Библиографическое описание:

Бабенко Е. В. Информационные технологии в системе заочного обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 156-159.

Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных этим процессам социально-педагогических условий и, тем самым, обусловливают необходимость осмысленного реформирования, творческого проектирования и внедрения новой модели образования [1-5].
Успешное решение учебно-воспитательных задач в высшей школе определяется соответствующим уровнем профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вуза и уровнем технологий обучения.
Очевидно, что практическое воплощение современных тенденций развития системы высшего профессионального образования в России самым непосредственным образом связано с проблемой разработки соответствующих технологий обучения. Очевидно также и то, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, однако осознанное управление этим процессом и выбор наилучшей его технологии все еще остаются за пределами возможностей хрестоматийной педагогической науки и реальной вузовской практики[1,2].
Иными словами, решение проблем высшего профессионального образования невозможно без повышения педагогической интеллектуальной культуры, без активного воздействия на общественное мнение, без обязательного преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. Решение этих задач непосредственно связано с разработкой новых технологий обучения.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее время в литературе существует множество определений ИКТ, каждое из которых, в зависимости от точки зрения на подобные технологии, отражает одну из сторон этого многогранного понятия. В представленной работе под информационными и коммуникационными технологиями понимается обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки и передачи информации.
Современным устройством информационно-коммуникационных технологий является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на нем информацией.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты, различные on-line (чаты, skype, icq и т.д.) и off-line технологии передачи информации и (веб-страницы, наполненные определенного рода информацией, передаваемой от первоисточника к потребителю, соискателю этой информации, mail-сообщения и т.д.), т.п.
В условиях массового внедрения в повседневную жизнь компьютерных сетей различной сложности и других, аналогичных им средств ИКТ, современная система образование приобрела новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. В настоящее время даже в простом сотовом телефоне организован доступ к глобальной сети Internet, а значит, реализована возможность мгновенного доступа к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
С помощью современных сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Информационные и коммуникационные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах заочного обучения.
Оперативное общение преподавателей и студентов с помощью современных средств компьютерных телекоммуникаций является неотъемлемой частью процесса заочного обучения. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения и др. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода [3,5,7].
Как показывает практика внедрения информационных технологий в систему заочного обучения высшего профессионального образования, современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков, необходимых как преподавателям, так и студентам для использования современных средств ИКТ в заочном обучении является навык информационного поиска.

Из научно-педагогической литературы следует, что “информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения [2,3,5].
Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в системе заочного обучения. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать, а также иметь возможность выбора вида деятельности по поиску и обработке информации, который способствовал бы обеспечению максимальной интерактивности. Однако, при этом обучаемый имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска информации и решать одну и ту же задачу различными способами.
Использование процедур информационного поиска, как и произвольная работа студентов с информационным наполнением телекоммуникационных систем, позволяет сформировать у обучаемых определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации.
В большинстве опубликованных на сегодняшний день в сети Internet средствах поиска информации есть определенная самоорганизация, достигаемая за счет усилий специалистов, отбирающих и фильтрующих информацию в сети. Однако, в уже выбранном информационном материале редко прослеживается четкая внутренняя структура. “Структуры, созданные гипертекстовыми ссылками, часто являются всего лишь патиной перекрестных ссылок, а не четким аналитическим каркасом. Сеть хорошо показывает, что вещи связаны между собой, но не показывает как” [7].
Данные факты свидетельствуют о необходимости наличия у обучаемых навыков грамотного поиска, структуризации и систематизации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам в процессе заочного обучения.
Необходимость использования средств ИКТ в современной системе образования позволяет выделить несколько приоритетных направлений, учет которых необходим в предварительной подготовке обучаемых к использованию технологий заочного обучения.
В их числе: - выработка у обучаемых умения планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей;
  • возможность переноса имеющихся у обучаемых интеллектуальных и процессуальных умений в новую информационную ситуацию, формирующуюся в процессе их интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами компьютерных сетей;

  • необходимость овладения обучаемыми умений поиска и аналитической обработки информации, получаемой из сети Internet;

  • переосмысление роли преподавателя в процессе взаимодействия обучаемых с информационными телекоммуникационными ресурсами;

  • учет в учебном процессе условий достижения максимального информационного контакта между участниками коммуникации;

  • варьирование различных методов работы с глобальной сетью Internet должно быть нацелено на формирование максимальной мотивации обучаемых к поиску и практическому использованию необходимых информационных ресурсов;

  • возможность работы обучаемых в индивидуальном и самостоятельном режимах;

  • выработка у обучаемых понимания адресной направленности информации, критического осмысления и систематизации информации;

  • выработка у обучаемых умений интерпретации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам, с целью практического использования подобной информации в повседневной жизни.

Эффективное освоение потенциала средств ИКТ также предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения [8]:
  • обучение работе со средствами ИКТ является частью содержания образования;

  • средства ИКТ есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;

  • использование средств ИКТ расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем;

  • обучение работе со средствами ИКТ является методом формирования мышления.

Анализируя значение внедрения современных информационных технологий в систему заочного обучения высшего профессионального образования, представляется целесообразным утверждать следующее:
  • современные информационные и коммуникационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования;

  • телекоммуникационные технологии, являясь частью информационных технологий, играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

  • использование современных обучающих информационных средств и корпоративных образовательных ресурсов является весьма эффективным методом, как для систем заочного и дистанционного обучения, так и для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

В настоящее время в системе заочного обучения высшего профессионального образования все большее внимание уделяется такой крупной составляющей ИКТ, как мультимедиа.
Появление мультимедийных технологий стало переломным моментом между двумя информационными эпохами: эпохой печатной информации и новой эпохой, технической базой которой является цифровое представление информации[2,4,6].
Переход к параллельной передаче аудио и визуальной информации на компьютере в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы с ней предопределил качественный скачок в эффективности использования мультимедиа в образовании [2,6].
Вопросами подготовки специалистов к применению новых информационных технологий в рамках курсов повышения квалификации занимались Гомулина Н.Н., Моисеева М.В., Фрадкин В.Е. и др.
Частным вопросам методики обучения с использованием информационных технологий посвящены исследования Абросимова П.В., Ездова А.А., Клевицкого В.В., Макаровой О.Е., Нуркаевой И.М., Оганджаняна А.Ф., Светлицкого С.Л. и др.
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
  • "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

  • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

  • дискретная подача аудиовизуальной информации;

  • тонирование изображения;

  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";

  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст);

  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового сопровождения, видео, анимации.
Применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах заочного учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации. Во-вторых, мультимедиа повышает мотивацию учащихся. В-третьих, мультимедиа может помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых. В четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут развить у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания.
Мультимедийные продукты предоставляют широкие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения в заочном обучении являются [2,9,10]:
  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучаемых в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучаемых, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

При использовании систем мультимедиа в заочном обучении не следует забывать, что мультимедиа может рассматриваться как средство обучения, так и средство связи.
В различных открытых академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Internet могут использоваться как для выработки созидательных навыков, так и для развития критического мышления с тем, чтобы уровень подготовки обучаемых соответствовал новым потребностям общества, основанного на обучении и сетевых технологиях.
На эффективность системы заочного обучения высшего профессионального образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.). В этом смысле мультимедийные приложения используются как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных проектах заочного обучения, в которых обучаемые размышляют об изучаемой предметной области и участвуют в диалоге со своими сокурсниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты своего обучения.
Таким образом, постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему высшего профессионального образования средств ИКТ является основным толчком для развития и интенсификации заочного обучения.
Расширение использования средств ИКТ в системе высшего профессионального образования облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, различными источниками образовательных материалов, а также обеспечивает высокоэффективную поддержку удаленного расположения преподавателя и студентов [6].
Подводя итоги, можно утверждать, что создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики – одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего и распределенного образования.

Литература:
  1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. - 220 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 200
  3. Колин К.К. Информационные технологии – катализатор развития современного общества. // М.: Информационные технологии, – 1995, №0,С. 2-7.
  4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999.
  5. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
  6. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. РГИОО. М.: НИИЦ РАО, 2002.
  7. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. / Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.
  9. Мультимедиа / Под ред. А.И. Петренко. - М.: БИНОМ, 1994. - 272 с.
  10. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 89-96.
Основные термины (генерируются автоматически): заочного обучения, средств ИКТ, высшего профессионального образования, заочного обучения высшего, системе заочного обучения, обучения высшего профессионального, использования средств ИКТ, информационных технологий, систему заочного обучения, технологий обучения, дистанционного обучения, технологий заочного обучения, процессе заочного обучения, процесса заочного обучения, системах заочного обучения, процессе обучения, интенсификации заочного обучения, системы заочного обучения, Проблемы заочного обучения, проектах заочного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle