В современном дошкольном обучении и воспитании проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности и развивающей среде.
Под развивающей средой сегодня понимается естественная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными обучающими и игровыми материалами, в которой возможна активная познавательно-творческая деятельность ребенка. Подобное пространство оказывает значительное влияние в содержание образовательного процесса ребенка.
На сегодняшний день стратегию развития дошкольного образования в РТ определяет «Государственная программа развития образования в Республики Таджикистан на 2010-2015 годы» (2009), «Государственный стандарт дошкольного образования в Республики Таджикистан» (2009), «Стандарт раннего развития и обучения ребенка» (2012), «Положение центра развития детей дошкольного возраста» (2009) и воспитательно-образовательные программы.
Приоритетными направлениями в содержании образовательного процесса являются:
- укрепление и развитие физического и психического здоровья ребенка, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей ребенка;
- социализация ребенка в обществе, развитие социальной компетентности ребёнка и помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
- развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов ребенка, потребностей родителей.
Педагогу, ведущему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. Также возникает потребность определения основных положений нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса, соответствующего с современными требованиями полноценного, всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
На данном этапе этот потребность обусловлена изменениями в структуре дошкольного образования. В Республике Таджикистан это изменение обусловлено созданием различных типов дошкольных образовательных учреждений - государственных и частных детских садов, группы кратковременного пребывания, центры развития ребенка, предшкольные группы, классы т.д..
Эффективность организации воспитательно-образовательной работы с детьми в этих образовательных учреждений зависит от конкретных педагогических целей, направленности программы дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка, предшкольного класса и материально-технической оснащенности этих учреждений.
Сегодня одним из приоритетных направлений государства, Министерство образования Республики Таджикистан является введение «предшкольного образования» как новая структура образования. Также, в целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи организована другая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 4 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, с 5 - часовым пребыванием.
В настоящее время по республике организованы более 600 центров развития ребенка, гибкий режим, содержание работы и оснащенность которых привлекают родителей. При этих центров создаются предшкольные группы как основа подготовки ребенка к обучению в школе.
Такие группы удобнее родителям с экономической точки зрения и позволить снизить оплату за услуги дошкольного учреждения за счет сокращения времени пребывания ребенка и позволить обеспечить доступность детей из малообеспеченных семей.
Следует отметить, что именно познавательное и социально-эмоциональное развитие ребенка в предшкольный период определяет то, как он будет учиться в школе. Эта закономерность характерна для всех развитых стран, в том числе и Таджикистану. Проведенные исследования в отделе изучения воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и начальных классах НИИ педагогических наук РТ показывают, что высокая успеваемость в начальных и старших классах напрямую зависят от познавательных способностей, т.е проявление умственных способностей и высокий уровень развития ещё в дошкольном возрасте[7] .
В исследованиях ряда ученых из дальнего и ближнего зарубежья, в частности России, изучающих адаптивные процессы, быстрее и безболезненнее адаптируются дети с достаточным уровнем развития физической, психологической, мыслительной и личностной деятельности[2] .
С другой стороны, происходящие изменения в системе дошкольного образования, предъявляет новые требования к организации дошкольного воспитания и обучения, ставит задачу поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Минобразование Республики Таджикистан, Академия образования Таджикистана организовала работу по созданию новых программ по предшкольной подготовки ребенка, которые решают важные задачи связанные с укреплением здоровья ребенка, эмоционально-личностного, познавательного, эстетического развития и формирования социально-коммуникативных навыков, обеспечивая преемственность между двумя первыми ступенями образования – дошкольного и начального образования.
Основная цель этих программ (Программа предшкольной подготовки детей 5-7(6) лет, (на 9 месяцев) и Программа краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе (на 3 месяца)) обеспечить более полный охват детей старшего дошкольного возраста и предоставить им равных возможностей при поступлении в начальную школу.
Современная организация учебного процесса способствует поиску разнообразных методов и приёмов обучения. Принципиальному переосмыслению роли педагога и ребёнка в учебно-воспитательном процессе способствует создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагога с ребёнком[8].
С этой целью в центрах развития ребенка (с 4 до 7 лет) педагогом используются новые формы организации образовательного процесса, в которую входят:
- обследование и знакомство ребенка с окружающей действительности посредством собственного познания;
- передача полученной информации от ребенка взрослому, когда ребенок действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за его деятельностью и направляет;
- поиск ребенком и взрослым решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
Организация на основе представленных форм воспитательно-образовательной работы с ребенком осуществляется посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций и оснащения материальной базы этих учреждений необходимыми оборудованиями и игрушками.
На основе передового опыта в некоторых центров по республике обучающее пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функции на:
- центр интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.);
- центр сюжетно-ролевых игр (парикмахерская, магазин, кухня и т.д.);
- строительный центр (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности);
- центр игр с песком и водой, природным материалом;
- центр для изодеятельности (цветная бумага, картон, клей, карандаши, пластилин, мольберты, бумага, краски, кисти, природный материал)
- центр игр по развитию мелкой моторики;
- центр активных игр (спортивный инвентарь, мячи);
- музыкальный центр (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке);
Целью создания игровых развивающих, образовательных ситуаций является развитие ребенка дошкольного возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.
В данной ситуации большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с окружающими. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием.
Это позволяет педагогам и родителям быть более доступными для своих детей и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями и приобретенные навыки выносит за пределы группы, центра. Также создаётся безопасная атмосфера, время для свободной игры и знание этапов развития ребенка, возможности для развития коммуникации. Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их дальнейшей успешной адаптации к обучению в школе.
Пребывание ребенка в этих группах позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности. Такой подход способствует развитию уровня образованности родителей, прежде всего женщин-матерей и является одним из важнейших факторов влияющих на воспитание и обучение ребёнка.
Общеизвестно, что никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить воспитателей, педагогов новым подходам в организации учебного процесса, на развитие профессионального творчество.
Для повышения профессиональных способностей в первую очередь необходимо знакомить педагогов с современными технологиями обучения и воспитания, совершенствовать их коммуникативные умения, улучшать предметно-развивающую среду, что, несомненно, скажется на качестве педагогического процесса.
В связи с этим, по приказу Министра образования Республики Таджикистан и Кластерного бюро Юнеско в Таджикистане в 2010-11 году была реализована проект «Стратегия обучения и развития раннего детства в Республики Таджикистан» на основе «Программы краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе». Изучался уровень подготовки детей к школе специалистами области в масштабе республики и разрабатывались программы, 7 учебных модулей для воспитателей и учителей начальных классов.
Данное направление представил опыт проведения тренингов для педагогов как одной из наиболее перспективных форм повышения квалификации и перехода на инновационные методы в профессиональной деятельности[3].
- В учебные модули были включены актуальные аспекты работы педагогов, включая компоненты сотрудничества с родителями, мониторинга и оценивание предшкольной подготовки[4,5,6].
- Проведение программы обучения была направлена на развитие и укрепление навыка и знаний воспитателей, учителей центров развития ребенка, предшкольных групп и классов обучению нового подхода в организации обучения, в том числе способность работать в личностной развивающей среде, так как у них сформировалась установка на развитие профессионального творчество; профессиональное владение соответствующими методиками и технологиями; готовность к саморазвитию и способность анализировать педагогический процесс.
Также, актуальной представляется задача включения родителей в процесс раннего развития, особенно предшкольного образования ребенка и способствовала решению задач в нескольких направлениях:
- формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
- пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами дошкольных учреждений и других образовательных учреждений, занимающихся ранним развитием ребенка;
- формирование партнерских отношений семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста [5];
- участие родителей в осуществлении образовательной политики государства, что становится особенно актуальным в связи с принятием Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании ребенка» (2011).
Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольном образовании подходы к организации образовательного процесса в рамках традиционных и инновационных систем, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими и возрастными особенностями детей. Инновационно организованная обучающая среда обеспечивает доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей и подготовку их к школе.
Литература:
- Айзман Р. И., Жарова Г. Н. Подготовка ребенка к школе. М.. 1991.
- Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.М.1976
- Иматова Л. Программа для воспитателей и учителей предшкольных групп и классов Душанбе, 2011 (в соавторстве).
- Иматова Л. Педагого-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста //Метод.пособие, Душанбе, 2011 (в соавторстве).
- Иматова Л. Работа с родителями //Метод.пособие, Душанбе, 2011, (в соавторстве).
- Иматова Л. Мониторинг и оценивание предшкольной подготовки. //Метод.пособие, Душанбе, 2011 (в соавторстве)
- Как подготовить ребенка к школе. //Сост.Л. Иматова. Сборник статей, Душанбе. 2006.
- Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. М.,2008г.
- Предшкольная подотовка детей 5-7(6) лет. – Программа обучения. Душанбе,2010 г.
- Преемственность: Начальная школа: Концепция. Программы /Д.В.Алекин и др. М.2004.
- Программа краткосрочной подготовки детей 5-7(6) лет к школе», Душанбе, 2010.