Библиографическое описание:

Баракова Е. А. Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 64-67.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения четко обозначил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Разработка дидактического инструментария для учителя, ориентированного на стандарты второго поколения, а именно, технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения представляет интерес для общеобразовательных учреждений. Научно-практические рекомендации по формированию регулятивных умений учащихся могут быть использованы учителями разных предметов.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.[5]

Предлагаемая «Технология формирования регулятивных умений учащихся посредством использования исследовательского обучения» предполагает формирование отдельных компонентов регуляторного процесса, а в совокупности, постепенное формирование полной осознанной саморегуляции у учашегося, необходимой для успешной организации собственной учебной деятельности, а также в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.

Технология как любая деятельность человека представляет собой систему, состоящую из трех функционально взаимосвязанных компонентов: ориентировочного (целевого), исполнительского (переработки учебной информации) и контрольно-коррекционного.

Целевой компонент технологии определяет цели и ожидаемые результаты. Целью данной технологии является формирование полной осознанной саморегуляции у учащихся с учетом особенностей взаимодействия: «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учение- ученик». Ожидаемые результаты заключаются в формировании УУД, повышении качества образования и конкурентоспособности учащегося. В исследованиях Л.И. Боженковой в применении к процессу обучения математике, обоснован процесс формирования полной осознанной саморегуляции, компоненты которой: 1) постановка учебной цели (учебной задачи) в процессе освоения учебной информации школьного курса математики, выбор уровня достижения цели (целеполагание); 2) выявление объективной учебной информации, необходимой для решения учебной задачи; 3) соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи; 4) определение последовательности исполнения учебных действий в процессе выполнения учебных заданий, составление плана деятельности и его реализация; 5) контроль выполнения УПД (промежуточный и итоговый); 6) оценивание результатов выполненной УПД; 7) самодиагностика и коррекция собственных учебных действий, направленных на достижение цели. Формирование указанных компонентов саморегуляции возможно в процессе организации исследовательской деятельности учащихся при освоении учебной информации. Установлена взаимосвязь этапов исследовательской деятельности с компонентами процесса саморегуляции.[1]

Следующий компонент технологии - переработка учебной информации предполагает последовательную организацию учебного процесса по освоению содержания в соответствии с уровнями самостоятельной познавательной деятельности учащихся по П.И. Пидкасистому: репродуктивно-вариативному, вариативно-эвристическому, эвристическому.[4] Установлено соответствие уровней практической реализации исследовательского обучения основным этапам урока.[2]

С учетом специфики технологии предлагаем следующие приёмы обучения исследовательской деятельности (ИД), способствующие формированию регулятивных умений учащихся.

Таблица 1

Соответствия уровней. ИД, приёмов обучения ИД, характера деятельности
и предполагаемого результата

Уровни обучения ИД

Приёмы обучения ИД

Характер деятельности в соответствии с уровнями и приёмами обучения ИД

Предполагаемый результат

I

«Экспромт–исследование» (от лат. exprom(p)tus - готовый): учащимся предлагается мотивационно значимое «ситуационное» задание, в ходе выполнения которого выявляется противоречие между желанием разрешить ситуацию и отсутствием необходимых для этого знаний и умений

Первым и вторым этапами исследовательской деятельности руководит учитель, демонстрируя учащимся образцы деятельности на этих этапах. На третьем и четвёртом этапах ученики вместе с учителем составляют план решения проблемы и реализуют его. Контроль и коррекцию результатов исследования (пятый этап) выполняет учитель. Подготовку к представлению результатов исследования и представление результатов (шестой этап) выполняют ученики в ходе организованной групповой работы

В ходе проведения «экспромт-исследования» у учащихся, во-первых, развиваются и формируются познавательные и коммуникативные учебные умения. Во-вторых – происходит формирование соответствующих компонентов регуляторного процесса. Важным является тот факт, что исследования этого вида выполняют все ученики, с учётом уровня обученности, а значит, формируется мотивационно-ценностный компонент самоорганизации в учебной деятельности каждого учащегося.

II

«Мини- исследование»: предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение» и «диагностику», последовательное выполнение которых позволяет школьникам не только освоить предметно-содержательный блок, но и овладеть информационно-интеллекту­альными умениями метапредметного характера.

Даётся ученику в виде предварительного домашнего задания на достаточно короткий промежуток времени. Отличие исследовательской деятельности на этом уровне состоит в том, что третий, четвёртый и шестой этапы ученик выполняет самостоятельно, возможно, в сотрудничестве со сверстниками или со старшими, а результатом исследования является обязательное создание собственных образовательных продуктов. Исследования этого вида ученики могут выполнять как по желанию, так и в обязательном порядке. Этот выбор зависит от целей обучения и содержания изучаемой темы, сложности задания и др.

