Автор: Назарова Ирина Петровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 1131 раз

Библиографическое описание:

Назарова И. П. ИКТ и метод проектов на уроках биологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2705/ (дата обращения: 13.12.2017).

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский.


Сегодня, в век новых информационных технологий, степень влияние окружающего мира на подрастающее поколение значительно расширилась. В практику учителей биологии сейчас, наряду с традиционной методикой, входят методы активного обучения: ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, интерактивные, технология модульного обучения и многие другие. «Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология» [2с.8]. Компьютерные технологии открывают новые возможности и позволяют создавать условия для развития познавательного интереса школьников по биологии. Ведь в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина познавательный интерес выступает: как цель воспитания, как средство формирования личности, как условие эффективности учебного процесса, как значимый элемент структуры личности, как мотив учения. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые как Талызина Н.Ф., Беспалько В.П.. [6]

Мы не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого; подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Метод проектов, имеющий богатый творческий потенциал, является одним из примеров педагогической технологии, которая «означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических технологий, используемых для достижения педагогических целей» Селевко Г.К.[8 с.14-15].

В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийного образования, образовательные порталы, материалы интернет конференций, проводим мультимедиа уроки, применяем анимационные модели в обучении, в старших классах на уроках биологии применяем метод учебного проекта для раскрытия творческого потенциала школьников, их индивидуальности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Учащиеся, в работе над проектами:

  1. определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;

  2. ставят задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;

  3. выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют и обобщают полученные данные, делают анализ информации, полученной из разных источников;

  4. подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая;

  5. подготовка защиты проекта, с помощью компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивая логическую систему доказательств;

  6. презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации, а для этого сам педагог «должен быть искусный педагог, что его искусство преподавания велико» [1с.8-9].

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самореализации.

Наличие в кабинете биологии интерактивной доски CLASUS предоставляет возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности, используя различные приемы индивидуальной и коллективной работы с учащимися, они начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала, становясь уверенными в себе. С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint разработан цикл мультимедийных уроков по биологии для 6-11 классов. Программу PowerPoint можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных (при выполнении лабораторных работ) карточек-заданий для проверки знаний(внесение схем, таблиц, рисунков). Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении заданий с большим объемом, а время на уроке используется наиболее эффективно. Для компьютерного тестирования учащихся создаю тесты с помощью тестовой оболочки «Айрен», разработанной на базе УРФУ им.Б. Н. Ельцина: дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Данная программа позволяет создавать задания различных типов - с выбором одного или нескольких ответов, на установления соответствия, упорядочение и т.д. Каждый учащийся имеет свой код доступа, что позволяет проводить индивидуальный мониторинг достижений обучающегося. При этом учитель может отслеживать ошибки учащихся и этап выполнения тестового задания параллельно с работой учащегося. Разработка тестов отнимает много времени в процессе подготовки к урокам, поэтому для проверки знаний часто использую готовые тесты виртуальной школы «Кирилла и Мефодия». В своей работе я применяю уроки, направленные на развитие у учащихся навыков самостоятельного целенаправленного поиска информации в Интернете, ее обработке и анализе. Сеть Интернета несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционные олимпиады, конкурсы) и становится составной частью современного образования.

В своей работе так же использую CD,DYD-диски, такие как: «1С: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс», «1С: Биология. Животные. 7класс» «1С: Биология. Человек. 8класс», «1С: Биология. Общая биология.9класс», «1С: Биология. Общая биология. 10класс»,электронные энциклопедии, иллюстративный энциклопедический словарь, медицинская энциклопедия, интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс (DYD-box), лабораторный практикум. Биология. 6-9класс, генетика, основы селекции, цитология, эволюция, подготовка к ЕГЭ и ГИА, виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.10 класс, дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы, 1С: Репетитор. Биология (весь школьный курс), виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. и т.д., достоинством этих средств обучения является многообразие тестовых заданий и возможностью мониторинга знаний, с целью выявления и устранения слабых мест в понимании предмета.

В последнее время сдача выпускных экзаменов возможно только в форме ЕГЭ, что дает возможность поступить в желаемый ВУЗ. Для того, чтобы учащиеся получили хорошие и глубокие знания, в нашей школе применяется профильное обучение старшеклассников. Каждый год учащиеся выбирают химико-биологический профиль, увлеченно занимаются биологией. На уроках, для подготовки к ЕГЭ, ими выполняются тесты в электронном виде и используются в интерактивном режиме.

При запуске тестов создается журнал, в котором отображаются все ошибки ученика, просмотрев который учитель может сделать выводы по каким темам следует поработать с тем или иным учащимся, а учащийся может наблюдать за своими результатами по истечении времени и построить график изменения результатов. На основе тестирования реализуется проект дистанционного образования «Интернет-школа» по биологии на сервере СГУ им Чернышевского. Учащиеся могут работать и в режиме on-Iine. т.е. с непосредственным доступом в Интернет, что повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской системы классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в обучении биологии. Задача современного учителя - не только иметь представление о новых технологиях обучения, но так же осваивать их и применять в своей практике. Как говорил известный математик Д.Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Применение проектно-исследовательских технологий позволяет мне выйти на новый уровень образования, это проявляется в том, что мои ученики умеют свободно применять полученную ими информацию на практике, в разных учебных жизненных ситуациях.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.

Литература:
  1. Алексеев Н.Г.Формирование осознанного решения учебной задачи/Педагогика и логика.- М. Кастоль.1993-с.385.(с.8-9)

  2. Гузеев В.В.Образовательная технология: от приема до философии/М.Сентябрь, 1996. (с.8)

  3. Дж.Дьюи.Демократия и образование. Пер.с. анг .- М. Педагогика- Пресе. 2000-384с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под. ред. Е. С. Полат. – .М.:Academia, 2000.с. 171.

  5. Пахомова Н.Ю.Метод учебных проектов в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.- Аркти. 2003-112.(методическая библиотека).

  6. Пахомова Н.Ю. Учебник проекты: его возможности.// Учитель, №4,2000,-с,255.

  7. Полат Е.С. ,Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования; Учебное пособие .М -; Издательский центр «Академия».2007.- 368 с.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М- Народное образование,1998-256с. (14-15)

  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  10. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.,1986г.

Основные термины (генерируются автоматически): Метод проектов, метод проектов, уроках математики, уроках биологии, информационных технологий, видов инновационных технологий, информационные технологии, виртуальная школа Кирилла, педагогической науки, педагогической культуры учителя, примеров педагогической технологии, практику учителей биологии, Интерактивная технология, область педагогической науки, системе образования, уроках иностранного языка, вопросу обучения биологии, кабинете биологии интерактивной, метод опорных конспектов, технология модульного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос