Библиографическое описание:

Федорович С. В., Дьячков В. А., Козырева О. А. Условия и специфика самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 191-193.

Современная педагогическая практика находит новые ресурсы, средства, методы, технологии организации педагогического взаимодействия, фасилитирующего процесс становления личности в деятельности и общении.
Остановимся на определении терминов, выявлении специфики и условий самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК.
Из многообразия дефиниций категории «самореализация» мы выделим и уточним следующее: самореализация – это ситуативно реализуемая способность личности в усвоении различных норм поведения, системы ценностей, моральных качеств, норм культуры, создающих условия для пополнения и трансформации опыта деятельности и сознания продуктов науки, искусства, культуры, спорта, учения, игр и пр., раскрывающих поле каждого человека в его подлинной природе, мультисредовых и личностных ограничениях и возможностях, системно определяющих место и роль в культурно-антропологических системах единиц, измеряющих как человека, так и общество в целом.
Под социализацией мы будем понимать процесс и механизм формирования у человека различных социально, профессионально и личностно значимых и востребованных моделей отношений, поведения, взаимодействия, качеств личности, компетенций, ценностных, общекультурных и профессиональных ориентаций, фасилитирующих преобразование объективной реальности, системно трансформирующих сознание субъекта деятельности и модели деятельности в структурах самоопределения (самодетерминации), самоидентификации, саморазвития, самореализации, самосовершенствования, где социальная и профессиональная среда играет роль купели, колыбели и стези в микро-, мезо-, макро- и мегаусловиях постановки и решения противоречий, дилемм, проблем и задач нами описываемого процесса и механизма.
Под самосовершенствованием будем понимать результат построения и освоения программы самостоятельного пополнения знаний, формирования умений, навыков, компетенций, ценностей и ценностных ориентаций, моделей познания, преобразования внутреннего и внешнего в среде, деятельности, общении, системно преобразующих мировоззрение, качество жизни и продуктов культуры, спорта, искусства и науки.
Неоднородность выявления условий и специфики самореализации и самосовершенствования будущих педагогов по ФК обусловлена мультисредовыми изменениями ценностного и гносеологического генеза. Так, полисистемные и мультисредовые отношения предопределяют построение модели познания, преобразования объективной реальности, т.е. иными словами – многосистемность и многодерменированность всех возможностей, качеств, условий, продуктов, тенденций, факторов, ограничений и пр. представляет собой, с одной стороны, – синергетически регулируемую систему, с другой стороны, – ситуативно допустимую возможность, сохраняющую общество в рамках того или иного ряда ценностей, знаний, компетенций, моделей и пр.
Практика формирования и становления будущего педагога по ФК имеет многовариантные особенности, мы остановимся на процессах формирования личности в контексте самореализации и самосовершенствования.
Выделим условия самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК в структуре педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия:
I. Общепедагогические условия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип научности, последовательности, системности, систематичности, целостности, обусловленности педагогического воздействия и взаимодействия;
  • принцип прочности, востребованности, субъектной позиции личности в структуре социально-, профессиональнои личностно-ролевых отношений и моделей преобразования объективной реальности;
  • принцип становления, формирования и развития личности в среде, деятельности и общении;
  • принцип единства воспитания, обучения, образования, развития, социализации и адаптации;
  • принцип перехода от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию, от контроля к самоконтролю, от образования к самообразованию;
  • принцип учета системы ограничений и возможностей в постановке и решении проблем, дилемм, задач и пр. в условиях определения и реконструкции норм и моделей природосообразного и культуросообразного образования и обучения;
  • принцип определения, изучения, учета методологического потенциала и достигнутого уровня культуры отношений и гносеологических основ изучения и преподавания дисциплин в педвузе;
  • принцип самодетерминации и синергизма в выборе общепедагогического начала и основ формирования знаний и компетенций по педагогическому профилю обучения.
II. Общедидактические условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования профессионально-педагогической культуры, культуры самостоятельной работы, общей и коммуникативной культуры;
  • принцип формирования позитивной самооценки и внутренней мотивации деятельности при учете необходимого уровня притязаний и объективной сооценки и взаимооценки у будущего педагога по ФК;
  • принцип единства видов обучения в структуре решения познавательных и профессионально-педагогических задач;
  • принцип оптимизации ресурсов антропологического поля в контексте определения целей, задач, методов, форм, принципов, условий, средств, методик и технологий педагогического взаимодействия;
  • принцип дихотомического сочетания инновационного и традиционного в постановке и решении задач оптимизации учебной, воспитательной, досуговой, просветительской, здоровьесберегающей и пр. деятельности;
  • принцип выбора оптимальных, разнообразных профессионально и личностно обусловленных форм обучения и контроля в структуре обучения и педагогического взаимодействия.
III. Общеметодические условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности и специфики преподаваемого предмета;
  • принцип формирования методического потенциала будущего педагога по ФК в структуре учета ФГОС и системы федерального, регионального, внутришкольного, мультигруппового и полисубъектного осознания, постановки и решения противоречий современной системы образования;
  • принцип управления и коррекции в модели педагогической практики и взаимодействия в структуре учета всех звеньев образовательных и мультикультурных объединений;
  • принцип выращивания личности в среде профессиональной, научно-педагогической, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности.
IV. Здоровьесберегающие условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования профессиональных, социальных и личностных интересов обучающихся, студентов и слушателей в поле идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогической теории и практики;
  • принцип формирования потребностей в здоровом образе жизни и его пропаганде;
  • принцип получения высоких достижений в спорте, науке, искусстве, культуре согласно ситуативного, личностного и профессионально значимого акме;
  • принцип учета специфики определения способностей, склонностей, предпочтений согласно постановки и реализации условий нормального распределения в структуре педагогического взаимодействия.
Под условиями мы будем понимать выявленную и регулируемую систему ограничений и возможностей педагогического и профессионально-педагогического генеза, фасилитирующих постановку и решение проблем, задач, дилемм, противоречий и пр. в поле реализации моделей педагогического взаимодействия, определяемых в контексте единиц современной дидактики (виды, принципы, формы, методы, приемы, средства, методики, технологии и пр.).
Условия самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК в структуре педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия реализуются выбором системы методов, форм, средств, ресурсов, технологий современной педагогики.
Нами выделено 4 группы условий, которые описываются принципами современной педагогики. Каждый принцип реализуется на определенных учебных занятиях (формы обучения) при учете оптимизации выбора и использования методов и средств, целей и задач ситуативно, личностно и профессионально выбранной формы обучения, выделенной дисциплины и разработанной программы изучения данной дисциплины, ресурсов того или иного институционного (суз, вуз, система переподготовки и пр.), регионального, государственного объединения.
Педагог по ФК в структуре своей будущей профессиональной деятельности осуществляет процессы самореализации и самосовершенствования, данные процессы могут быть отслежены в исследовании профессионально-педагогических кейсов [3] и самопрезентаций, анкет и наблюдений. Более того, целесообразность системного и мультисредового определения основ выявляемых противоречий есть одно из качеств современной системы образования, фасилитирующей становление личности как профессионала-труженика, семьянина, гражданина.
Подготовка бакалавров и магистров отличается от подготовки специалиста – педагога по ФК, – здесь инертность и менталитет общества не всегда бывают в пользу инновационного преобразования всех звеньев учебного и внеучебного процесса. Традиционная педагогическая теория и практика нашей страны накопила колоссальную копилку педагогических и дидактических ресурсов и знаний, вся совокупность которых практически не используется в структуре реализации ФГОС бакалавриата и магистратуры.
Видовая типология обучения и образования за многолетнюю практику выявила тенденцию продуктивного использования общепедагогического, обще- и частнодидактического знания, так на одном репродуктивном знании не может быть построена средняя, а уж тем более высшая школа. Современные виды обучения (например, дистанционное) не достаточно разработаны в структуре общедидактического и частнометодического обеспечения, а обезличивание трудов и практик, плагиат и бесконтрольность, безответственность в представляемой информации и учебно-информационном обеспечении как формы деформаций современной системы образования и науки будут нерешаемыми в нашем обществе из-за снижающегося уровня культуры, гуманизма в полном смысле данного феномена, искажении основ наук в несогласованной оценке присвоенного результата труда и благ в целостном понимании данной проблемы, а также нежелание учитывать ресурсы антропологического фактора и условия нормального распределения в структуре выделения той или иной проблемы, тормозящей развитие общества, т.к. создание материальных благ и их распределение – проблема не одного поколения, пытающегося найти уникальные способы преобразования среды и формирования и развития личности в ней. Распределение Гаусса (нормальное распределение) нам позволяет сделать вывод о невозможности неустанной чистки общества (устранения определённых 5% слева на кривой), т.к. данный процесс будет идти до самого последнего – последнего человека. Непонимание того, что продукты обучения, науки, спорта, искусства, Цивилизации в целом получаются 5-ю процентами справа (кривая Гаусса), но в разных системах отсчета один и тот же человек может находиться в разных группах, поэтому все 100 % генеральной совокупности субъектов нами рассматриваемого поля могут создавать блага и ценности в меру грамотно выбранных методов, средств, целей, задач, технологий организации педагогического взаимодействия и направления той или иной практики.
Следует учитывать выше определенные идеи, но их реализация не всегда дает тот программируемый прирост ценностно-гносеологического и продуктивно-средового потенциала, т.к. полисубъектные отношения непредсказуемы, а феноменология психосоциальной аллергии в русле непонимания основ ее – зловещая система деформаций личностного, социального и профессионального аспектов взаимодействия.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 363 с. – ISBN 978–5–7148–0360–4.
  3. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.

1

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического взаимодействия, будущего педагога, принципов педагогического взаимодействия, самосовершенствования будущего педагога, следующих принципов педагогического, принцип формирования, соблюдении следующих принципов, принцип учета, структуре педагогического, организации педагогического взаимодействия, принцип единства, современной системы образования, структуре педагогического взаимодействия, принцип формирования позитивной, принцип формирования методического, принцип формирования профессиональных, принцип формирования потребностей, принцип учета специфики, условия вия, принцип единства воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос