О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Бойко Т. Н. О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2560/ (дата обращения: 18.08.2018).

Реформирование системы специального образования в направлении ее гуманизации, определило смену ценностных ориентиров коррекционно-педагогической деятельности, выдвигая в центр внимания современной специальной педагогики не нарушение, а личность ребенка. Отражением обозначенных тенденций является активизация научного интереса к изучению социальных проблем детей с нарушениями развития, а также становление службы социально-педагогической помощи в специальном образовании. На этом фоне происходит расширение функций коррекционного педагога, а в частности, учителя-логопеда. Одной из таких функций является социализация детей с речевыми патологиями в социальную среду, подготовка его к самостоятельной и независимой жизни в обществе, так как важным фактором социализации ребенка выступает общение, а при этих речевых нарушениях именно общение страдает прежде всего. Социальный смысл общения состоит в том, что оно обеспечивает организацию детей для совместной деятельности, их взаимосвязи и взаимоотношений. Дети с подобными аномалиями развития речи имеют сохранный интеллект, знают о своем дефекте и испытывают страх в общении с окружающими. На этом фоне возникают вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения.

Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилитационный процесс. Такую помощь детям с нарушениями речи должен оказывать учитель-логопед, обладающий не только профессиональной, но и социально-педагогической компетентностью.

Социально-педагогическую компетентность будущего учителя-логопеда в нашем исследовании мы рассматриваем как интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность педагога выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей детей с речевыми нарушениями; использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании.

Подготовка компетентных учителей-логопедов требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами. Особое значение в этой работе приобретает педагогическая практика, предполагающая применение теоретических знаний студентов в систематической практической работе в специальных коррекционных учреждениях.

Наблюдения на практике за деятельностью будущих учителей-логопедов, анкетирование, анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что студенты испытывают значительные трудности в организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Подготовка компетентных учителей-логопедов требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами. Особое значение в этой работе приобретает педагогическая практика, предполагающая применение теоретических знаний студентов в систематической практической работе в специальных коррекционных учреждениях.

Следует, также отметить и главную примету сегодняшнего дня – вся система образования повсеместно реализует третье поколение государственных образовательных стандартов в области коррекционной педагогики. Его отличительной особенностью является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования – бакалавриат и магистратура. Что такое бакалавр в области коррекционно-педагогической деятельности? По нашим представлениям это хороший практик, знающий и владеющий специальными коррекционными методиками, умеющий решать конкретные проблемы детей и подростков с речевыми нарушениями, умеющий учитывать особенности проявления социально-педагогических проблем среди различных категорий детей-логопатов их родителей, педагогов. Это специалист по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Поэтому подготовка бакалавров по коррекционной педагогике должна и будет осуществляться по практикоориентированным программам и курсам, с большим акцентом на технологическую подготовку к коррекционно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения. Все это должно привести к упорядочению организации практики студентов в учреждениях коррекционной направленности. Вузы настроены на то, чтобы специалисты из образовательных учреждений не только знакомили будущих специалистов со своим ремеслом, но и получали в их лице надежную опору совершенствования технологий коррекционно-педагогической помощи. Необходима большая согласованность и взаимодействие вузов с практикой работы специальных коррекционных учреждений. В процессе прохождения педагогических практик педагоги практики должны отработать со студентами целый ряд методик и технологий социально-педагогической деятельности [4, с.119].

На социально-педагогическом факультете Брянского государственного университета мы большое внимание уделяем практикоориентированной подготовке студентов будущих учителей-логопедов. Она представляет собой гибкую и динамическую структуру, состоящую из серии практик, сопровождающих процесс теоретического обучения будущих учителей-логопедов.

Организуется педагогическая практика в университете в соответствии с учебным планом, по которому студенты, будущие учителя-логопеды, выполняя функциональные обязанности во время практической деятельности, занимают следующие роли:

- наблюдателя (ориентировочная практика),

- ученика (учебная практика),

- исполнителя (производственная практика),

- исследователя (преддипломная практика).

Практическая деятельность в период учебного процесса (учебного года) предполагает участие студентов в волонтерском движении, в исследовательских работах, в проектной деятельности, в общественных работах с социальной направленностью.

На первом курсе мы предлагаем проводить ознакомительную практику. Ее цель – познакомить студентов с проблемами коррекционного обучения и воспитания; с разными типами учреждений и организаций: специальными (коррекционными), инклюзивными; но главное – «влюбить» студентов в профессию, увидеть все стороны профессиональной деятельности, способствовать их самоопределению, стимулировать потребность в получении специальных знаний. Для этого мы используем различные формы работы: встречи с педагогическими коллективами, экскурсии в специальные учреждения, лекции и семинары по актуальным проблемам коррекционной педагогики, наблюдения и включение в работу с детьми-логопатами, тренинги и др. Ознакомительная практика заканчивается участием в «круглом столе» по теме «Моя профессия – учитель речи», где каждый студент представляет свою презентацию, приобретая навыки публичного выступления.

Второй курс обучения включает практику, направленную на освоение основ коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогическая практика проходит в течение 4 недель на базе специальных дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов). Также в течение учебного года проводится волонтерская работа в государственные дошкольные учреждения комбинированного вида. Отличается от ознакомительной практики она тем, что ее целью является формирование у студентов мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми-логопатами, овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков.

В период педагогической практики в детском саду студенты выполняют функции логопеда, то есть планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, посещают и анализируют занятия логопеда и студентов группы, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи, участвуют в работе методического объединения логопедов детского сада или района, ведут социально-реабилитационную работу с детьми-логопатами.

По итогам практики студенты готовят информационно-аналитическую записку для студенческой конференции на тему «Что значит быть профессионалом?»

На третьем курсе практика направлена на формирование основ коррекционно-социальной работы на школьном логопункте. Она предполагает – преобразование приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений. Ее основной целью является: познакомить студентов с системой логопедической работы по коррекции письма и письменной речи, научить студентов составлять перспективные и поурочные планы занятий, разрабатывать конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, проводить свои и анализировать занятия коллег, обследовать детей, имеющих нарушения письменной речи и грамотно проводить социальную и коррекционную работу. Завершению практики накопленные материалы становятся основой для написания студенческих научных исследований (доклады, выступления, курсовая работа).

На четвертом курсе, когда студенты обладают полным набором знаний о всех речевых нарушений практика (комплексная практика) проходит на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц). Основной целью практики является формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности, а также формирование и развитие важнейших практических навыков применения коррекционных технологий в профессиональной деятельности,; отработка навыков и умений установления и поддержания контакта с родителями детей-логопатов, оказание помощи по вопросам семейного воспитания (консультирование, посредничество, просвещение).

Опираясь на указанные цели и задачи каждого из видов практик, мы определили комплекс принципов организации педагогической практики, направленных на формирование социально-педагогической компетенции, где наряду с известными общенаучными принципами мы включили ряд специфических: принцип вариативности, гибкости и динамичности; принцип сотрудничества; принцип сознательности, активности и мотивированности; принцип рефлексивности.

На основе этих принципов обеспечивается сознательно-ответственное, творческое отношение студентов к практической деятельности и достижение высоких результатов в формировании социально-педагогической компетентности.

При выполнении различных видов работ в процессе педагогической практике мы предлагаем использовать следующие технологии:

- научно-исследовательские технологии: апробация новых форм специального образования детей с нарушением речевого развития (интерактивных, инклюзивных и консультативных);

- технология разноуровневого обучения: технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию в зависимости от уровня развития того или иного студента;

- технология адаптивного обучения: является разновидностью технологии разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, центральное место отводится студенту, его деятельности, качествам его личности, особое внимание уделяется формированию у них учебных умений, технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения;

- технология проблемного обучения: предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных социально-педагогических и коррекционно-развивающих задач, в ходе которых у студентов формируются новые знания и умения, развиваются способности;

- интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций и онлайн мастер-классов.

Таким образом, на наш взгляд, именно педагогическая практика является интегрирующей и стержневой компонентой личностно-профессионального становления специалиста. В своей наибольшей полноте социально-педагогическая и коррекционно-развивающая деятельность предстает пред студентом во время его пребывания на практике. Практика – период активного развития мотивации процесса овладения этими видами деятельности, открытия и переоткрытия в ней собственных личностных смыслов, формирования установок у будущего учителя-логопеда.

Ни в каком другом звене учебного процесса нет таких богатейших ресурсов для того, чтобы сформировать социально-педагогическую компетентность и постичь общую структуру коррекционной деятельности.


Литература:

  1. Назарова Н.М. Проблемы и перспективы подготовки психолого-педагогических кадров. Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 176 с.

  2. Петелина Н.Г. Мастерство учителя-логопеда: содержание, формы, этапы и методы формирования: Учеб.-метод. пособие. Курск, 2006.

  3. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. / Под ред. В.И. Селиверстова, С.Н.Шаховской. – М., 1981. с. 3-21.

  4. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи). / Сост. В.С. Торохтий – М.: МГППУ. 2011. – 204 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, студент, социально-педагогическая компетентность, нарушение, разноуровневое обучение, практическая деятельность, ознакомительная практика, коррекционно-педагогическая деятельность, коррекционная педагогика, ребенок.

Похожие статьи

Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой

студент, практик, занятие, знание, коррекционно-развивающая работа, курс, педагогический процесс, педагогическая практика, логопедическая работа, высшее профессиональное образование.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования. Опубликовано в.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень...

Ключевые слова: педагогическая практика, студенты...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего иностранным языком на уровне профессионального общения.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист. Формирование коммуникативной компетентности как условие...

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей...

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Это и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, создает целостный образ социального педагога и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Социально-педагогическое исследование, предложенное в данной статье явилось рациональным продолжением работы социального педагога Муниципального...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическая практика как фактор развития... | «Молодой

студент, практик, занятие, знание, коррекционно-развивающая работа, курс, педагогический процесс, педагогическая практика, логопедическая работа, высшее профессиональное образование.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования. Опубликовано в.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень...

Ключевые слова: педагогическая практика, студенты...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Педагогическая практика — неотъемлемая часть профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя, владеющего иностранным языком на уровне профессионального общения.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист. Формирование коммуникативной компетентности как условие...

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей...

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Это и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, создает целостный образ социального педагога и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных детей и подростков в практике социального педагога.

Социально-педагогическое исследование, предложенное в данной статье явилось рациональным продолжением работы социального педагога Муниципального...

Задать вопрос