Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научно-методические подходы к организации содержания современного дошкольного образования

4. Дошкольная педагогика
33
Поделиться
Библиографическое описание
Иматова, Л. М. Научно-методические подходы к организации содержания современного дошкольного образования / Л. М. Иматова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2661/.

В современном дошкольном обучении и воспитании проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности и развивающей среде.

Под развивающей средой сегодня понимается естественная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными обучающими и игровыми материалами, в которой возможна активная познавательно-творческая деятельность ребенка. Подобное пространство оказывает значительное влияние в содержание образовательного процесса ребенка.

На сегодняшний день стратегию развития дошкольного образования в РТ определяет «Государственная программа развития образования в Республики Таджикистан на 2010-2015 годы» (2009), «Государственный стандарт дошкольного образования в Республики Таджикистан» (2009), «Стандарт раннего развития и обучения ребенка» (2012), «Положение центра развития детей дошкольного возраста» (2009) и воспитательно-образовательные программы.

Приоритетными направлениями в содержании образовательного процесса являются:

  • укрепление и развитие физического и психического здоровья ребенка, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей ребенка;
  • социализация ребенка в обществе, развитие социальной компетентности ребёнка и помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
  • развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов ребенка, потребностей родителей.

Педагогу, ведущему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. Также возникает потребность определения основных положений нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса, соответствующего с современными требованиями полноценного, всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

На данном этапе этот потребность обусловлена изменениями в структуре дошкольного образования. В Республике Таджикистан это изменение обусловлено созданием различных типов дошкольных образовательных учреждений - государственных и частных детских садов, группы кратковременного пребывания, центры развития ребенка, предшкольные группы, классы т.д..

Эффективность организации воспитательно-образовательной работы с детьми в этих образовательных учреждений зависит от конкретных педагогических целей, направленности программы дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка, предшкольного класса и материально-технической оснащенности этих учреждений.

Сегодня одним из приоритетных направлений государства, Министерство образования Республики Таджикистан является введение «предшкольного образования» как новая структура образования. Также, в целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи организована другая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 4 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, с 5 - часовым пребыванием.

В настоящее время по республике организованы более 600 центров развития ребенка, гибкий режим, содержание работы и оснащенность которых привлекают родителей. При этих центров создаются предшкольные группы как основа подготовки ребенка к обучению в школе.

Такие группы удобнее родителям с экономической точки зрения и позволить снизить оплату за услуги дошкольного учреждения за счет сокращения времени пребывания ребенка и позволить обеспечить доступность детей из малообеспеченных семей.

Следует отметить, что именно познавательное и социально-эмоциональное развитие ребенка в предшкольный период определяет то, как он будет учиться в школе. Эта закономерность характерна для всех развитых стран, в том числе и Таджикистану. Проведенные исследования в отделе изучения воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и начальных классах НИИ педагогических наук РТ показывают, что высокая успеваемость в начальных и старших классах напрямую зависят от познавательных способностей, т.е проявление умственных способностей и высокий уровень развития ещё в дошкольном возрасте[7] .

В исследованиях ряда ученых из дальнего и ближнего зарубежья, в частности России, изучающих адаптивные процессы, быстрее и безболезненнее адаптируются дети с достаточным уровнем развития физической, психологической, мыслительной и личностной деятельности[2] .

С другой стороны, происходящие изменения в системе дошкольного образования, предъявляет новые требования к организации дошкольного воспитания и обучения, ставит задачу поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Минобразование Республики Таджикистан, Академия образования Таджикистана организовала работу по созданию новых программ по предшкольной подготовки ребенка, которые решают важные задачи связанные с укреплением здоровья ребенка, эмоционально-личностного, познавательного, эстетического развития и формирования социально-коммуникативных навыков, обеспечивая преемственность между двумя первыми ступенями образования – дошкольного и начального образования.

Основная цель этих программ (Программа предшкольной подготовки детей 5-7(6) лет, (на 9 месяцев) и Программа краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе (на 3 месяца)) обеспечить более полный охват детей старшего дошкольного возраста и предоставить им равных возможностей при поступлении в начальную школу.

Современная организация учебного процесса способствует поиску разнообразных методов и приёмов обучения. Принципиальному переосмыслению роли педагога и ребёнка в учебно-воспитательном процессе способствует создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагога с ребёнком[8].

С этой целью в центрах развития ребенка (с 4 до 7 лет) педагогом используются новые формы организации образовательного процесса, в которую входят:

  • обследование и знакомство ребенка с окружающей действительности посредством собственного познания;
  • передача полученной информации от ребенка взрослому, когда ребенок действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за его деятельностью и направляет;
  • поиск ребенком и взрослым решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

Организация на основе представленных форм воспитательно-образовательной работы с ребенком осуществляется посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций и оснащения материальной базы этих учреждений необходимыми оборудованиями и игрушками.

