Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Торопов П. Б., Кузнецова Т. А. Проблемы правового образования подростков из семей в трудной жизненной ситуации [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2852/ (дата обращения: 17.10.2018).

Проблема правового образования подростка связана с системными (социальными, экономическими, политическими) преобразованиями, в ходе которых прежние элементы системы разрушены, а необходимые социальные механизмы, отвечающие за создание новых, еще не сформированы.

С одной стороны о необходимости правового образования не рассуждает только ленивый и его основы даются во всех образовательных учреждениях, с другой, уровень правосознания граждан не следует за количеством полученных знаний.

Действительно, курс «Государство и право» во многих учреждениях общего среднего образования поддерживается факультативными занятиями и обеспечивается постоянными обновлениями из периодических изданий: «Основы государства и права», «Право и образование», «Право в школе».

Расширяется внеклассная деятельность педагогов по правовому воспитанию на территории образовательного учреждения от Москвы («Подросток и закон»), до Южно-Сахалинска («Непримиримые»).

Активно развиваются специализированные направление педагогики - педагогическая юриспруденция и правовая (юридическая) педагогика (Е.В. Протас, А.М. Столяренко и др.) [3, 4] Ежедневно на центральные и популярные телевизионные каналы выходят передачи показывающие работы правоохранительных служб и чрезвычайные ситуации, связанные с правонарушениями.

Несмотря на то, что по официальным статистическим данным количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии с 2000 по 2008 год сократилось с 195426 до 116090, однако по грабежам, незаконным завладением транспортным средством без цели хищения (угон), незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ количество противоправных действий не только не снизилось, но и превысило показатели как 2000, так и 2005 года [1].

Эта ситуация проявляется в несколько раз более остро в семьях в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что семьи с детьми в трудной жизненной ситуации пользуются особым вниманием, которое проявляет в школе (классный руководитель и психолог) и вне ее (специалист по социальной работе, сотрудник КДНиЗП, участковый) динамика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей не является удовлетворительной.

Абсолютно верно заметили Певцова Е.А., Сапогов В.М. исследуя правосознание воспитанников интернатных учреждений «Усиление правовой информированности без должного внимания к целостной системе правосознания создает основу для ее отторжения. Для несовершеннолетних и педагогов, кроме всего, это может стать фактором злоупотребления правом» [2, c. 81].

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, совместно с ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» в 2011 г. провели исследование особенностей установки к неправомерному поведению более 50 подростков 12-18 лет, проживающих на территории г. Калининграда.

Методика исследования – полуструктурированное интервью, проводилось индивидуально, с согласия родителей.

Целью исследования было выявление установок подростков к правонарушению и опреление факторов, которые, по мнению подростков, оказывают значимое влияние на противоправное поведение.

По результатам исследования планировалось разработать рекомендации по составлению и внедрению программы развития правового сознания подростков во внеучебное время.

Такая потребность весьма актуальна и связана с большей результативностью воспитания «трудных» подростков во внешкольной среде, в ходе неформального общения, с участием их «ближнего круга» - группы, мнение которой для подростков иногда более значимо, чем мнение учителей и родителей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют об определенной правовой компетентности подростков. Подростки в целом знают законодательство и его отдельные статьи, касающиеся наиболее распространенных правонарушений, представляют последствия правонарушений в соответствии с законом и могут сформулировать нравственные последствия таких правонарушений.

То есть процесс правового образования (по крайней мере, в Калининградской области РФ) достаточно результативен, в том числе и на уровне детей из семей в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, объективно существует определенное противоречие между достаточно обширным и растущим объемом правовых знаний и противоправным поведением подростков.

Результаты исследования позволили обратить внимание на следующую особенность восприятия подростками правонарушения.

Значительная их часть (почти 70 %) воспринимают собственное деяние как случайность или результат внешнего воздействия, при этом не характеризующее их личность и поведение целом.

Более половины подростков рассматривают правонарушение как временное явление, связанное с собственными возрастными особенностями.

Подавляющее большинство, характеризуя противоправный поступок достаточно быстро и аргументировано могут объяснить его причины, при этом, так же в большинстве случаев, эти причины «внешние» и связанные с недостатком средств в семье или у самого подростка для активной жизни на определенном уровне.

Необходимо отметить, что желаемый уровень жизни, подростками, весьма высок и превышает уровень жизни их родителей.

Подростки понимают, что доход семьи является отражением затраченных на его получение усилий, но считают сложившуюся систему вознаграждения устаревшей и неэффективной, а, следовательно, нуждающейся в изменении и дополнении иными доходами. Именно среди дополнительных доходов подростки видят пути, которые «могут быть оценены как преступление».

Вызывает интерес именно эта формулировка («могут быть оценены»). Почти половина опрошенных, косвенно, признает, что любое деяние может быть оценено людьми и представителями правоохранительной системы двояко, в зависимости от личного мнения и личной заинтересованности представителя правопорядка.

То есть, у большинства подростков нет доверия к правоохранительным органам (точнее есть уверенность в возможности избежать наказания).

При описании деяний, которые сами подростки относят к преступным (нанесение телесных повреждений, кража, грабеж) подростки часто отрицают умысел, подтверждая свои мысли представлениями о собственной импульсивности, обидчивости, неадекватном поведении «потерпевшей стороны».

В значительной части преступных деяний (почти 60 % опрошенных) видят проявление самореализации и чувства коллективизма. Они активно оправдывают собственное поведение невозможностью отделения от группы, тяжелыми последствиями отказа от совместных деяний (от отказа в групповом членстве, до физического наказания). При этом явно проявляется свойственное подросткам в этом возрастном периоде, потребность в групповом членстве и принятии группой.

В подавляющем большинстве случаев, характеризуя противоправное деяние, подростки оправдывают его, ссылаясь на четыре основные фактора:

  • большинство людей смогли бы легко сделать то же самое;

  • близкие мне люди не рассматривают это как противоправное деяние;

  • я (близкие мне люди) делают это часто;

  • этот поступок не связан с напрямую с преступным деянием.

Из сказанного видно, что подростки, понимая (зная) содержание («букву») закона, не видят его связи с собственными деяниями, не ассоциируют содержание закона с собственными действиями и оправдываю собственные действия групповым влиянием.

То есть они не только не осознают себя как личность в правовой среде, но и не рассматривают себя как отдельную личность, обладающую индивидуальным правосознанием.

Исходя из этого, мы можем рекомендовать при работе с подростками из семей в трудной жизненной ситуации, в ходе правового образования, обращать внимание не только на содержание статей законодательных документов, но делать акцент на формирование установки к нормам права. То есть переходить от педагогического к психологическому подходу в правовом образовании.

При формировании установки, необходимо:

  1. констатировать негативное отношение большинства людей к противоправному деянию (к сожалению, по результатам деятельности СМИ этого невидно);

  2. подчеркивать, что близкие люди рассматривают изучаемое деяние как противоправное деяние (с привлечением значимых людей к диалогу и обоснованному суждению);

  3. обращать внимание на то, что преступления не являются частым явлением в обществе, с учетом количества населения России (по результатам деятельности СМИ этого невидно);

  4. формировать навык раскрытия причинно-следственных связей между поступками и их последствиями.

  5. рассматривать не положения закона и даже не противоправный поступок, а позицию личности в ситуации, провоцирующей противоправное деяние.

Перечисленные выше положения были реализованы в программе клуба «Я и право» ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» для детей из семей в трудной жизненной ситуации и их родителей.


Литература:

  1. Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009

  2. Певцова Е.А., Сапогов В.М. Профилактика правонарушений и формирование правомерного поведения воспитанников интернатных учреждений в образовательных правоотношениях. Монография (научное издание). – Псков: Издательство АНО «ЛОГОС», 2009.

  3. Протас Е.В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование. – М., 2004.

  4. Столяренко А.М. Юридическая педагогика в системе МВД. – М., 2003.


Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь, формирование установки, правонарушение.

Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

Подросткам также необходимы навыки социального поведения и действия.

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит

Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

- отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология».

После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно.

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Библиографическое описание: Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка.

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правонарушения молодежи и причины их совершения

Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги и другие материальные блага создают

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее...

Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.

Причины и условия противоправного поведения...

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная

По нашему мнению, все-таки самое большое влияние на поведение подростка оказывает семья, воспитание.

Социально-психологическая характеристика...

Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями делинквентного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.

О проблеме правового воспитания подростков

Подросткам также необходимы навыки социального поведения и действия.

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит

Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

- отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология».

После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно.

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Библиографическое описание: Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка.

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правонарушения молодежи и причины их совершения

Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги и другие материальные блага создают

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее...

Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.

Причины и условия противоправного поведения...

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная

По нашему мнению, все-таки самое большое влияние на поведение подростка оказывает семья, воспитание.

Социально-психологическая характеристика...

Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями делинквентного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

Подросткам также необходимы навыки социального поведения и действия.

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит

Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

- отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология».

После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно.

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Библиографическое описание: Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка.

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правонарушения молодежи и причины их совершения

Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги и другие материальные блага создают

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее...

Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.

Причины и условия противоправного поведения...

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная

По нашему мнению, все-таки самое большое влияние на поведение подростка оказывает семья, воспитание.

Социально-психологическая характеристика...

Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями делинквентного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.

О проблеме правового воспитания подростков

Подросткам также необходимы навыки социального поведения и действия.

Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

Роль семьи в формировании правовой культуры...

трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит

Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

- отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология».

После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно.

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Библиографическое описание: Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка.

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них

3. конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правонарушения молодежи и причины их совершения

Рост цен на жизненно необходимые товары и услуги и другие материальные блага создают

Правонарушениепротивоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее...

Сущность правонарушения, его социальная природа и состав.

Причины и условия противоправного поведения...

Факторы, влияющие на формирование противоправного...

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная

По нашему мнению, все-таки самое большое влияние на поведение подростка оказывает семья, воспитание.

Социально-психологическая характеристика...

Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями делинквентного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.

Задать вопрос