Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Хафизова Н. Х. Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 193-194. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/2984/ (дата обращения: 15.08.2018).

В статье освещены вопросы формирования у учащихся понятий о профессиях, представлена модель процесса формирования, о характеризованы её компоненты.

Ключевые слова: понятия о профессии, модель, система понятий, формирование, педагогические технологии, преемственность, непрерывность, диагностика, компоненты.


Первоначальные сведения и представление о профессиях учащиеся получают либо со слова специалиста, либо из-за интереса к престижной профессии. По утверждению Е.А.Климов, самовосприятие профессии происходит по формуле:

«Сходятся вместе один момент и весь жизненный опыт». Уже с раннего возраста у ребенка формируются первые понятия о различных профессиях и отношение к ним. Одновременно с этим ребенок начинает оценивать профессии, исхода из своих потребностей и окружающей социально-экономической обстановки.

В этом плане образовательные учреждения, планируя проведения профориентационной работы на основе системного подхода, должны принять во внимание возрастные особенности учащихся.

Отираясь на психолого-педагогические исследования в области профессиональной ориентации учащихся и основываясь на результатах опытно-экспериментальной работы, мы разработали модель формирования у учащихся понятий о профессиях, которая представлена на рисунок 1.

Рис. 1.


Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свой темперамент, ориентироваться в мире профессий, планировать будущую жизнь и пути достижения успеха.

Данная модель включает в себя:

  1. Педагогические условия формирования у учащихся понятий о профессиях;

  2. Комплекс понятий о профессиях в содержании учебных предметов, изучаемых в начальных классах.

  3. Пути и средства формирования у учащихся понятий о профессиях.

  4. Эффективные технологии формирования понятий о профессиях.

Первые компонент модели - педагогические условия формирования у учащихся понятий о профессиях предполагает создание условий для зарождения и развития необходимых понятий.

В условия вошли:

  • диагностика формирования у учащихся понятий о профессиях;

  • целее направленный подход к учебным занятиям;

  • преемственность и непрерывность процесса формирования понятий о профессиях.

Прокомментируем каждое из условий.

Диагностика формирования понятий о профессиях у учащихся. В центре внимания диагностики находится личность ученика, уровень сформированности у него понятий о профессиях, изучение его отношения к труду и выполнение коррекционно-педагогических работ в зависимости от результатов диагностики.

Целенаправленный подход к учебным занятием. Этот подход можно рассматривать как создание целостной педагогической системы, направленной на формирование у учащихся понятий о профессиях. В систему входят содержание, методы, пути и средства процесса формирования.

Целенаправленный подход к учебным занятиям позволяет, во-первых, правильно выбрать педагогические технологии, направленные на формирование понятий о профессиях, во-вторых, развивать у учащихся критическое мышления.

Преемственность и непрерывность процесса формирования у учащихся понятий о профессиях заключается в отборе содержания понятий и последовательности их представления, а также в профессиональной ориентации учащихся на уроках и внеклассных занятиях.

Второй компонент модели-комплекс понятий о профессиях, представленных в содержании учебных предметов. Данный компонент содержит характеристику понятий о профессиях, связанных с изучением того или иного предмета, в связи с чем появляется возможность дать ученикам начальных классов более конкретное представление о профессиях.

Третий компонент модели определяет пути и средства формирования у учащихся понятий о профессиях. Имеются в виду традиционные методы и приемы –это рассказы учителя или специалиста о профессиях, встречи с известными людьми, представителями разных профессий, интегрированные уроки, экскурсии, кино и видеофильма и др.

Нетрадиционные формы – педагогические игры и информационные технологии.

Четвертый компонент модели - технологии формирования у учащихся понятий о профессиях. Имеется в виду технология проектирования и гарантирования конечного результата по формированию понятий о профессиях.

На основе описанной модели организуются интегрированные уроки с использованием межпредметных связей, в содержание учебных предметов вводятся дополнительные темы и информация, направленная на формирования понятий о профессиях у учащихся.


Основные термины (генерируются автоматически): профессия, учащийся, компонент, целенаправленный подход, профессиональная ориентация учащихся, диагностик формирования, компонент модели, непрерывность процесса формирования, средство формирования, педагогическое условие формирования.

Похожие статьи

Модель организации профессиональной ориентации учащихся...

В воспитательной системе школы существует значимый компонентпрофессиональная ориентация учащихся. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Формирование профессионального самоопределения учащихся... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Система формирования профессионально-педагогической...

Процесс формирования профессиональной направленности должен быть целостным, педагогически обоснованным и целенаправленным.

О компонентах профессиональной готовности учащихся...

Аксиологический подход к формированию профессиональной...

Педагогическая практика как средство формирования...

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описаниеразличных подходов к определению этих понятий. Ключевые слова: направленность личности, профессиональная ориентация, педагогический университет...

Формирование профессионального самоопределения...

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного...

Педагогическая практика как средство формирования...

В социально-педагогической диагностике профессиональной ориентации. Рис. 5. Сводные данные по профессиональной направленности учащихся 9 «А» класса.

Педагогическая модель формирования созидательной культуры...

На рис. 1 представлена «Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста-геолога в образовательном процессе ссуза». Целевой компонент модели определяет целевые установки образовательного процесса...

Содержательные особенности педагогической модели развития...

Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин...

Прагматический/моделирующий уровень характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью и осознанностью путей и...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модель организации профессиональной ориентации учащихся...

В воспитательной системе школы существует значимый компонентпрофессиональная ориентация учащихся. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Формирование профессионального самоопределения учащихся... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Система формирования профессионально-педагогической...

Процесс формирования профессиональной направленности должен быть целостным, педагогически обоснованным и целенаправленным.

О компонентах профессиональной готовности учащихся...

Аксиологический подход к формированию профессиональной...

Педагогическая практика как средство формирования...

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описаниеразличных подходов к определению этих понятий. Ключевые слова: направленность личности, профессиональная ориентация, педагогический университет...

Формирование профессионального самоопределения...

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного...

Педагогическая практика как средство формирования...

В социально-педагогической диагностике профессиональной ориентации. Рис. 5. Сводные данные по профессиональной направленности учащихся 9 «А» класса.

Педагогическая модель формирования созидательной культуры...

На рис. 1 представлена «Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста-геолога в образовательном процессе ссуза». Целевой компонент модели определяет целевые установки образовательного процесса...

Содержательные особенности педагогической модели развития...

Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин...

Прагматический/моделирующий уровень характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью и осознанностью путей и...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута...

Задать вопрос