Библиографическое описание:

Шульга Я. В. Эволюция требований к профессиональной подготовке преподавателей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 39-40.

Динамизм глобальных перемен в мире, смена экономического и социально-культурного укладов в нашей стране способствовали тому, что высшая школа должна была гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке специалистов. В России на фоне глубоких социальных перемен с начала 90-х годов система образования находится в стадии реформирования. Необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в высшей школе по целому ряду направлений образовался существенный разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования: между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности; между профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных познавательных интересов; между современными методологическими подходами к существующим наукам и архаическим стилем их преподавания.

Успехи в развитии образования подрастающего поколения определяются педагогическими кадрами. Содержание педагогического образования определяется отражением важнейших изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе и, особенно,- в сфере образования. Школе и вузу нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе и критически мыслить. Одним из важнейших свойств современного преподавателя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать студента, умение стимулировать саморазвитие учащегося и организовывать его работу.

Так, М.Н. Костикова указывает, что в области педагогического образования, в которой в конце 80-х годов системы подготовки, переподготовки повышении квалификации стали рассматриваться содержательно и терминологически как единая и целостная система педагогического образования, необходимо учитывать следующие процессы, обладающие инновационным характером[2, 37]:

  • децентрализацию образования, что позволяет самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказа» на конкретного специалиста;

  • демократизацию высших учебных заведений, обеспечивающих самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;

  • потребности общеобразовательной школы, диктующей заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего преподаваемый предмет в качестве средств развития учеников;

  • необходимость удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы, включающей неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого педагогического образования;

  • подготовку специалистов в более короткие сроки профессионального образования на базе различных его уровней.

Мощным стимулом этих процессов явились решения Всесоюзного съезда работников образования (декабрь 1988г.), которые затем получили правовое подтверждение в Законе «Об образовании». Инновационные процессы входят в противоречие с существующей традиционной подготовкой, однако между ними имеется диалектическая взаимосвязь, и можно утверждать, что в последнее десятилетие в педагогическом образовании существуют две тенденции развития образования- традиционная и инновационная. Высшее педагогическое образование в России имеет более чем полувековую историю, оно было выстроено по принципу узкой специализации, как и высшее образование. Традиционное педагогическое образование по содержанию и по организации нацелено на подготовку будущего учителя преимущественно как специалиста-предметника.

Потребности педагогической практики, массовой школы в целом, долгое время были связаны также с потребностью в специалистах традиционного стиля (преподаватель-предметник). Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов. В традиционной системе педагогического образования проблемы развития связываются чаще с «совершенствованием», «качественным улучшением», «принципиальным обновлением». Все эти определения так же, как и стоящие за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса.

Содержательно традиционное обучение выстраивалось как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов; обучающиеся выступают как объекты управления, как исполнители планов преподавателя.

В.А. Сластенин указывает, что согласно личностно-ориентированной системе подготовки педагогических кадров, в основу разработки содержания педагогического образования должны быть положены следующие принципы:

  • универсальность – полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной образовательной программами;

  • интегративность – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функиональное единство учебного процесса;

  • целостность картины мира, воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;

  • фундаментальность – научная основательность и высокое качество психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

  • профессиональность – овладение многообразными педагогическими технологиями;

  • вариативность – гибкое сочетание обязательных курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;

  • многоуровневость – подготовка на ступенях общего, базового(бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации [3].

Темпы и качество подготовки педагога во многом зависят от того, насколько четко представляют себе студенты профессионально-педагогическую деятельность. Н.М. Голянская выделяет следующие противоречия в сфере профессионального труда преподавателя, которые препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; во-вторых, между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации, что объясняется приверженностью старым идеям и неумением или нежеланием принять новые идеи; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени преподавателей; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательности педагогического труда для некоторой части молодежи [1,46].

В связи с данными требованиями к профессиональной подготовке преподавателей ключевым направлением в развитии педагогического образования России на современном этапе определена многовариативность, гибкость, мобильность и адаптивность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с основными направлениями реформы общего среднего образования. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развития компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях и развивается новая концепция педагогического образования.


Литература:

  1. Голянская Н.М. О вхождении молодого специалиста-педагога в образовательную среду// Педагог.-1999. -№6. – с.45-46

  2. Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования.// Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-прак. конф. Ч.1. Чита: изд-во ЗабГПУ, 1998.-с. 36-41

  3. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования- Электрон. изд.- Режим доступа к изд.: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=6&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=98 – Систем. Требования :IBM PC; Internet Explorer

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического образования, Содержание педагогического образования, система педагогического образования, педагогического образования России, педагогического образования проблемы, области педагогического образования, педагогического образования должны, педагогического труда, концепция педагогического образования, профессиональной подготовке преподавателей, организации педагогического процесса, привлекательности педагогического труда, услугах педагогического труда, годов система образования, съезда работников образования, тенденции развития образования, сроки профессионального образования, развитии образования, общего среднего образования, сфере образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос