Библиографическое описание:

Степанчук З. А. Функция учителя в современных условиях образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 19-21.

На пороге нового тысячелетия происходят изменения, как в социальной, так и образовательной сферах жизни общества. Современный человек должен быстро ориентироваться в потоке большого количества информации, стараться понимать истинный смысл, а самое главное не подменять нравственные ценности на сомнительные идеалы. Поэтому, наверное, никогда не исчезнет потребность в учителе-мастере, который направляет сознание личности на гуманитарные аспекты образования, делая своего ученика творцом своего бытия.

Что же общего между учителем и мастером? Этот вопрос наводит на мысли о том, то это личность, которая обладает набором определенных качеств или компетентностей. В первую очередь он обладает следующими качествами: ценностно-смысловые установки; ориентация на гуманитарный подход в образовании; умение ставить себя в позицию Другого; быть творцом не только своего образования, но и образования ученика; не быть равнодушным ко всему.

Обратимся к определению данного слова: 1) Мастер - это человек, который профессионально занимается каким-либо ремеслом; 2) Мастером какого-либо дела называют человека, который достиг в нём большого умения, профессионализма; 3) Мастером своего дела называют человека, который очень хорошо выполняет свою работу; 4) Мастером в разговорной речи называют человека, который ловко и умело делает что-либо; 5) Человека называют мастером на все руки, если он умеет делать очень многое.

Обратимся к пониманию значения слова «учитель» в разные политические и экономические эпохи.

Учитель в СССР, педагогический работник, осуществляющий коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразовательных школах [1, с.438]. Учитель - наставник, преподаватель [2, с.295].

По мнению Льва Николаевича Толстого, целью и смыслом жизни человека является "взаимное служение существ друг другу, бесконечное просветление и единение существ, перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества". Нравственность - это и есть сущность человека, его родовой признак.

Таким образом, самое главное для педагога видеть в своем ученике успешную личность, давать ему возможность ошибаться, искать и находить верное решение в любой жизненной ситуации; понимать свои успехи и адекватно оценивать свои неудачи; быть ответственным за свое образование. Учитель – это как начальная точка отсчета в формировании своего образовательного пространства.

Рассмотрим значение термина «мастер» в различных источниках.

Мастер – (словарь Ожегова) 1. Квалифицированный работник в какой-н. производственной области. Часовых дел м. Скрипичный м. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств. М. спорта (спортивное звание)… Работать мастером. 4. е чем, на что и с неопр. Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-н., мастак. М. на выдумки. М. рассказывать. * Дело мастера боится - посл. о том, что дело ладится в умелых руках. Мастер на все руки (разг.) - о том, кто все умеет делать. Мастер (словарь Даля) - м . мастерица ж. немецк. ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; - признанный таким от цеха, получивший право так называться; - старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими. Сапожный, портняжный мастер, сам хозяин или заведывающий работами. Булыжный мастер, шуточно, мостовщик…Мастер своего дела. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).

Мастер - 1) Квалифицированный работник, занимающийся каким-л. ремеслом. 2) Руководитель отдельного специального участка какого-л. производства. 3) Ремесленник, принадлежащий к высшей группе сословной организации ремесленников. 4) Специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-л. области. 5) разг. Ловкий, искусный в каком-л. деле человек…1) Учитель-самоучка, обучавший чтению и письму (в Российском государстве XIV-XIX вв.). 2) Учитель грамоты по церковным книгам у раскольников (в Российском государстве XIV-XIX вв.) [3, с.142].

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая _необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. (Сластенин В., Исаев И.)

Обратимся к пониманию сущности понятий компетенция и компетентность, предложенную А.В. Хуторским. Автор считает, что компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В дальнейшем, там где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Рассмотрим виды профессиональной компетентности: а) специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда; личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность- владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил [5, с.83].

Образование - это естественное, оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. По сути, всякое образование всегда имело, по крайней мере, два стратегических ориентира – на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям).

Образование – это самостоятельная форма общественной активности (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы, которая обеспечивает целостность общественного организма и которая является мощным ресурсом его исторического развития; - универсальный способ трансляции исторического опыта, дар – одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени; - всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека – способного к самообразованию, а тем самым к саморазвитию [4,с.73].

Самым главным, по мнению В.И. Слободчикова, для учителя является владение проектными технологиями (психолого-педагогическими, социально-педагогическими, педагогическими).

Психолого-педагогическое проектирование создают условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения – как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания – как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона.

Педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

По мнению В.И. Слободчикова, идеальное конструирование предполагает проведение целого ряда специальных робот, первым из которых является концептуализация, вторым – программирование, третьим - планирование.

Концепт – как совокупность разнопрофессиональных и разнопредметных взглядов на исходный замысел.

Технология проектирования представляет собой движение в трех пространствах: 1) в пространстве мышления, осуществляющего идеальное конструирование (концептуализация, программирование, планирование); 2) в пространстве мыследеятельности аккумулирующей в себе арсенал средств, техник и способов коллективно-распределенной проектной работы в образовании; 3) в пространстве реальной деятельности образовательной общности, единство которой задается общим смыслом этой деятельности и конкретной кооперацией внутри её.

По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; - процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; - процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Таким образом, современный учитель это не просто компетентный педагог, а в первую очередь целостная личность, которая объединяет в себе духовные, нравственные, профессиональные приоритеты, направленные на формирование созидающего педагогического пространства.


Литература:

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия",1969-1978.

  2. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (1) - Спб., 1863-1866.

  3. Ефремова Т.В., Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2., Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.

  4. Слободчиков В.И., Очерки психологии образования. – 2-е издание переработанное и дополненное. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.

  5. Лапина О.А., Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.


Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, педагогической деятельности, государстве xiv-xix вв, Российском государстве xiv-xix, учебного процесса, педагогической технологии, владение приемами, реальной педагогической деятельности, способов деятельности, подготовки учителя, мастерство владения педагогической, средств педагогической деятельности, педагогического воздействия, Квалифицированный работник, качества деятельности учителя, владение основными приемами, Структура педагогической технологии, владение приемами самореализации, владение приемами личностного, часть педагогической науки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос