Библиографическое описание:

Щербакова Т. Н. Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 200-203.

В последние годы появляется большое количество публикаций, посвященных педагогической, методической подготовке педагогов, формированию их компетентности. В этой статье мы обратимся к вопросу формирования имиджа учителя иностранного языка.

Выделим основные понятия.

В переводе с английского «имидж» означает «образ». Можно сказать, что имидж – это образ человека, который складывается среди других людей.

Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: «имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном созна­нии с помощью паблисити, рекламы или пропаганды».

Другие исследователи утверждают, что термин «имидж» имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, кото­рый конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в созна­нии и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие.

С точки зрения психологии имидж рассматривается как образ, возникающий в психике человека в процессе восприятия (перцепции). Имидж представляет собой психический образ, специально конструируемый, принимающий характер стереотипа и имеющий манипулятивное воздействие на окружающих.

В социологии понятие «имидж» часто рассматривается через статусный образ: «Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе».

А.П. Панфилова, автор книги «Имидж делового человека», определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого – либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации [3,с. 53].

Выделяют разные типы и виды имиджа. Мы обратимся к имиджу профессиональному.

Профессиональный имидж – образ человека, детерминированный его профессиональными характеристиками.

Так как имидж учителя относится к профессиональному, то рассмотрим важные слагаемые профессионально – личностного имиджа. Л.К. Аверченко и Г.М. Залесов к таким качествам относят:

  • профессионализм и компетентность;

  • нравственная надежность;

  • гуманитарная образованность: для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье и т.д.;

  • коммуникативная привлекательность;

  • использование психологических техник: знание закономерностей функционирования человеческой психики, а также законов психологии.

Имидж педагога условно делят на несколько составляющих:

  1. Сам образ, то есть некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают педагога, а также то, что впоследствии остается в их памяти .когда человек уходит.

  2. Внешние аспекты, к которым относят манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т.д.

  3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческий подход, хобби.

  4. Процессуальный аспект, включающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.

  5. Ценностный аспект, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, ценностными установками, а также созданной легендой.

  6. Профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, фото и видео свидетельства его деятельности, авторские сайты, публикации и т.д.

Важно, чтобы имидж был цельным, когда его внешние проявления не расходятся с внутренними установками учителя, соответствуют его характеру и взглядам.

Для создания имиджа учителя важным является также профессиональный антураж, то есть совокупность предметов, которыми себя человек окружает, тем самым проявляя не только свой вкус и свои интересы, но и определенным образом демонстрируя принадлежность к конкретному культурному сообществу специалистов. Например, если в кабинете учителя иностранного языка есть необходимое для работы оборудование (например, магнитофон, компьютер, интерактивная доска, разные виды карт (которые нужны при изучении страноведения), учебники и методические пособия, словари и т.д.), то такой специалист будет вызывать больше доверия. Однако такая среда не возникает спонтанно, она целенаправленно формируется и далее влияет на имидж учителя.

Иногда созданная учителем среда призвана показать профессиональную и социальную позицию, которую занимает данный учитель в профессиональной сфере. В этом случае на стенах кабинета появляются многочисленные дипломы и фотографии в компании известных людей. В настоящее время существуют школы с этнокультурным компонентом. Для имиджа школы здесь будет значимо разместить в кабинетах (как администрации, так и учителей – предметников) предметы, демонстрирующие этнокультурную принадлежность.

Если говорить об отражении профессиональных качеств в имидже учителя, то здесь важно соотнести его с преподаваемым предметом, то есть должно быть соответствие «образа учебного предмета» и индивидуально - личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Очевидно, что учитель иностранного языка должен хорошо ориентироваться в грамматике и стилистике языка, знать тенденции развития языка в странах, где живут носители языка (ведь не секрет, что язык изменяется, упрощаются или усложняются смысловые конструкции, существуют особенности языка в разных регионах и т.д.). В этом случае образ учителя будет иметь также воспитательное значение, которое трудно переоценить. Декларация идеала и правильного поведения без реального подкрепления образом самого учителя не будет иметь положительного воспитательного влияния.

Особый интерес представляет вопрос формирования идеального имиджа учителя, в том числе имиджа учителя иностранного языка. В каждый исторический период к педагогу предъявлялись разные требования, составлялись профессиограммы, в которых отражались основные компоненты личности и профессиональные характеристики педагога.

Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии.

В книге Петровой Е.А. представлены интересные результаты исследований образа педагога [5,с. 6-9].

Вопрос представления «хорошего учителя» начал изучаться с 30-х годов XX века. По данным Прозорова Г.С. ученики 30-х годов включали в портрет «хорошего» учителя: знание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношений с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид.

Образ «плохого учителя»: слабое владение предметом; плохой подход к учащимся; неумение создать дисциплину; неправильная оценка знаний учащихся; внешний вид.

Исследования 40-х годов показали, что ученики больше ценят в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

«Идеальный учитель» 60-х годов обладал следующими характеристиками: уравновешенностью, гармоничностью, авторитетом, знанием предмета, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих учеников, умением говорить логично и выразительно, требовательностью самостоятельности, любовью к педагогической работе (Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В. и др.).

В семидесятые годы исследование Ж. Лендел позволило выделить такие качества «хорошего» учителя, как: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

В результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предложили проранжировать 58 качеств учителя, исследователи (Шепель В.М.) выявили, что на первом месте у школьников находится такое качество, как любовь к детям, а у учителей данное качество только на 28 месте.

Исследования Петровой Е.А., проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, серьезного, тактичного, откровенного, спокойного, активного, щедрого, уверенного, практичного, прощающего, осторожного, смелого, сотрудничающего, организованного, трудолюбивого, умного и приятного.

Исследование, проведенное нами в студенческой среде в 2010 году показало, что в первую очередь в педагоге студенты хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи.

Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность педагога и эруди­ция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный образ играет важную роль в педаго­гическом процессе (Л.М. Митина, А.К. Маркова, М.Н. Котлярова, В.А. Кан-Калик, Е. Русская, Е.А. Петрова и др). Важно, чтобы учитель был ориентирован на формирование собственного имиджа.

Благодаря удачно сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более про­фессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.

При формировании имиджа современного педагога большое значение имеет мотивация. Исследователи выделяют 2 варианта мотивации формирования индивидуального и профессионального имиджа:

  1. Психологическая – повышение самооценки. Результат формирования имиджа – достижение внутренних целей человека, достижение психологического комфорта.

  2. Инструментальная – создание инструмента для социального влияния. Результат – достижение внешних целей.

Также при формировании имиджа следует опираться на определенные принципы:

  • формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникающее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается человеком как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Так как люди себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они могут доверять больше, чем сознательному;

  • умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в образовательном учреждении, которое достигается путем выявления положительных качеств и придания им соответствующей эстетической формы;

  • самовоспитание и самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;

  • гармонизация образа;

  • владение навыками самопрезентации;

  • саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

Построение профессионального имиджа – процесс сложный, многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям.

Этапы формирования имиджа педагога (А.С. Ковальчук, В.М. Шепель, Е.Б. Перелыгина):

I - изучение личностных характеристик, составление «Я-концепции». Ос­новная цель – создание идеальной модели, образа – предмета имиджирования.

II - подбор и культивирование характеристик, присущих определенному этапу развития (зрелости), роду занятий, ожиданиям коллег, сотрудников, потребителей. Можно произвести ранжирование и выбор определенных востре­бованных и значимых профессиональных и личностных качеств, которые индивид способен развить в себе.

  1. - работа над внешним видом (стиль, поведение, техника презентации,
    произвольность).

  2. - работа над совершенствованием коммуникативных качеств: расширение опыта взаимодействия и воздействия, овладение педагогической техникой, технологиями самоподачи.

Г.Г. Почепцовым были выделены 10 технологий создания имиджа политика (для педагогов адаптированы А.А. Калюжным).

Дистинктивная – выделение индивидуальных качеств учителя на базе различных обобщений (н-р, изображение курящего или пьющего учителя в символическом варианте невозможно, а в действительности педагог может курить. Создавая свой имидж, наставник заполняет образовавшийся информационный вакуум в сознании учеников сведениями о себе).

Личностная – механизм продвижения педагога из человека незнакомого детям в сферу известного учащимся (из позиции «чужой» в позицию «свой»). Например, педагог может что – то рассказать о себе, о своих взаимоотношениях с окружающими, житейских проблемах.

Лидерская – набор качеств учителя, воспринимаемых школьниками как педагогически авторитетные. В данном случае имиджмейкер идеализирует образ учителя, делая акцент на определенном наборе его черт: любовь к детям, образованность, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, заинтересованность, терпеливость и т.д.

Образцовая – стремление соединить образы современного учителя и авторитетного учителя прошлого при помощи символизации (визуально, вербально, невербально).

Артистическая – тип поведения учителя, близкий к актерскому мастерству.

Визуальная – охватывает сразу несколько каналов информации, основным из которых является внешний вид педагога.

Параллельная – символизация педагогической атрибутики, реализуемой на различных советах и совещаниях, родительских собраниях и т.д. Желание учителя иметь безупречный средовой имидж (специализированный кабинет, необходимое оборудование, красивый внешний вид, порядок на рабочем столе, грамоты, сертификаты и т.д.). Насыщение пространства значимой символикой должно быть оптимальным (перенасыщение или минимальное наполнение могут негативно сказаться на имидже педагога).

Коммуникационная – внедрение символизации в учебно – воспитательную работу. Это тактика предугадывания будущих действий и установок учащихся. Это:

  • на общем уровне – выпуск учебных и воспитательных программ, учебных пособий и т.д.

  • на частном уровне – проведение ролевых игр, мероприятий и т.д.

Защитная – помогает педагогу бороться с неблагоприятной косвенной информацией, которая формирует имидж (пресечение слухов и сплетен).

Габаритная – исследует функционирование независимых друг от друга каналов передачи сведений, доступных каждому педагогу (каналы: визуальный, слуховой, вербальный, невербальный, обонятельный, осязательный и т.д.).

Итак, мы кратко рассмотрели вопрос формирования профессионального имиджа учителя иностранного языка. Практическая реализация данного аспекта часто представляется весьма проблемной, так как педагоги не всегда имеют четкое представление о том, какой имидж у педагога должен быть, как правильно моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж.


Литература:

  1. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.,2004.

  2. Калюжный А.А., Казаченко И.П. Использование имиджевой стратегии и имиджеологии в деятельности учителя // PR в образовании, 2006, № 4.

  3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное посо­бие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/'Д: Изд-во «Фе­никс», 2003

  4. Панфилова А.П. Имидж делового человека. М.,2007.

  5. Петрова Е.А. Имидж педагога. М.,2003.

  6. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. М.,2007.

  7. Сорокина Г.Г. Профессиональный имидж. Пенза, 2004.

  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997

Основные термины (генерируются автоматически): учителя иностранного языка, имиджа учителя, имиджа учителя иностранного, формирования имиджа учителя, качеств учителя, компетенций учителя иностранного, имидж учителя, «хорошего» учителя, формирования компетенций учителя, будущего учителя, подготовке будущего учителя, образ учителя, Профессиональный имидж, профессионального имиджа, современного учителя, имиджа учителя важным, деятельности учителя, имидж современного учителя, Роль иностранного языка, идеального имиджа учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос