Ориентиры нового образовательного стандарта: развитие личности младшего школьника через интегрированный курс «Открытие мира» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панкратова, Г. П. Ориентиры нового образовательного стандарта: развитие личности младшего школьника через интегрированный курс «Открытие мира» / Г. П. Панкратова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2593/ (дата обращения: 20.04.2024).

Был ребёнок, и он рос с каждым днём

и каждый день он видел новое,

И на что бы он ни взглянул –

он всем становился,

И всё становилось частью его

на этот день, на этот час

Или на многие, многие годы.

Уолт Уитмен


Демократические перемены в российском обществе привели к реформированию системы образования, действенность которых выразилась в вариативности программ, смещении акцента со «знаниевого» подхода в обучении на развивающее. В ответ на социальные и социокультурные изменения школа приняла заказ готовить школьника нового типа: внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного видеть, ставить и решать проблемы, делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения.

Понимая вариативность в образовании как возможность выбрать образовательную систему, которая определяет образовательный алгоритм школы, учительский коллектив МАОУ СОШ «Земля родная» обозначил приоритетной задачу обновления содержания образования и воспитания и ввёл в образовательное пространство новые программы, призванные её реализовать. Одним из таких направлений стало сотрудничество с московскими учёными и внедрение интегрированного курса « Открытие мира» в начальных классах.

В младшем школьном возрасте, когда формируются базисное основание личности, её ценностные ориентации, у детей учебные знания зачастую так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку. В результате это мешает им целостно воспринимать как учебный материал, так и картину окружающего мира.

Курс «Открытие мира» позволяет преодолеть это противоречие и создать систему, оптимально сочетающую идеи интеграции и дифференциации. Учителя начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная» основное внимание уделили выработке общей платформы сближения предметных знаний. Заполняя незнание на стыке уже имеющихся знаний, они находят существующие между ними связи, что способствует развитию эрудиции у детей и формированию представлений об общей картине мира.

Кроме того, курс « Открытие мира» позволяет более полно реализовать такие цели непрерывного образования как:

  • сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка,

  • развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Однако отсутствие единого учебного пособия, сопровождающего реализацию данного курса, затрудняло организацию образовательного процесса, что послужило поводом для разработки материалов для учащихся.

Учебные пособия по «Открытию мира»: «Начало начал» для учащихся 2 класса; «Тропинка к дому» для учащихся 3 класса; «Тайны песочных часов» для учащихся 4 класса, составленные творческой группой учителей начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная», составляют часть учебно-методического комплекта интегрированного курса «Открытие мира», который разрабатывают и апробируют учителя начальных классов МАОУ СОШ « Земля родная».

Пособия для учащихся составлены в соответствии с проектом организации воспитательно-образовательной работы с младшими школьниками коллективом сотрудников ИИО МО РФ: Евладовой Е. Б., Петраковой Т. И., Чечёткина Ю. В., и рекомендованы Министерством образования РФ (Москва, 1994 г.) и с модифицированной программой курса «Открытие мира», разработанной коллективом учителей начальных классов МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой.

Пособия предназначены для работы с учащимися младших классов. Они являются оригинальным и ценным материалом, дополняющим и расширяющим возможности программы «Открытие мира», содержат художественный и информационно-справочный материал для работы с учащимися второго, третьего и четвёртого классов в соответствии с темами, определёнными программой. Ориентируясь на стержневые темы: «Я и мир», «Я и мы», «Я и природа», «Я – художник», отражающие сложные взаимосвязи человека с миром, материал подобран с учётом возрастных особенностей каждого класса и темы года: «Начало начал» (2 класс), «Тропинка к дому» (3 класс), «Тайны песочных часов» (4 класс).

В связи с динамичным изменением образовательной среды усложняется проблема соотношения в учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребёнок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара.

Поэтому, пособия для учащихся по «Открытию мира» призваны решать задачу формирования познавательных, коммуникативных и информативных функций, как составляющие функционально грамотной личности.

Особое значение при отборе содержания педагоги уделили управлению кругом чтения школьников, в частности, программному чтению познавательной и художественной литературы. В основу отбора произведений положены личностные и интеллектуальные возможности и интересы каждой возрастной группы, свойственные ей проблемы. Это помогло определить « приоритетные» предпочтения в сфере чтения и сгруппировать тексты, разделённые во времени и пространстве, вокруг стержневых для данного возраста интересов и проблем.

Общеизвестно, что совершенно особой проблемой, связанной с понятием образовательная среда, является региональная образовательная среда и технология учёта её особенностей при планировании содержания школьного образования. Региональные (не этнические) психологические особенности школьников, связанные с региональными ценностями, представляют собой малоизученную проблему. Таким образом, содержание образования (включая сюда и воспитание) школа ориентирует на выращивание у школьников нормального типа этнической идентичности. Привлечение детей к чтению произведений, к изучению исторических событий, культурных традиций как народов, населяющих родной край, так и народов мира, позволяет на страницах пособий осуществлять «диалог культур», формирующий осознание школьником того факта, что он живёт в многонациональной, многокультурной и многоязычной стране, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.

Таким образом, в представляемых учебных пособиях по « Открытию мира» для учащихся младших классов предпринята попытка усилить интегративные подходы в построении содержания образовательной программы, представляющие собою объединение разных блоков информации из различных областей знаний и создать среду для формирования ценностей многокультурного общества.

В целом, содержание материалов отражает преемственность обновления содержания образования в соответствии с Концепцией МАОУ СОШ «Земля родная», реализующей задачи формирования этнографической культуры в условиях полиэтнической образовательной среды, развития творческого потенциала и ключевых компетенций обучающихся. Программа «Открытие мира» находит своё продолжение в курсе «Путешествие к истокам» для 5-6 классов, а также в системе внеурочной и внеклассной деятельности.

Сохранив основные идеи курса «Открытие мира», педагоги создали свою версию программы, наполнили её практическим материалом, позволяющим организовать познавательную деятельность на уроке и вне его.

Прошедшая длительную апробацию и органично вошедшая в учебно-воспитательный процесс школы, программа «Открытие мира» откорректирована в соответствии с главной задачей стандартов нового поколения: формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаиМАОУважения, творчества и солидарности.

Пособия для учащихся составлены с учётом возможности организации познавательной деятельности детей в разных формах, с учётом их потребностей и возможностей, создания условий для развития коммуникативных навыков, формирования умений добывать информацию при помощи различных источников.

Практика показывает, что введение новых программ – «Школа 2000…», « Школа 2100», «Открытие мира», основанных на системно-деятельностном подходе привело к формированию у выпускников младших классов следующих показателей познавательного развития:

  • инициативность в познавательной деятельности;

  • наблюдательность;

  • склонность искать причины увиденного;

  • склонность искать место данному событию среди подобных событий;

  • доброжелательность к другой точке зрения;

  • склонность к размышлению;

  • склонность пользоваться книгами и другими источниками знаний при поиске ответа на вопрос;

  • аргументация своего мнения.

Вот отзывы непосредственных участников освоения курса «Открытие мира»- наших учащихся:

…Мне очень нравится урок «Открытие мира», потому что он расширяет наш кругозор, учит работать с книгой. На этих уроках мы прикасаемся к разным наукам. Я люблю уроки «Открытия мира».

Тимофеева Таня, 4 б класс

… Мне очень нравятся уроки «Открытия мира». С их помощью я узнаю много нового и интересного. С их помощью я научилась внимательно слушать своих одноклассников и работать с дополнительной литературой. Этот урок очень познавателен. Я надеюсь, что всем он очень нравится.

Стефанович Полина, 4 б класс

… На этих уроках я узнаю то, что нельзя узнать на других уроках.

Валевко Валерий, 4 б класс

… «Открытие мира» помогает мне познать мир с помощью разных источников. Мы задаём вопрос и отвечаем на него, используя больше литературы, чем на других уроках.

Тимошенко Саша, 4 б класс

… Я люблю искать ответы на заданную тему в разных энциклопедиях, библиотеках. А когда сообщение готово, мне хочется поскорее показать и рассказать его одноклассникам и учителю. Как это здорово, когда знаниями можно поделиться с другими.

Тупицына Катя, 4 б класс


«Верить в человека и любоваться ростом его духа - это лучшее, что даёт нам жизнь» - слова М. Горького служат девизом для творческой группы учителей начальных классов, работающих над проблемой совершенствования образовательного пространства МАОУ СОШ «Земля родная».

Результаты наших разработок адресованы учащимся начальных классов, педагогическим работникам начального и дополнительного образования, родителям учащихся. Они могут найти широкое применение на занятиях в классе, в группе продлённого дня, при организации внеклассной и внеурочной деятельности. В перспективе возможно широкое применение этого материала согласно БОП – 2009 в рамках внеучебной работы как дополнительной образовательной программы.

В настоящее время творческая группа работает над созданием отдельных методических пособий, которые содержат конкретные советы педагогам для раскрытия тех или иных тем курса «Открытие мира», описание технологии проведения уроков, организации деятельности с детьми в разных классах.

Таким образом, педагоги предполагают создать предметно-пространственную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития.

Для учителей, работающих по данной программе или предполагающих освоить и внедрить курс « Открытие мира», как одно из направлений организации внеурочной деятельности младших школьников, разрабатывается целостная система теоретических основ, программы, учебных пособий, методических рекомендаций до мониторинга результатов и системы внеурочной деятельности.

В заключение хотелось бы выразить уверенность в том, что среди педагогов нашего города найдутся единомышленники, которых заинтересуют идеи и возможности курса «Открытие мира», ведь, по словам М. Метерлинка, «Мир не кончается у дверей дома...».

Основные термины (генерируются автоматически): Открытие мира, класс, учащийся, внеурочная деятельность, пособие, урок, образовательная среда, образовательное пространство, познавательная деятельность, творческая группа учителей.

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности.

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Использование педагогических технологий на внеурочных...

Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке)...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов

Освоение возрастного нормативного пространства.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС...

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно

— М.: Учитель, 2015. Тивикова С. К. «Организация внеурочной деятельности младших школьников». — Сборник программ ФГОС.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

В федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание

ми «Дорога в мир жизненных навыков» и «Основы духовно-нрав.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

русский язык, групповая работа, внеурочная деятельность, проектное обучение, проектная деятельность, проблемное обучение, познавательная компетенция учащихся, мероприятие, класс...

Организационно-педагогические условия реализации...

Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности.

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.

Проектирование развивающей образовательной среды...

творческий потенциал, школа, внеурочная деятельность, Начальная школа, развитие, ребенок, программа, дополнительное образование, развивающая творческая среда, образовательный процесс.

Использование педагогических технологий на внеурочных...

Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке)...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов

Освоение возрастного нормативного пространства.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС...

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно

— М.: Учитель, 2015. Тивикова С. К. «Организация внеурочной деятельности младших школьников». — Сборник программ ФГОС.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое мнение, желаемый результат, техническое...

Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы...

В федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание

ми «Дорога в мир жизненных навыков» и «Основы духовно-нрав.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

русский язык, групповая работа, внеурочная деятельность, проектное обучение, проектная деятельность, проблемное обучение, познавательная компетенция учащихся, мероприятие, класс...

Организационно-педагогические условия реализации...

Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.