К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, ноябрь 2012)

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Хушназарова М. Н. К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2869/ (дата обращения: 15.11.2018).

Принято считать, что целесообразнее в школьных условиях обратить особенное внимание на формирование и образование нового педагогического мышления, построенного на демократических основах. Этот подход предусматривает, прежде всего, изменение стратегических направлений, принципов, подходов и ориентиров к организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований в средне специальных учебных заведениях. Эта в свою очередь профильная учеба, осуществление личностно ориентированного подхода к формированию личности учащегося.

Но, к сожалению, почему-то сегодня, как и ранее, мы уделяем значительно больше внимания к управлению педагогическими процессами в учреждениях. И хотя педагогический процесс должен быть целостным, взаимодополняющим, и не стоит рассматривать отдельно процедуры учебы и воспитания. Хотя хорошо понимаем, что процесс воспитания достаточно важен для формирования личности, а учеба — далеко не единственное средство воспитания. По-нашему, мы, прежде всего больший акцент делается на, те процессы, которые больше контролируются и результаты которых чаще оцениваются руководством учебного заведения. И хотя в последнее время многие усилия направляются на результаты воспитания, все же нельзя сравнить контроль над учебой и контроль над воспитанием.

Как показывает анализ практической деятельности средне специальных образовательных учреждений, большинство инновационных процессов ориентировано на совершенствование именно учебных достижений учащихся. Создание новых направлений в этой сфере тоже концептуально связано с повышением знаний учеников, да и вообще развитием системы образования, у многих ассоциируется с модернизацией и обновлением учебного процесса.

Анализ деятельности лицеев и колледжей показал, что педагогическое управление как метод организации учебного процесса обеспечивает формирование организаторских качеств, вовлекает всех учеников в управление учебными делами. При этом можно выявить следующие основные принципы педагогического управления:

  • принцип развития инициативы и самодеятельности;

  • принцип педагогического содействия, педагогика сотрудничества предусматривает решение проблемы учениками с помощью учителей;

  • принцип изменяемости обеспечивает установление дружеских отношений старших учеников с младшими;

  • принцип единства прав и обязанностей учеников соединяет общественные и личные интересы в работе органов ученического самоуправления;

  • принцип конкретной предметной деятельности ставит целью осуществление традиционной или развивающей деятельности;

  • принцип единственного планирования обеспечивает координацию планов, единство действий учительского и ученического коллектива, что способствует повышению авторитета учеников, ведет к сотрудничеству.

Таким образом, главной целью педагогического управления в образовательном учреждении является формирование у учеников навыков самоуправления, самостоятельности, инициативы, научить этому всех, а не лишь активных.

Рядом с развитием моделей педагогического самоуправления в последнее время в педагогической среде значительно вырос интерес к использованию системного подхода к учебе и воспитанию учащихся в управлении жизнедеятельностью учебного заведения. Например, в Республике Узбекистан появилось большое количество педагогических коллективов, которые моделируют и создают оригинальные по содержанию и формой образовательные и воспитательные системы. Как показывает анализ их деятельности, попытки оказываются удачными, потому что применение именно системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целеустремленным, управляемым и, что важнейшее, эффективным.

По нашему мнению, важным элементом воспитательного процесса в лицее является воспитательная система групп. Целесообразно отметить, что воспитательная система групп — это способ жизнедеятельности и воспитания членов группового содружества, что составляет целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействует развитию личности и коллектива учащихся. Создание такой системы обеспечит самую эффективную реализацию воспитательных заданий.

Говоря об отмеченной системе, необходимо обратить внимание на основные компоненты и элементы. Предложенная модель поможет педагогам научно правильно определить важнейшие компоненты и связки, сослужит службу директорам, заместителям директоров по духовно-просветительной работе, руководителям и кураторам групп в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в целостности. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека без использования внешней системы принуждения, кнута и пряника. При этом считается, что учащийся не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является объяснение воспитательных целей.

Социально-экономические преобразования, начавшиеся в Узбекистане со времени провозглашения независимости Республики, охватывают все стороны жизни страны и народа.

Вопросы воспитания подрастающего поколения стоят в центре внимания общества и являются предметом особой заботы населения. В законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» определены основные принципы и направления реализации политики государства в области образования и воспитания будущих граждан страны.

В учебных планах, программах, учебных и методических пособиях по педагогическим дисциплинам регламентируется требуемый уровень подготовки учащихся среднего специального звена.

Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов до подготовки творчески мыслящих людей. Но в любом случае это должно иметь существенную роль в дополнении учебной и воспитательной цели.

Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других средне специальных учебных заведениях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.

Концепция средне специального образования предусматривает общение и взаимное совершенствование среди групп учащихся. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование. В научной сфере этот процесс реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее.

Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось много таких форм. Они бывают индивидуальными (например, индивидуальная беседа на этическую тему), групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и массовыми (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования).

В учебно-воспитательных учреждениях в настоящее время все большее значение приобретают различные групповые и массовые формы воспитательной работы. Применительно к условиям работы в лицеях и колледжах ими являются различные формы внеклассной работы по предмету (например, кружковая работа), общевоспитательного характера (по плану работы классного руководителя).