В ходе работы над «Мини-исследованием» у учащихся формируются самостоятельные навыки поиска и обработки информации; анализа и обобщения найденного материала; навыки создания презентации к выступлению; навыки практического применения «новых» знаний. Главное – формируется устойчивый интерес к изучаемому предмету, желание узнать больше из других источников, и как следствие - устойчивая мотивация к успешному обучению. Устанавливается уровень освоения содержательного блока темы.

III

«Самостоятельное исследование» (макси): практико-ориентированное задание определенного уровня. Исследования этого вида ученики могут выполнять только по желанию


Уровни заданий:

  • эвристический, предусматривает самостоятельное определение учащимися объема, уровня, источников информации и создание собственного варианта решения;

  • импровизационный, предусматривает выбор информационного материала изученной темы и формы выполнения;

  • информативный, где информационный материал и форма выполнения предлагаются учителем.

Формируются качества конкурентоспособной личности, ответственной за поступки, стремящейся к самообразованию, саморазвитию обогащается опыт активной интеллектуальной деятельности, формируются субъект- субъектные отношения, познавательные умения, - всё то, что необходимо для проведения длительных исследований во внеурочной деятельности

IV

Защита исследования, участие в детских исследовательских конференциях, конкурсах

Учащийся понимает значимость участия в различных ученических конференциях, испытывает любопытство и интерес к исследованиям других учащихся, с уважением относится к их выступлениям и работам; учится диалогу; здоровой конкуренции

Формируется объективное восприятие мира, самоанализ, самооценка, социальное поведение,

понимание «Я» в окружающем мире

Третий - контрольно-коррекционный компонент образует по ходу выполнения деятельности обратную связь, определяет успешность выполнения деятельности и необходимость ее коррекции. Организация контроля должна оказывать положительное влияние на отношение обучающихся к учению, формировать у них определённую шкалу ценностей, приоритетов в учении. Для этого необходимо знать «состояние» обучающихся на всех этапах обучения: их отношение к учению, уровень обученности т.е. насколько усвоена необходимая учебная информация и сформированы умения применять её на практике, уровень обучаемости (умений учиться) и др. При организации обратной связи необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, предоставлять им определённую свободу выбора в учении, возможности для проявления личностных качеств. Информация о ходе процесса обучения и его результатах должна быть объективной и всесторонней. Таким образом, контроль выступает одним из механизмов, обеспечивающих качество обучения. Разнообразие способов организации обратной связи усиливает мотивационные и эмоциональные механизмы регуляции усвоения. Поэтому, необходимо разработать и использовать формы и методы контроля, КИМ различного уровня и качества.

Психологическая концепция Л.С. Выготского позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля (самоконтроля) на основе внешнего контроля, который определяется действиями и вопросами учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организации взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев. Аналогично самоконтролю происходит формирование предметной самооценки в структуре деятельности, при которой осуществляется переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности – его самооценку. [3]

Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и учащихся (учение), протекающий в рамках дидактической системы (рис. 1).

Рис. 1. Структура дидактической системы


Для осуществления исследовательского обучения к классическим дидактическим принципам обучения добавлены:

  • принцип развития: даёт возможность для расширения и обновления системы задач и средств их достижения, а также создавать динамичные, гибкие уроки, т.е. способные к изменениям, перестройке по ходу его проведения;

  • принцип информативности: позволяет использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в плане развития личности обучаемого;

  • принцип индивидуализации: изменяет методы получения нового знания, на базе средств новых информационных технологий посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, способствует повышению мотивации и активности учащихся. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д.

Таким образом, данная технология создает условия для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей, обеспечивает формирование регулятивных умений учащихся, готовности к саморазвитию, и как следствие возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.


Литература:

  1. Боженкова Л.И. Баракова Е.А. О саморегуляции учащимися собственной исследовательской деятельности / Традиции гуманизации в образовании: Материалы II международной конференции памяти Г.В.Дорофеева /Сост. Е.А.Седова, Н.И.Рыжова. М.: Семпре анте, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, ISBN 978-5-418-00197-9. С. 68-72

  2. Баракова Е.А. О необходимых условиях осуществления исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы/Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы IV международной заочной научно-практической конференции. Часть I / М.: «Международный центр науки и образования», 2012, ISBN 978-5-905945-39-7.- С. 51-55

  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956

  4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. – М., 1980, 240с.

  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, С.-173

Основные термины (генерируются автоматически): регулятивных умений учащихся, учащихся общеобразовательной школы, исследовательской деятельности, формирования регулятивных умений, умений учащихся общеобразовательной, учебной информации, деятельности учащихся, исследовательской деятельности учащихся, исследовательского обучения, формированию регулятивных умений, предметной компетенции учащихся, компетенции учащихся основного, учащихся основного звена, звена общеобразовательной школы, деятельности учащихся общеобразовательной, полной осознанной саморегуляции, основного звена общеобразовательной, Технология формирования, учебной деятельности, познавательной деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос