Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам школьника, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. В решении этих основных задач школы биологическое образование играет особую роль. Его огромная значимость определяется и тем, что на современном этапе развития общества человек вошёл в противоречие с природой, результат которого – экологические кризисы. Они прямое следствие безграмотного, непродуманного, небрежного, а иногда и просто варварского отношения к природе. Отсюда необходимость гармонизации отношений человек – природа.
Правильный подход к выбору методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат, все эти этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.
В.А. Сухомлинский писал: «Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Природа – это и сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой.
Выращивание лекарственных растений на пришкольном участке даёт возможность ознакомить школьников с растениями – представителями различных семейств и экологических групп, условиями разведения лекарственных трав, ценностью лекарственного сырья, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранение природы и выработке практических навыков в деле о её охраны. Помимо этого, сам процесс выращивания растений позволяет организовать и наблюдение за их ростом и развитием, сформировать прочные знания о том, какая часть растения представляет лекарственную ценность. В процессе посева и наблюдения за ростом и развитием лекарственных растений, учащиеся, сравнивая виды делают выводы о различии фенологических фаз, пытаются выяснить с чем это связано, ученики узнают жизненные формы травянистых растений, пример: горец птичий, чистотел большой, ромашка аптечная, сумочник пастуший – это однолетние растения, а тимьян ползучий, мята перечная, мелисса лимонная, шалфей лекарственный, подорожник большой относятся к многолетним растениям.
Работа по созданию «лекарственных огородов» на пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Москвы и Московской области и различных фитоценозов.
При изучении лекарственных растений учащиеся овладевают различными категориями знаний:
- общенаучными,
- биологическими,
- агротехническими,
- натуралистическими,
- экологическими и др.
Во время изучения лекарственных растений учащиеся создают систематическую картотеку (как базу данных в компьютере или на карточках) лекарственных видов растений, высаженных на участке, куда следует внести следующие данные о виде:
- систематическое положение;
- морфологическое описание вида с приложением гербарного материала;
- возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала по России в целом и по Московской области (для этого можно использовать атласы ареалов лекарственных растений);
- данные о численности вида в пределах Московской области (особо отметить охраняемые и редко встречающиеся виды);
- историю использования растения в медицине разных стран;
- указать, какие части растения используются в медицине, сроки сбора сырья;
- способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине;
- отметить другие возможности использования (декоративность, пищевые качества, использование в аранжировке);
- сведения о легендах, мифах, поверьях, связанных с растением.
В результате полученных навыков и на основе изучения дополнительной литературы ученики готовят реферативные сообщения и презентации к самым разным темам курса «Ботаника».
С помощью занятий на пришкольном участке с разделом лекарственных растений у учащихся развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, что вызывает радость и положительные эмоции от общения с ней. В свою очередь формируется желание видеть красивое и любоваться им, воспитывается бережное отношение к растениям.
- Звонарёва Т.И. «Биошкола», - М. 2011
- Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе», - М. 1997
- Рыжова, Н. А. «Я и природа», - М. 1987