Опыт работы в учреждениях показывает, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих требований к организации внеклассной воспитательной работы:

  1. Содержание занятия должно быть научным (если речь идет о занятии связанном с развитием познавательных интересов и способностей), политически выраженным, с интересами и возрастными особенностями, соответствовать уровню подготовки и развитию учащихся.

  2. По объему внеклассные занятия не превышают, как правило, 60 минут; могут быть занятия длительностью в 90 минут: беседы, часы занимательной физики, химии, математики и т.д. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших курсах могут проводится в такое время, которое исключает перегрузку учащихся, но длятся они 1,5 - 2 часа.

  3. Любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих учащихся и прежде всего актива. При этом нужно терпеливо учить их приемам организации внеклассного занятия.

  4. Методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от занятий: на нем больше самостоятельности представляется самим учащимся – они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т.д. Руководитель стремится так построить занятие, чтобы вызвать непроизвольный интерес учащихся, используя элементы игры, соревнования.

  5. Важно правильно оценить труд учащихся, правильно подвести итоги занятия, чтобы у них создалось чувство удовлетворения своим трудом, желание продолжить работу. Оценивая деятельность всего коллектива, нужно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого.

  6. Любое внеклассное занятие нужно готовить на основе продуманного и утвержденного учителем или методистом плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией лицея или колледжа, так как это связано с выделением помещения, вторжением в режим учащегося и т.д.

  7. Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам учащийся, если при подготовке к нему он (она) проявит творчество, выдумку.

Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать учащегося как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Вспомним, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, свойственных отдельному человеку, которые заложены природой или приобретены ею в индивидуальном опыте. Особенными могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонов, способностей и другое. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности.

Следовательно, педагогическая поддержка используется с целью помощи ученикам в решении проблем: диагностического, поискового, учебного процессов. Конечно, она не может заменить процесс учебы - основной путь получения поколениям, что подрастает, социального опыта, создаваемого человечеством на протяжении тысячелетий. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, суть которого заключается в управлении развитием ученика, что базируется на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода предусматривает приспособление форм и методов педагогического влияния к индивидуальным особенностям учащегося с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они желательно должны быть полностью реализованы.


Литература:

  1. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. № 1 (6), 2006. – 38с.

  2. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХІ века. – Харьков: Ун-т внутренних дел, 1999. – 326 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное занятие, педагогическое управление, учебный процесс, Узбекистан, процесс воспитания, воспитательная система групп, воспитание, процесс, учащийся, учебное заведение, учебно-воспитательный процесс, системный подход, последнее время, педагогический процесс, индивидуальный подход, воспитательный процесс, формирование.

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Организация воспитательной деятельности в вузе

...педагогический процесс, процесс воспитания, организаторская деятельность педагога, воспитанник, воспитание, содержание воспитания, воспитание - процесс, Воспитательная система.

Педагогический процесс как способ организации...

Процесс обучения в группе проходит под руководством прикрепленного к ней преподавателя колледжа.

Этот метод активно применяется в США в последнее время, как на уровне базовой подготовки, так и на уровне повышения квалификации.

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

учебно-познавательный процесс, педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, учитель

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

8) комплексный анализ учебно-воспитательного процесса и выявление оптимального расхода времени на обучение. 4. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Психолого-педагогические основы методики обучения.

Особенности организации воспитательного процесса...

Воспитание — это составная, неотъемлемая часть образования, в которой непосредственно участвуют все работники школы, воспитанники и их родители, социум. Целью воспитательной работы понимаемое как управление развитие и сотрудничество является процесс включения...

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

воспитательная система, учебный процесс, образовательный процесс, Радуга Добра, Воспитание, творческое сотрудничество единомышленников, внеурочная деятельность школьников, внеурочная деятельность...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени.

Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвеўение.-1984. В. К. Бондаренко.Технические средства обучения.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. Систематические занятия физическими упражнениями, целенаправленные тренировки...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Организация воспитательной деятельности в вузе

...педагогический процесс, процесс воспитания, организаторская деятельность педагога, воспитанник, воспитание, содержание воспитания, воспитание - процесс, Воспитательная система.

Педагогический процесс как способ организации...

Процесс обучения в группе проходит под руководством прикрепленного к ней преподавателя колледжа.

Этот метод активно применяется в США в последнее время, как на уровне базовой подготовки, так и на уровне повышения квалификации.

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

учебно-познавательный процесс, педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, учитель

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

8) комплексный анализ учебно-воспитательного процесса и выявление оптимального расхода времени на обучение. 4. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Психолого-педагогические основы методики обучения.

Особенности организации воспитательного процесса...

Воспитание — это составная, неотъемлемая часть образования, в которой непосредственно участвуют все работники школы, воспитанники и их родители, социум. Целью воспитательной работы понимаемое как управление развитие и сотрудничество является процесс включения...

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

воспитательная система, учебный процесс, образовательный процесс, Радуга Добра, Воспитание, творческое сотрудничество единомышленников, внеурочная деятельность школьников, внеурочная деятельность...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени.

Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвеўение.-1984. В. К. Бондаренко.Технические средства обучения.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. Систематические занятия физическими упражнениями, целенаправленные тренировки...

Задать вопрос