На основе передового опыта в некоторых центров по республике обучающее пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функции на:

  • центр интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.);
  • центр сюжетно-ролевых игр (парикмахерская, магазин, кухня и т.д.);
  • строительный центр (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности);
  • центр игр с песком и водой, природным материалом;
  • центр для изодеятельности (цветная бумага, картон, клей, карандаши, пластилин, мольберты, бумага, краски, кисти, природный материал)
  • центр игр по развитию мелкой моторики;
  • центр активных игр (спортивный инвентарь, мячи);
  • музыкальный центр (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке);

Целью создания игровых развивающих, образовательных ситуаций является развитие ребенка дошкольного возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.

В данной ситуации большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с окружающими. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием.

Это позволяет педагогам и родителям быть более доступными для своих детей и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями и приобретенные навыки выносит за пределы группы, центра. Также создаётся безопасная атмосфера, время для свободной игры и знание этапов развития ребенка, возможности для развития коммуникации. Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их дальнейшей успешной адаптации к обучению в школе.

Пребывание ребенка в этих группах позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности. Такой подход способствует развитию уровня образованности родителей, прежде всего женщин-матерей и является одним из важнейших факторов влияющих на воспитание и обучение ребёнка.

Общеизвестно, что никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить воспитателей, педагогов новым подходам в организации учебного процесса, на развитие профессионального творчество.

Для повышения профессиональных способностей в первую очередь необходимо знакомить педагогов с современными технологиями обучения и воспитания, совершенствовать их коммуникативные умения, улучшать предметно-развивающую среду, что, несомненно, скажется на качестве педагогического процесса.

В связи с этим, по приказу Министра образования Республики Таджикистан и Кластерного бюро Юнеско в Таджикистане в 2010-11 году была реализована проект «Стратегия обучения и развития раннего детства в Республики Таджикистан» на основе «Программы краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе». Изучался уровень подготовки детей к школе специалистами области в масштабе республики и разрабатывались программы, 7 учебных модулей для воспитателей и учителей начальных классов.

Данное направление представил опыт проведения тренингов для педагогов как одной из наиболее перспективных форм повышения квалификации и перехода на инновационные методы в профессиональной деятельности[3].

В учебные модули были включены актуальные аспекты работы педагогов, вклю­чая компоненты сотрудничества с роди­телями, мониторинга и оценивание предшкольной подготовки[4,5,6].
Проведение программы обучения была направлена на развитие и укрепление навыка и знаний воспитателей, учителей центров развития ребенка, предшкольных групп и классов обучению нового подхода в организации обучения, в том числе способность работать в личностной развивающей среде, так как у них сформировалась установка на развитие профессионального творчество; профессиональное владение соответствующими методиками и технологиями; готовность к саморазвитию и способность анализировать педагогический процесс.

Также, актуальной представляется задача включения родителей в процесс раннего развития, особенно предшкольного образования ребенка и способствовала решению задач в нескольких направлениях:

  • формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
  • пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами дошкольных учреждений и других образовательных учреждений, занимающихся ранним развитием ребенка;
  • формирование партнерских отношений семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста [5];
  • участие родителей в осуществлении образовательной политики государства, что становится особенно актуальным в связи с принятием Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании ребенка» (2011).

Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольном образовании подходы к организации образовательного процесса в рамках традиционных и инновационных систем, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими и возрастными особенностями детей. Инновационно организованная обучающая среда обеспечивает доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей и подготовку их к школе.


Литература:

  1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н. Подготовка ребенка к школе. М.. 1991.
  2. Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.М.1976
  3. Иматова Л. Программа для воспитателей и учителей предшкольных групп и классов Душанбе, 2011 (в соавторстве).
  4. Иматова Л. Педагого-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста //Метод.пособие, Душанбе, 2011 (в соавторстве).
  5. Иматова Л. Работа с родителями //Метод.пособие, Душанбе, 2011, (в соавторстве).
  6. Иматова Л. Мониторинг и оценивание предшкольной подготовки. //Метод.пособие, Душанбе, 2011 (в соавторстве)
  7. Как подготовить ребенка к школе. //Сост.Л. Иматова. Сборник статей, Душанбе. 2006.
  8. Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. М.,2008г.
  9. Предшкольная подотовка детей 5-7(6) лет. – Программа обучения. Душанбе,2010 г.
  10. Преемственность: Начальная школа: Концепция. Программы /Д.В.Алекин и др. М.2004.
  11. Программа краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе», Душанбе, 2010.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный