Основы методологии педагогического тестирования и показатели его качества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бодрова, Т. Ю. Основы методологии педагогического тестирования и показатели его качества / Т. Ю. Бодрова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 194-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2808/ (дата обращения: 16.12.2024).

Методологию педагогического тестирования можно определить как учение об основных положениях, формах, методах, принципах научного исследования и эффективной организации практики в сфере педагогического контроля и оценки уровня подготовки обучающихся. В круг основных методологических проблем входят формулирование главных идей, целей и задач, определение содержания, сущности и принципов тестового педагогического контроля.

Методология тестового контроля является междисциплинарной теорией, объединяющей достижения педагогики, психологии, теории измерений, теории качества, статистики, математики, теории организации и управления. Принципы научной организации тестового контроля представляют собой основные требования, выработанные на основе обобщения зарубежного и отечественного передового опыта. Они формулируются в виде основных правил, способствующих повышению эффективности тестирования.

Некоторые наиболее общие правила, большей частью рекомендованные B.C. Аванесовым [1], приведем в виде ряда принципов:

  • связи тестового контроля с образованием и обучением, в котором подчеркивается, что обучение без последующего тестирования неэффективно, так как только объективный контроль показывает, в каком направлении нужно корректировать дальнейшее обучение;

  • объективности, нацеливающего на необходимость устранения субъективизма и предвзятости;

  • справедливости и гласности, означающего одинаково благожелательное отношение ко всем испытуемым, открытость всех этапов тестирования, своевременность ознакомления с результатами испытания;

  • научности и эффективности;

  • систематичности и всесторонности, подчеркивающего необходимость согласования целей и результатов текущего, рубежного, тематического и итогового контроля, их научно обоснованной периодичности;

  • научной достоверности;

  • системности содержания, означающего необходимость включения в тест знаний, связанных между собой общей структурой;

  • соответствия развитию, требующего сопоставления содержания дисциплины с современным состоянием науки;

  • значимости (отбор наиболее важных, ключевых знаний);

  • репрезентативности, предписывающего необходимость включения в содержание теста не только значимых и научно достоверных сведений, но и учета полноты и достаточности объема контролируемого материала;

  • вариативности содержания, предполагающего постоянное изменение, переконструирование и совершенствование содержания тестов в соответствии с развитием науки и изменением образовательных стандартов;

  • комплексности и сбалансированности содержания теста, обращающего внимание на необходимость отображения основных тем учебного курса, сочетание теоретических, исторических, фактических и практических знаний;

  • взаимосвязи содержания и формы как способа наиболее полного отражения содержания дисциплины в содержании теста; одним из важных условий при создании качественного теста является требование органичного соединения содержания заданий с формой их представления, так как вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не позволяют вообще говорить о тесте;

  • возрастающей трудности контролируемых знаний (для гомогенного теста или в пределах тематической завершенности отдельных частей теста, субтеста);

  • оптимальности теста, диктующего необходимость жесткого отбора содержания теста. Следует иметь в виду, что невозможно в один тест вложить полностью все содержание дисциплины, а поэтому для тестов (особенно итогового контроля) отбирается только основное, что учащиеся или студенты должны усвоить после изучения дисциплины.

Содержание теста зависит от целей тестирования и объема учебного материала, выносимого на контроль. Соответственно этому выбирается тип теста (гомогенный, гетерогенный, интегративный, адаптивный, педагогический и др.). Так как тест создается для решения определенных задач, то он и пригоден только для решения тех задач и целей, для которых был создан.

В соответствии с методологией тестирования и основными принципами его организации после конструирования проводится апробационная проверка теста на соответствие запланированным характеристикам. При этом сам процесс применения тестов предусматривает выполнение ряда требований:

  • организацию контроля согласно разработанной инструкции;

  • проведение предварительной подготовки испытуемых к тестированию;

  • обязательное создание соответствующих условий для проведения тестирования: места, техники, приборов, программно-методических материалов;

  • создание благоприятных психологических условий;

  • представление теста в эффективной форме;

  • оптимизацию системы подсчета баллов, методов их представления и интерпретации результатов.

Следует отметить, что при тестировании выявляется как знание учебного материала, так и его незнание, а это позволяет широко применять тестирование в диагностических целях, готовить диагностические тесты с особым отбором содержания, позволяющим оценить прочность знаний, полноту, глубину, гибкость, конкретность и обобщенность, системность и систематичность, оперативность. Именно задание определяет и указывает на средства педагогического воздействия, раскрывает содержание, внутреннюю сторону педагогического процесса и педагогический замысел при контроле знаний.

Педагогическое тестирование может использоваться как в школе, так и в высших учебных заведениях не только России, но и за рубежом.

Если занятия проводятся с носителями иностранных языков, то данный тип теста может быть использован преподавателями как на начальном (элементарном), так и на основном (базовом) уровнях изучения РКИ (русского языка как иностранного).

В период подготовки к защите кандидатской диссертации мной проводился педагогический эксперимент среди студентов Российского университета дружбы на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин.

Его ценность состояла в том, что во–первых, предполагался дифференцированный подход к каждому отдельному обучаемому, во–вторых, без единства формы и содержания, как основополагающих принципов успешного обучения невозможно правильно построить процесс обучения, и, наконец, в–третьих, учащимся проще переходить от простого задания к более сложному, а не наоборот.

В качестве методической основы были выбраны учебные комплексы «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации».

Примером одного из педагогических тестов послужила тема: «Правописание сочетаний согласных». В процессе проведения тестирования, ставилась цель проверить следующее орфографическое правило:

Cоединение на стыке приставки и корня проверяются путём вычленения приставки и корня (от- цепить прицеп, о – цепить площадь).

Иногда при соединении двух согласных происходит замена первого.

Все согласные русского языка условно делятся на три группы:

  1. непроизносимые согласные;

  2. сочетания согласных, произносимых как один звук;

  3. стечение согласных.

Есть ли в слове непроизносимый согласный, который нужно отображать на письме, можно проверить, подобрав однокоренные слова, в которых он произносится. Некоторые слова следует запоминать. Выпадают при произношении согласные [т] и [д] в сочетаниях:

стн (например, местный);

здн (поздний, но бездна – в данном слове по правилам орфоэпии согласный [д] слышится и пишется);

стк (чекистский);

стл (совестливый);

ндц (ирландцы);

рдц (сердце);

рдч (сердчишко);

ндск (ирландский);

нтск (гигантский);

ндш (ландшафт)

нтш (Кронштадт)

нтг (рентген)

Выпадает при произношении согласный [л] в сочетании лнц в слове солнце. Выпадает при произношении согласный [в] в сочетании вств в словах чувствовать, здравствовать, безмолвствовать и однокоренных с ними. В других словах с этим сочетанием согласный [в] произносится.

Как один звук (иногда как двойной) могут произноситься следующие сочетания согласных: дч = чч (ч), тч = чн (ч), сч = щ, тц = цц (ц), дц = цц (ц), тс = ц, дс = ц, жч = щ, здч = щ, стч = щ, зч = щ, зж = жж (ж), сж = жж (ж), сш = шш (ш).

Способ проверки зависит от возможного местоположения орфограммы в слове:

- корневые стечения, как правило, не проверяются (зодчий), однако некоторые можно проверить с помощью однокоренных слов (отчество – отец);

- стечения на стыке корня и суффикса проверяются путём вычленения корня и суффикса (лёт – чик);

согласного звука – произносится один, а пишется другой. Это бывает в сочетаниях:

  • чт = шт в словах что, чтобы и производных от них;

  • чн = шн в словах, образованных от основ на к, ц, перед суффиксом, начинающимся с н, а также в женских отчествах на – ичн - (булка – булочная, Ильич – Ильинична), исключения: городки – городошник, рука – двурушник, раёк – раёшник;

  • сч = щч в приставках (расчесать).

Сочетание щн произносится как шн только в словах, образованных от слова помощь: помощник, помощница.

В связи с этими положениями, в качестве исходного материала данного теста были взяты 5 заданий средней степени сложности.

В первом задании (рис. 1) проверялось знание правил путем выполнения задания на вставку пропущенных орфограмм. Учащимся был предложен определённый набор слов.

Рис. 1.

Во втором задании (рис. 2) проверялось, как обучаемые усвоили ранее изученные правила и умение их применять.

Рис. 2.

В третьем задании (рис. 3) проверялось умение учащихся сопоставить ряд предложенных орфограмм с соответствующим правилом.

Рис. 3.


В четвертом задании (рис. 4) следовало подобрать проверочные слова.

Рис. 4.

В пятом, заключительном задании (рис. 5), проверялось умение учащихся различать звучание и правописание слов.

Рис. 5.

Следует сказать, что в эксперименте было несколько групп учащихся.

Первая изучала материал по стандартной системе обучения, вторая, в отличие от первой итоговый контроль проходила через тестирование, у третьей все срезовые контроли проводились по технологии тестирования, четвертая использовала в обучении методику, основанную на применении компьютеризированного учебника.

Я считаю, что педагогическое тестирование является одним из эффективных, так как позволяет не только проверить данные знания, умения и навыки, но и своевременно скорректировать пробелы в знаниях, умениях и навыках испытуемых, особенно по темам, которые вызывают наибольшие трудности.


Литература:

  1. Аванесов ВС. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994.

  2. Руденко – Моргун О.И. «1С: Репетитор. Русский язык». Книга для учителя (5-11 классы). Методические рекомендации. – М., 2003. – 201с.

  3. Руденко-Моргун О. И., Дунаева Л. А., Щёголева А. Е. Тесты по орфографии. 2000-2001гг.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, русский язык, педагогическое тестирование, согласный, тест, итоговый контроль, сочетание согласных, тестовый контроль, тип теста, учебный материал.