Актуальной задачей сегодняшнего дня является поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием учебной программы и ГОС.
Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором изменения в положительную сторону показателей учащихся.
Первым элементов теории обучения является образ учащегося. В процессе развития личности учащегося образовательная система является основным доказательством. Для создания эвристической теории обучения нужно определить идеальный образ учащегося в виде способностей, составляющих основу эвристических компонентов.
В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание.
При реализации данных видов деятельности проявляются следующие качества личности:
- Когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса.
- Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии.
- Методологические качества (организаторская деятельность): умение определять и объяснять цель учебной деятельности, умение ставить перед собой цель, способность к рефлексии.
Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, эта деятельность распределяется в соответствии с учебными предметами:
- физические и физиологические качества: умения видеть, слушать, понимать, чувствовать изучаемый объект, познание посредством вкуса, активная работоспособность, энергичность;
- интеллектуальные качества: догадливость, аходчивость, логичность, умение обосновывать, анализировать и синтезировать, находить аналогии, применять различные аргументы;
- выносливость, сообразительность, поиск проблемы, умение экспериментировать, умение задавать вопросы, умение видеть противоречия, формирование гипотез и проблем, выполнение теоретических и экспериментальных исследований, умение обобщать и делать выводы;
- знание норм морали и традиций, умение обосновывать знания и результаты, умение определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий;
- умение выражать понимание или не понимание возникших вопросов, умение понимать и оценивать позиции других, умение вступать в содержательный диалог и дискуссию;
- умение находить основные и второстепенные объекты, взаимосвязь между ними, причину возникновения объекта, источник;
- понимание своеобразного содержания каждого изучаемого предмета, овладение базовыми знаниями, навыками и умениями, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, нестандартное мышление;
- умение находить причины возникновения культурно-исторических объектов, определять его структуру и состав, создавать системы идеальных объектов, находить взаимосвязь между реальными объектами и культурно-историческими явлениями;
- умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.
Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся условия для создания творческого продукта:
- эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза;
- инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность;
- способность генерировать идеи;
- овладение разнообразием мышления, соответствие с нормами морали в семье, школе, социальной среде;
- умение контактировать с изучаемым объектом, выбирать методы изучения, определить структуру и состав, устанавливать взаимозависимость между объектами.
Организаторские деятельностные (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве:
- знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности;
- умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом;
- целесообразность, соответствие содержанию программ, доведение начатого до конца, целеустремленность, упорство и настойчивость:
- учебное целеполагание в заданной отрасли, умение планировать достижение успеха, выполнение намеченного плана исходя из индивидуальных способностей, достигать и осознавать свой результат, умение сравнивать свои результаты с результатами товарищей;
- формирование правил деятельности, закономерностей её системы;
- самоорганизация: планирование деятельности, программирование, коррекция этапов и способов деятельности, регулирование деятельности, альтернативное мышление:
- самоконтроль, самоанализ и самооценка;
- умение вступать в отношения с другими субъектами образования и окружающим миром, отстаивать, защищать свои идеи, решительность;
- умение организовать творчество других, изучать и перерабатывать идеи других, организовать мозговой штурм, принимать в нем участие, сравнивать идеи, умение дискуссировать и диспутировать.
Перечисленные качества служат расширению и уточнению способностей учащихся. Эвристические способности учеников используются для формирования целей образовательного процесса.
- Литература:
- Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа. – Т.: Янгиюль полиграф сервис, 2010. – С. 292.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.