К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях
Автор: Хушназарова Мамурахон Надыровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Хушназарова, М. Н. К рассмотрению воспитательных методов и подходов в управлении педагогическими процессами в средне специальных учебных заведениях / М. Н. Хушназарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2869/ (дата обращения: 11.12.2024).
Принято считать, что целесообразнее в школьных условиях обратить особенное внимание на формирование и образование нового педагогического мышления, построенного на демократических основах. Этот подход предусматривает, прежде всего, изменение стратегических направлений, принципов, подходов и ориентиров к организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований в средне специальных учебных заведениях. Эта в свою очередь профильная учеба, осуществление личностно ориентированного подхода к формированию личности учащегося.
Но, к сожалению, почему-то сегодня, как и ранее, мы уделяем значительно больше внимания к управлению педагогическими процессами в учреждениях. И хотя педагогический процесс должен быть целостным, взаимодополняющим, и не стоит рассматривать отдельно процедуры учебы и воспитания. Хотя хорошо понимаем, что процесс воспитания достаточно важен для формирования личности, а учеба — далеко не единственное средство воспитания. По-нашему, мы, прежде всего больший акцент делается на, те процессы, которые больше контролируются и результаты которых чаще оцениваются руководством учебного заведения. И хотя в последнее время многие усилия направляются на результаты воспитания, все же нельзя сравнить контроль над учебой и контроль над воспитанием.
Как показывает анализ практической деятельности средне специальных образовательных учреждений, большинство инновационных процессов ориентировано на совершенствование именно учебных достижений учащихся. Создание новых направлений в этой сфере тоже концептуально связано с повышением знаний учеников, да и вообще развитием системы образования, у многих ассоциируется с модернизацией и обновлением учебного процесса.
Анализ деятельности лицеев и колледжей показал, что педагогическое управление как метод организации учебного процесса обеспечивает формирование организаторских качеств, вовлекает всех учеников в управление учебными делами. При этом можно выявить следующие основные принципы педагогического управления:
принцип развития инициативы и самодеятельности;
принцип педагогического содействия, педагогика сотрудничества предусматривает решение проблемы учениками с помощью учителей;
принцип изменяемости обеспечивает установление дружеских отношений старших учеников с младшими;
принцип единства прав и обязанностей учеников соединяет общественные и личные интересы в работе органов ученического самоуправления;
принцип конкретной предметной деятельности ставит целью осуществление традиционной или развивающей деятельности;
принцип единственного планирования обеспечивает координацию планов, единство действий учительского и ученического коллектива, что способствует повышению авторитета учеников, ведет к сотрудничеству.
Таким образом, главной целью педагогического управления в образовательном учреждении является формирование у учеников навыков самоуправления, самостоятельности, инициативы, научить этому всех, а не лишь активных.
Рядом с развитием моделей педагогического самоуправления в последнее время в педагогической среде значительно вырос интерес к использованию системного подхода к учебе и воспитанию учащихся в управлении жизнедеятельностью учебного заведения. Например, в Республике Узбекистан появилось большое количество педагогических коллективов, которые моделируют и создают оригинальные по содержанию и формой образовательные и воспитательные системы. Как показывает анализ их деятельности, попытки оказываются удачными, потому что применение именно системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целеустремленным, управляемым и, что важнейшее, эффективным.
По нашему мнению, важным элементом воспитательного процесса в лицее является воспитательная система групп. Целесообразно отметить, что воспитательная система групп — это способ жизнедеятельности и воспитания членов группового содружества, что составляет целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействует развитию личности и коллектива учащихся. Создание такой системы обеспечит самую эффективную реализацию воспитательных заданий.
Говоря об отмеченной системе, необходимо обратить внимание на основные компоненты и элементы. Предложенная модель поможет педагогам научно правильно определить важнейшие компоненты и связки, сослужит службу директорам, заместителям директоров по духовно-просветительной работе, руководителям и кураторам групп в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в целостности. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека без использования внешней системы принуждения, кнута и пряника. При этом считается, что учащийся не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является объяснение воспитательных целей.
Социально-экономические преобразования, начавшиеся в Узбекистане со времени провозглашения независимости Республики, охватывают все стороны жизни страны и народа.
Вопросы воспитания подрастающего поколения стоят в центре внимания общества и являются предметом особой заботы населения. В законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» определены основные принципы и направления реализации политики государства в области образования и воспитания будущих граждан страны.
В учебных планах, программах, учебных и методических пособиях по педагогическим дисциплинам регламентируется требуемый уровень подготовки учащихся среднего специального звена.
Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов до подготовки творчески мыслящих людей. Но в любом случае это должно иметь существенную роль в дополнении учебной и воспитательной цели.
Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других средне специальных учебных заведениях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.
Концепция средне специального образования предусматривает общение и взаимное совершенствование среди групп учащихся. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование. В научной сфере этот процесс реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее.
Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось много таких форм. Они бывают индивидуальными (например, индивидуальная беседа на этическую тему), групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и массовыми (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования).
В учебно-воспитательных учреждениях в настоящее время все большее значение приобретают различные групповые и массовые формы воспитательной работы. Применительно к условиям работы в лицеях и колледжах ими являются различные формы внеклассной работы по предмету (например, кружковая работа), общевоспитательного характера (по плану работы классного руководителя).
Опыт работы в учреждениях показывает, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих требований к организации внеклассной воспитательной работы:
Содержание занятия должно быть научным (если речь идет о занятии связанном с развитием познавательных интересов и способностей), политически выраженным, с интересами и возрастными особенностями, соответствовать уровню подготовки и развитию учащихся.
По объему внеклассные занятия не превышают, как правило, 60 минут; могут быть занятия длительностью в 90 минут: беседы, часы занимательной физики, химии, математики и т.д. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших курсах могут проводится в такое время, которое исключает перегрузку учащихся, но длятся они 1,5 - 2 часа.
Любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих учащихся и прежде всего актива. При этом нужно терпеливо учить их приемам организации внеклассного занятия.
Методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от занятий: на нем больше самостоятельности представляется самим учащимся – они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т.д. Руководитель стремится так построить занятие, чтобы вызвать непроизвольный интерес учащихся, используя элементы игры, соревнования.
Важно правильно оценить труд учащихся, правильно подвести итоги занятия, чтобы у них создалось чувство удовлетворения своим трудом, желание продолжить работу. Оценивая деятельность всего коллектива, нужно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого.
Любое внеклассное занятие нужно готовить на основе продуманного и утвержденного учителем или методистом плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией лицея или колледжа, так как это связано с выделением помещения, вторжением в режим учащегося и т.д.
Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам учащийся, если при подготовке к нему он (она) проявит творчество, выдумку.
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать учащегося как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Вспомним, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, свойственных отдельному человеку, которые заложены природой или приобретены ею в индивидуальном опыте. Особенными могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонов, способностей и другое. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности.
Следовательно, педагогическая поддержка используется с целью помощи ученикам в решении проблем: диагностического, поискового, учебного процессов. Конечно, она не может заменить процесс учебы - основной путь получения поколениям, что подрастает, социального опыта, создаваемого человечеством на протяжении тысячелетий. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, суть которого заключается в управлении развитием ученика, что базируется на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода предусматривает приспособление форм и методов педагогического влияния к индивидуальным особенностям учащегося с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они желательно должны быть полностью реализованы.
Литература:
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. № 1 (6), 2006. – 38с.
Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: проблема мирового образования ХХІ века. – Харьков: Ун-т внутренних дел, 1999. – 326 с.