются выяснить с чем это связано, ученики узнают жизненные формы травянистых растений, пример: горец птичий, чистотел большой, ромашка аптечная, сумочник пастуший – это однолетние растения, а тимьян ползучий, мята перечная, мелисса лимонная, шалфей лекарственный, подорожник большой относятся к многолетним растениям.

Работа по созданию «лекарственных огородов» на пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Москвы и Московской области и различных фитоценозов.

При изучении лекарственных растений учащиеся овладевают различными категориями знаний:

  • общенаучными,

  • биологическими,

  • агротехническими,

  • натуралистическими,

  • экологическими и др.

Во время изучения лекарственных растений учащиеся создают систематическую картотеку (как базу данных в компьютере или на карточках) лекарственных видов растений, высаженных на участке, куда следует внести следующие данные о виде:

  • систематическое положение;

  • морфологическое описание вида с приложением гербарного материала;

  • возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала по России в целом и по Московской области (для этого можно использовать атласы ареалов лекарственных растений);

  • данные о численности вида в пределах Московской области (особо отметить охраняемые и редко встречающиеся виды);

  • историю использования растения в медицине разных стран;

  • указать, какие части растения используются в медицине, сроки сбора сырья;

  • способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине;

  • отметить другие возможности использования (декоративность, пищевые качества, использование в аранжировке);

  • сведения о легендах, мифах, поверьях, связанных с растением.

В результате полученных навыков и на основе изучения дополнительной литературы ученики готовят реферативные сообщения и презентации к самым разным темам курса «Ботаника».

С помощью занятий на пришкольном участке с разделом лекарственных растений у учащихся развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, что вызывает радость и положительные эмоции от общения с ней. В свою очередь формируется желание видеть красивое и любоваться им, воспитывается бережное отношение к растениям.


Литература:

  1. Звонарёва Т.И. «Биошкола», - М. 2011

  2. Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе», - М. 1997

  3. Рыжова, Н. А. «Я и природа», - М. 1987


Основные термины (генерируются автоматически): лекарственных растений, пришкольном участке, изучения лекарственных растений, лекарственных растений учащиеся, Московской области, Выращивание лекарственных растений, развитием лекарственных растений, процессе изучения лекарственных, изучении лекарственных растений, разделом лекарственных растений, ареалов лекарственных растений, лекарственных видов растений, пришкольном участке даёт, условиями разведения лекарственных, деятельности учащихся, процесс выращивания растений, формы травянистых растений, сильнейшее средство, познавательной деятельности учащихся, применения лекарственного растения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос