Библиографическое описание:

Варинов В. В., Вахмянин Н. В., Козырева О. А., Горбунова И. А. Особенности самореализации и отношение спортсменов к бодибилдингу [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 1-3.

В современной педагогической теории и практике сложилась тенденция определения самореализации как социально и личностно обусловленного процесса воплощения в жизнь модели самосовершенствования. Кроме того, самореализация – это способность личности, выражающаяся в оптимизации моделей социокультурного взаимодействия, которые являются средствами позитивного преобразования объективной социокультурной действительности, имеющей внутреннюю и внешнюю составляющие. Самореализация может быть профессиональной, коммуникативной, социально-досуговой и т.д.
В нашем случае мы будем понимать под самореализацией – результат включения спортсменов по силовым видам спорта (пауэрлифтингу, бодибилдингу и пр.) в систему спортивных, нормативно-правовых, культурно-исто­ри­чес­ких, профессионально-педа­го­ги­чес­ких отношений, где вершина развития склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, целей лежит в плоскости спортивных достижений и не нарушает гармонии внутренних и внешних преобразований, предопределяющих развитие как смысл и ценность, как процесс и условие сосуществования в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, фасилитирующих создание (получение) материальных и морально-нравст­вен­ных благ как итога жизнедеятельности на любом этапе становления и развития личности и команды в целом.
Самореализация важна для человека на разных этапах его возрастного развития, т.к. именно через процесс самореализации субъект общества создает условия для того, чтобы другие люди воспринимали его позитивно и объективно через результаты его деятельности (социализация). Немаловажно отношение спортсменов к определенному виду спорта и возможностей самореализации в нем. Для исследования особенностей самореализации и отношения к бодибилдингу мы использовали анкету [1]. В анкетировании принимали участие студенты-спортсмены Кузбасской государственной педагогической академии (40 чел.), студенты Новокузнецкого училища олимпийского резерва (35 чел.) и 14 студентов-спортсменов из различных спузов и вузов, обучающихся и проживающих в г. Новокузнецке. Студенты, которые принимали участие в анкетировании, занимаются различными видами спорта. Их позиция также разнообразна к бодибилдингу как виду спорта. Представим в таблицах результаты анализа анкетирования.

Таблица 1

Место учебы/распределение

вуз

спуз

Количество, чел.

42

47

Относительный результат, %

47,2

52,8


В таблице 1 представлено распределение студентов-спортсменов, получающих свое образование в спузе или вузе, т.е. по специфике получения образования – среднего или высшего профессионального образования.

Таблица 2

Достижения в спорте

незначительные

средние

высокие (кмс и мс)

Количество, чел.

13

17

59

Относительный результат, %

14,6

19,1

66,3


В таблице 2 отражены результаты достижений в спорте, где незначительными считаются результаты спортсменов, не отразивших свои разряды в области того или иного вида спорта, средними – результаты до кмс, высокими – кмс и выше.

Таблица 3

Как Вы относитесь
к бодибилдингу?

отрицательно

нейтрально, безразлично

положительно

Количество, чел.

19

20

50

Относительный результат, %

21,3

22,5

56,2


Отношение к бодибилдингу отражено в таблице 3, где есть как отрицательное, нейтральное, так и положительное отношение к бодибилдингу как виду спорта. Особенности позитивного и негативного отношения к бодибилдингу напрямую связаны с высказанной позицией и особенностями тренировочного процесса, реализующего идеи современного бодибилдинга в построении тела, что не всегда правильно понимается в индустрии питания и системе организации тренировок. К женскому бодибилдингу относятся негативнее, нежели к мужскому. Это оправдано с позиции здравого смысла и возможностей построения красивого тела другими видами спорта, приносящими большее удовлетворение и пользу, нежели бодибилдинг.

Таблица 4

Знания о бодибилдинге

Не знакомы, слабо знакомы

Знакомы

Хорошо знакомы

Количество, чел.

30

42

17

Относительный результат, %

33,7

47,2

19,1


Таблица 5

Профессиональная ориентация

Незначительные знания

Хорошие знания о профессиональном самоопределении

Уровень высоких знаний о профессиональном самоопределении

Количество, чел.

17

28

44

Относительный результат, %

19,1

31,5

49,4


Данные, представленные в таблице 5, отражают специфику профессиональной деятельности студентов и обучающихся спузов. Хорошие знания и уровень высоких знаний в области профессионального самоопределения показывают студенты педагогических вузов и спузов. Это объяснимо с позиции формирования знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога по ФК, а другие спузы и вузы, в которых обучаются спортсмены, не имеют таких возможностей.

Таблица 6

Знания о самореализации как категории педагогики и специфики самореализации в бодибилдинге

Незначительные знания, обыденные знания

Хорошие знания

Уровень высоких знаний

Количество, чел.

20

23

46

Относительный результат, %

22,5

25,8

51,7


В таблице 6 представлено распределение знаний студентов вузов и спузов о специфике и особенностях самореализации. Т.к. анкетирование было проведено со студентами в октябре 2011 года – начало учебного года – основные сведения о проблеме, специфике и возможностях организации самореализации личности в спорте имеют именно то распределение, которое представлено в таблице. Незначительные знания показали студенты спузов и вузов непедагогического профиля и студенты первого курса педагогических спузов и вуза. Особенности понимания самореализации и ее специфических возможностей в спорте (в бодибилдинге) раскрыли студенты старших курсов, изучавших проблему саморазвития, самосовершенствования, самореализации и социализации в различных предметах современной системы педагогической науки.

Таблица 7

Рекомендации

Нет рекомендаций

Безличностные и опосредованные рекомендации

Рекомендации субъектно-личностного характера, подчеркивающие специфику профессиональной деятельности

Количество, чел.

29

6

54

Относительный результат, %

32,6

6,7

60,7


В таблице 7 отражены результаты анкетирования, характеризующие процесс становления личности педагога по ФК в системе будущих профессионально-педагогических компетенций. Отсутствие рекомендаций – не показатель несформированности профессионально-педагогической культуры, а жизненная позиция, которая говорит, что если ты не приемлешь определенный вид спорта, то вряд ли стоит давать определенные замечания и рекомендации кому-либо в данной области деятельности. Безразличные и опосредованные рекомендации были даны студентами, обучающимися по непедагогическому профилю обучения. Хотелось бы подчеркнуть тот контингент студентов-педагогов по ФК, который дал рекомендации с позиции антропологического знания, где педагогика предопределяет выбор личности и неустанный поиск в реализации идей, смыслов, теорий, принципов педагогического взаимодействия, в структуре которых немаловажную роль уделяют таким социально-педагогическим и профессионально-педагогическим явлениям, как социализация, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самоопределение, самосовершенствование и самореализация.
Возможности и специфика самореализации у спортсменов в бодибилдинге неоднозначна с позиции спортсменов, занимающихся и не занимающихся бодибилдингом. Тенденции позитивного и активного принятия бодибилдинга как вида спорта по всем выделенным критериям не значителен – это всего-навсего 7 человек, принимающих бодибилдинг как вид спорта без стремления его корректировать и переправлять в свою профессионально-педагогическую и социально-педагогическую пользу. Это всего 8 процентов об общего количества опрошенных студентов-спортсменов. Данная тенденция хорошо объяснима с позиции закона нормального распределения (распределение Гаусса). Это именно те 5-10 %, которые и определяют тот или иной выбор в поле вычленения и отстаивания определенной идеи. Данная специфика характерна любому виду деятельности. Нет ни одного уникального средства или отрасли знания, в которой бы был представлен весь спектр мнений респондентов в 100 % своем распределении на одно коромысло дихотомического деления отношения к явлению или тенденции. И это доказательно проиллюстрировано на примере изучения отношения спортсменов к бодибилдингу, возможности и доказательности своих идей в области самореализации через спорт и бодибилдинг.

Литература
  1. Зауэр, Н. Г. Бодибилдинг и возможности самореализации молодежи в контексте идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогики / Н. Г. Зауэр, Н. В. Вахмянин, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 1. – М. : Буки-Веди, 2012. – С.13-15.
  2. Козырева, О. А. Возможности и модели социализации в современном воспитательно-образовательном поле / О. А. Козырева, Н. В. Вахмянин // Наука и образование в XXI веке: динамика развития в евразийском пространстве : материалы II Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2011. – Т. 1. – Павлодар : Инновац. Евраз. ун-т, 2011. – С.38-41.
  3. Козырева, О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы и самореализации в пауэрлифтинге / О. А. Козырева, Н. В. Вахмянин, Е. Ю. Шварцкопф // Наука и образование в XXI веке: динамика развития в евразийском пространстве : материалы II Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2011. – Т. 1. – Павлодар : Инновац. Евраз. ун-т, 2011. – С.36-38.
  4. Шварцкопф, Е. Ю. Культура самостоятельной работы как механизм самореализации в пауэрлифтинге / Е. Ю. Шварцкопф, Н. В. Вахмянин, О. А. Козырева // Наука и современность – 2011 : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции : в 2-х ч. Часть 1. / под общ. Ред. С. С. Чернова. – Новосибирск : изд-во НГТУ, 2011. – С.235-238.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Международной научно-практической конференции, Особенности самореализации, виду спорта, тенденция определения самореализации, процесс самореализации субъект, исследования особенностей самореализации, организации самореализации личности, возможностей самореализации, Особенности понимания самореализации, специфики самореализации, отношение спортсменов, специфика самореализации, возможности самореализации молодежи, особенностях самореализации, механизм самореализации, видами спорта, области самореализации, вида спорта, вид спорта, женскому бодибилдингу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос