Библиографическое описание:

Куликов С. Б. Опыт преподавания основ алгоритмики в средней школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 115-117.

Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с развитием Школы, как института удовлетворяющего основные потребности в образовании, воспитании и социализации молодых людей. Уровень образования диктовался, в первую очередь, развитием средств производства вообще, и технологий в частности. Так, к примеру, в феодальном обществе, построенном на примитивном сельскохозяйственном труде, не было потребности в образованном работнике. Зачастую целые деревни не имели жителей обученных даже элементарной грамотности, так как реальной потребности в обмене информации в письменном виде не существовало. Затем, по мере развития технологий, в каждой деревне потребовалось наличие людей, умеющих хотя бы читать и писать. В конце 19 века, с появлением промышленности, укрупнением городов и следующим за этим изменением образа жизни возникла потребность в начальном образовании, которую и были призваны решать церковно-приходские школы. В 20 веке вопрос образования населения встал как никогда остро. Гимназии, коммерческие училища, институты академии и т.д. Каждое государство стремилось создать систему образования отвечающую потребностям быстрорастущего и развивающегося общества. Зачастую само выживание государства стало зависеть от уровня образования населения, как основы производственных сил страны. В наше время наиболее технологически развитые страны пытаются перейти ко всеобщему высшему образованию. Так, к примеру, Япония объявила о переходе к всеобщему обязательному высшему образованию уже в ближайшие годы.

С начала 90 годов прошлого века в мире началось бурное развитие вычислительной техники и, соответственно, информатики, как основы для внедрения достижений науки и техники в этой области сначала в производственную деятельность, а потом и в повседневную жизнь. Процессы информатизации общества вызвали огромный всплеск населения к образованию в области информатики как необходимому условию для построения успешной карьеры и служебного роста. Особенности развития России, проблемы переходного периода от общества построенного на основе социалистических идей к обществу рыночной экономики обусловили приоритетное развитие образования в области компьютерных прикладных технологий в ущерб изучению таких фундаментальных основ информатики как алгоритмические процессы вообще и алгоритмическое мышление в частности. Сложившиеся стереотипы привели к потере качества образования в области математики и алгоритмической информатики, что негативно сказалось на общем уровне образования и потере лидирующих позиций на рынке наукоемких, и в первую очередь, компьютерных технологий. Автор предполагает, что описанные выше проблемы и последствия не могут долго оставаться в тени. Общество постепенно поворачивается к школе лицом и становится все более требовательным как к уровню образования так и к его содержанию. Гимназия «Дмитров», где работает автор, на протяжении последних 15 лет уделяет особое внимание и ставит приоритетом изучение именно в области алгоритмики как основы для получения образования в области информатики.

Изучение основ информатики в среднем звене предворяется знакомством с предметом в младшей школе, где у детей формируются навыки не только работы на компьютере, но и решения алгоритмических задач, что упрощает переход к формированию алгоритмического мышления. Сложившийся опыт работы в компьютерном классе позволяет в 5 классе, после небольшого вводного курса перейти непосредственно к изучению основ алгоритмики. Главным препятствием для овладения основами программирования на таких языках высокого уровня как «Pascal» или «Си++» является сложная для понимания учеником подготовительная работа по описанию переменных, оформлению программ и т.д. Поэтому, в гимназии, мы начинаем с изучения минимально возможного и понятного для учеников набора команд, которые позволяют сделать законченную программу, готовую к выполнению на компьютере. Учитывая, что в наше время при получении информации, в большей степени работают зрительные анализаторы, мы стараемся разрабатывать программы с одной стороны коротки и понятные по логике, а с другой, наглядные по выполнению. Так, одной из первых является программа вывода на экран звездочки в нужном месте экрана.

Program z1;

Uses crt;

Begin

Clrscr;

Gotoxy(5,5);

Write(‘*’);

End.

Эта простейшая программа позволяет за один урок объяснить понятие линейного алгоритма, координаты экрана, процедуру запуска и отладки программы. Причем все это проходит в игровой форме на повышенном интересе к процессу ввиду его наглядности и быстром получении результата. Ученики успевают поэкспериментировать и изменить программу по своим предпочтениям.

Следующим этапом, на другом уроке ученикам предлагается уже самостоятельно попробовать разработать программу вывода на экран сразу нескольких звездочек в разных местах экрана, что позволяет детям повторить использование выученных дома операторов и набраться опыта работы в конкретной среде программирования. Очередная алгоритмическая конструкция, с которой знакомятся дети, так называемый «цикл», позволяет создать программу реализующую движение звездочки на экране, что вызывает неподдельный интерес и тем самым мотивирует к дальнейшей самостоятельной работе, которая является и творческой, поскольку предполагает проведение исследований по использованию операторов цикла, и системной, позволяющей закрепить полученные навыки и отработать области применения различных операторов. В алгоритмических языках существуют так называемые «сложные» для понимания конструкции, в силу отсутствия опыта и низкой способности к абстрагированию для учеников. Одной из таких конструкция является «выбор по условию», которая для изучения требует особого внимания, так как предполагает разные варианты работы программы в зависимости от верности условия. В случае же использования программ с высокой степенью наглядности дети легко осваивают и эту конструкцию, не «комплексуя» по поводу «сложного» материала. При реализации движения звездочки на экране возникает ситуация при которой звездочка, двигаясь по горизонтали, доходит до конца экрана и у детей не возникает проблем с пониманием того, что в этом случае нужно перейти к началу следующей строки. Данный подход позволяет изучить основные алгоритмические конструкции, основные операторы и среду программирования языка «Pascal» на конкретных примерах, сохраняя высокую мотивацию к учебе. Полученные знания и навыки работы позволяют перейти в старших классах к выполнению законченных проектов по разработке действующих программ. Проектная деятельность позволяет сохранить интерес к работе и изучению алгоритмики, что в последующем положительно сказывается на общем уровне развития и формирует алгоритмическое, системное мышление.

21 век, безусловно, будет веком высоких технологий и информатики. Страны, не уделяющие достаточно внимания школе, внедрению современных образовательных систем, отказывающихся от хорошего математического образования, окажутся неконкурентноспособными. Уровень жизни, суверенитет, экономическая безопасность – все это находится в прямой зависимости от уровня образования граждан и должно являться доминантой для любого правительства при любом общественном строе.

Основные термины (генерируются автоматически): основ информатики, средней школе, основ алгоритмики, области информатики, фундаментальных основ информатики, преподавания основ алгоритмики, Изучение основ информатики, уровня образования, образования населения, изучению основ алгоритмики, высшему образованию, уровня образования населения, значимость изучения основ, общем уровне образования, вопрос образования населения, основ безопасности жизнедеятельности, приоритетное развитие образования, всеобщему высшему образованию, Сравнительный анализ основ, потере качества образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос