О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики
Автор: Бойко Татьяна Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 956 раз
Библиографическое описание:
Бойко, Т. Н. О сущности формирования социально-педагогической компетентности у будущих учителей-логопедов в процессе педагогической практики / Т. Н. Бойко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2560/ (дата обращения: 16.12.2024).
Реформирование системы специального образования в направлении ее гуманизации, определило смену ценностных ориентиров коррекционно-педагогической деятельности, выдвигая в центр внимания современной специальной педагогики не нарушение, а личность ребенка. Отражением обозначенных тенденций является активизация научного интереса к изучению социальных проблем детей с нарушениями развития, а также становление службы социально-педагогической помощи в специальном образовании. На этом фоне происходит расширение функций коррекционного педагога, а в частности, учителя-логопеда. Одной из таких функций является социализация детей с речевыми патологиями в социальную среду, подготовка его к самостоятельной и независимой жизни в обществе, так как важным фактором социализации ребенка выступает общение, а при этих речевых нарушениях именно общение страдает прежде всего. Социальный смысл общения состоит в том, что оно обеспечивает организацию детей для совместной деятельности, их взаимосвязи и взаимоотношений. Дети с подобными аномалиями развития речи имеют сохранный интеллект, знают о своем дефекте и испытывают страх в общении с окружающими. На этом фоне возникают вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения.
Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилитационный процесс. Такую помощь детям с нарушениями речи должен оказывать учитель-логопед, обладающий не только профессиональной, но и социально-педагогической компетентностью.
Социально-педагогическую компетентность будущего учителя-логопеда в нашем исследовании мы рассматриваем как интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность педагога выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей детей с речевыми нарушениями; использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании.
Подготовка компетентных учителей-логопедов требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами. Особое значение в этой работе приобретает педагогическая практика, предполагающая применение теоретических знаний студентов в систематической практической работе в специальных коррекционных учреждениях.
Наблюдения на практике за деятельностью будущих учителей-логопедов, анкетирование, анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что студенты испытывают значительные трудности в организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Подготовка компетентных учителей-логопедов требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами. Особое значение в этой работе приобретает педагогическая практика, предполагающая применение теоретических знаний студентов в систематической практической работе в специальных коррекционных учреждениях.
Следует, также отметить и главную примету сегодняшнего дня – вся система образования повсеместно реализует третье поколение государственных образовательных стандартов в области коррекционной педагогики. Его отличительной особенностью является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования – бакалавриат и магистратура. Что такое бакалавр в области коррекционно-педагогической деятельности? По нашим представлениям это хороший практик, знающий и владеющий специальными коррекционными методиками, умеющий решать конкретные проблемы детей и подростков с речевыми нарушениями, умеющий учитывать особенности проявления социально-педагогических проблем среди различных категорий детей-логопатов их родителей, педагогов. Это специалист по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Поэтому подготовка бакалавров по коррекционной педагогике должна и будет осуществляться по практикоориентированным программам и курсам, с большим акцентом на технологическую подготовку к коррекционно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения. Все это должно привести к упорядочению организации практики студентов в учреждениях коррекционной направленности. Вузы настроены на то, чтобы специалисты из образовательных учреждений не только знакомили будущих специалистов со своим ремеслом, но и получали в их лице надежную опору совершенствования технологий коррекционно-педагогической помощи. Необходима большая согласованность и взаимодействие вузов с практикой работы специальных коррекционных учреждений. В процессе прохождения педагогических практик педагоги практики должны отработать со студентами целый ряд методик и технологий социально-педагогической деятельности [4, с.119].
На социально-педагогическом факультете Брянского государственного университета мы большое внимание уделяем практикоориентированной подготовке студентов будущих учителей-логопедов. Она представляет собой гибкую и динамическую структуру, состоящую из серии практик, сопровождающих процесс теоретического обучения будущих учителей-логопедов.
Организуется педагогическая практика в университете в соответствии с учебным планом, по которому студенты, будущие учителя-логопеды, выполняя функциональные обязанности во время практической деятельности, занимают следующие роли:
- наблюдателя (ориентировочная практика),
- ученика (учебная практика),
- исполнителя (производственная практика),
- исследователя (преддипломная практика).
Практическая деятельность в период учебного процесса (учебного года) предполагает участие студентов в волонтерском движении, в исследовательских работах, в проектной деятельности, в общественных работах с социальной направленностью.
На первом курсе мы предлагаем проводить ознакомительную практику. Ее цель – познакомить студентов с проблемами коррекционного обучения и воспитания; с разными типами учреждений и организаций: специальными (коррекционными), инклюзивными; но главное – «влюбить» студентов в профессию, увидеть все стороны профессиональной деятельности, способствовать их самоопределению, стимулировать потребность в получении специальных знаний. Для этого мы используем различные формы работы: встречи с педагогическими коллективами, экскурсии в специальные учреждения, лекции и семинары по актуальным проблемам коррекционной педагогики, наблюдения и включение в работу с детьми-логопатами, тренинги и др. Ознакомительная практика заканчивается участием в «круглом столе» по теме «Моя профессия – учитель речи», где каждый студент представляет свою презентацию, приобретая навыки публичного выступления.
Второй курс обучения включает практику, направленную на освоение основ коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Педагогическая практика проходит в течение 4 недель на базе специальных дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов). Также в течение учебного года проводится волонтерская работа в государственные дошкольные учреждения комбинированного вида. Отличается от ознакомительной практики она тем, что ее целью является формирование у студентов мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми-логопатами, овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков.
В период педагогической практики в детском саду студенты выполняют функции логопеда, то есть планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, посещают и анализируют занятия логопеда и студентов группы, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи, участвуют в работе методического объединения логопедов детского сада или района, ведут социально-реабилитационную работу с детьми-логопатами.
По итогам практики студенты готовят информационно-аналитическую записку для студенческой конференции на тему «Что значит быть профессионалом?»
На третьем курсе практика направлена на формирование основ коррекционно-социальной работы на школьном логопункте. Она предполагает – преобразование приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений. Ее основной целью является: познакомить студентов с системой логопедической работы по коррекции письма и письменной речи, научить студентов составлять перспективные и поурочные планы занятий, разрабатывать конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, проводить свои и анализировать занятия коллег, обследовать детей, имеющих нарушения письменной речи и грамотно проводить социальную и коррекционную работу. Завершению практики накопленные материалы становятся основой для написания студенческих научных исследований (доклады, выступления, курсовая работа).
На четвертом курсе, когда студенты обладают полным набором знаний о всех речевых нарушений практика (комплексная практика) проходит на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц). Основной целью практики является формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности, а также формирование и развитие важнейших практических навыков применения коррекционных технологий в профессиональной деятельности,; отработка навыков и умений установления и поддержания контакта с родителями детей-логопатов, оказание помощи по вопросам семейного воспитания (консультирование, посредничество, просвещение).
Опираясь на указанные цели и задачи каждого из видов практик, мы определили комплекс принципов организации педагогической практики, направленных на формирование социально-педагогической компетенции, где наряду с известными общенаучными принципами мы включили ряд специфических: принцип вариативности, гибкости и динамичности; принцип сотрудничества; принцип сознательности, активности и мотивированности; принцип рефлексивности.
На основе этих принципов обеспечивается сознательно-ответственное, творческое отношение студентов к практической деятельности и достижение высоких результатов в формировании социально-педагогической компетентности.
При выполнении различных видов работ в процессе педагогической практике мы предлагаем использовать следующие технологии:
- научно-исследовательские технологии: апробация новых форм специального образования детей с нарушением речевого развития (интерактивных, инклюзивных и консультативных);
- технология разноуровневого обучения: технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию в зависимости от уровня развития того или иного студента;
- технология адаптивного обучения: является разновидностью технологии разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, центральное место отводится студенту, его деятельности, качествам его личности, особое внимание уделяется формированию у них учебных умений, технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения;
- технология проблемного обучения: предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных социально-педагогических и коррекционно-развивающих задач, в ходе которых у студентов формируются новые знания и умения, развиваются способности;
- интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных лекций и онлайн мастер-классов.
Таким образом, на наш взгляд, именно педагогическая практика является интегрирующей и стержневой компонентой личностно-профессионального становления специалиста. В своей наибольшей полноте социально-педагогическая и коррекционно-развивающая деятельность предстает пред студентом во время его пребывания на практике. Практика – период активного развития мотивации процесса овладения этими видами деятельности, открытия и переоткрытия в ней собственных личностных смыслов, формирования установок у будущего учителя-логопеда.
Ни в каком другом звене учебного процесса нет таких богатейших ресурсов для того, чтобы сформировать социально-педагогическую компетентность и постичь общую структуру коррекционной деятельности.
Литература:
Назарова Н.М. Проблемы и перспективы подготовки психолого-педагогических кадров. Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 176 с.
Петелина Н.Г. Мастерство учителя-логопеда: содержание, формы, этапы и методы формирования: Учеб.-метод. пособие. Курск, 2006.
Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. / Под ред. В.И. Селиверстова, С.Н.Шаховской. – М., 1981. с. 3-21.
Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи). / Сост. В.С. Торохтий – М.: МГППУ. 2011. – 204 с.