Библиографическое описание:

Логачева Н. В., Соболевская Е. П., Козырева О. А., Сметанникова Ю. Б., Шварцкопф Е. Ю. Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Возможности современной педагогической науки и практики в контексте построения и реализации моделей социализации, саморазвития и самореализации девушек вызывает интерес, а опыт создания условий для организации данных процессов в легкой атлетике, несомненно, иллюстрирует богатство арсенала педагогического мастерства тренеров-преподавателей по легкой атлетике. Хотелось бы отразить условия позитивного саморазвития, социализации и самореализации в системе принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующих включение девочек-подростков и девушек в систему социальных и профессиональных отношений, рассматриваемых нами с позиции формирования культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры социально-педагогических отношений (будущие педагоги по физической культуре), общей и профессиональной культуры, предопределяющих становление личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, система принципов социально-педагогического взаимодействия представляет собой ничто иное, как вектор социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегавзаимоотношениях личности и среды определенного масштаба. Все начинается с микросреды. Рождается ребенок и этот ребенок впитывает все нюансы социальных отношений в своём неустанно пополняемом социальном опыте, ситуативно и личностно, социально и средово корректируемом. Если ребенок развивается в благоприятной социальной среде его успешность и востребованность в социальном пространстве не взывает сомнения, а если ребенок воспитывается в неблагоприятной социальной среде, где он никому не нужен, от него в разных смыслах отворачиваются и родители, и педагоги, и знакомые – он поставлен на грань асоциального поведения, в таком конгломерате несостоятельности социального пространства происходит становление личности, которая деформирована жестким разграничением желанного и нежеланного, красивого и безобразного, необходимого и невостребованного и пр., единственное решение данного явление – поиск модели саморазвития, самореализации и социализации. Одним из таких направлений является спорт, а одним из видов спорта является легкая атлетика. Не будем заострять внимание на категориальных дефинициях, рассматриваемых в работе, а попытаемся отразить сложную (иерархическую или разветвленную) систему принципов социально-педагогического взаимодействия:
1. Принцип реализации идей гуманистической педагогики «Учить всех и всему» через призму научности, доступности, системности, систематичности, последовательности, прочности, учета индивидуальных особенностей личности, природосообразности, культуросообразности.
2. Принцип оптимизации процесса социально-педагогического взаимодействия в контексте ситуативного, дихотомически и диалектически, синергетически и субъектно корректируемого выбора совокупности методов, приемов, средств, форм, технологий организации профессиональной и профессионально-педагогической деятельности, социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
- принцип минимизации затрат в социобиокультурной системе как ресурса антропологического пространства в самосохранении личности, включенной в различные виды деятельности и общения;
- принцип оптимального сочетания традиционного и инновационного в выборе решения противоречий здоровьесбережения и высоких результатов в спорте;
- принцип социально, личностно и профессионально оправданных с точки зрения совокупности представлений педагогики и психологии о возможностях и необходимости побед, вершин саморазвития, реализации методической работы в структуре занятий спортом (легкой атлетикой).
3. Принцип фасилитации становления личности в спорте и физической культуре при учете аксиологических и акмеологических основ в формировании педагогических задатков и способностей личности, включенной в поиск решения выявляемых противоречий, социализацию, самореализацию и саморазвитие в спорте и общении, учебе и науке, искусстве и культуре.
4. Принцип активизации личности и опоры ее на высокие достижения в спорте как одном из видов и механизмов, средств и условий социализации и самореализации:
- принцип реконструкции социального опыта в системе личностно и социально обусловленных факторов и тенденций развития общества и общественных отношений, модернизации системы образования, культуры и спорта, учета ресурсов социальных институтов и политики государства в пропаганде здорового образа жизни, популяризации видов спорта;
- принцип формирования активной жизненной позиции в формировании мотивации деятельности и общения, уровня притязаний, самооценки и модели самоопределения и самореализации.
5. Принцип единства социализации, саморазвития и самореализации личности в современном социальном пространстве:
- принцип социальной значимости и востребованности личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно способствующих осознанию уникальной природы человека и мультисредового конгломерата, создающего личность в различных ее феноменологических явлениях, процессах, практиках и ресурсах;
- принцип единства построения основ социализации, саморазвития и самореализации;
- принцип перехода от воспитания, обучения, развития к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию;
- принцип организации досуга и зрительности в спорте как основы позитивного построения социального опыта, фасилитирующего гносеолого-герменевтические, аксиолого-акмеологические, профессионально-педагогические механизмы становления личности.
Итак, саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности. Рассмотрим распределение данных анкетного материала [1], проведенного со спортсменами-легкоатлетами в женской гендерной выборке респондентов города Н***. Всего в анкетировании было задействовано 130 человек – это вся совокупность занимающихся на легкоатлетическом манеже, из них нас будут интересовать 79 обучающихся (девушки). Таблицы 1-15 содержат материал об абсолютном и относительном распределении исследуемых явлений у девушек, занимающихся легкой атлетикой.

Таблица 1

Место учебы/
распределение

СОШ, ООШ

Система НПО, СПО

Вузы

Спорт – работа

Количество, чел.

71

5

2

1

Относительный результат, %

89,87

6,33

2,54

1,26


Таблица 2

Продолжительность занятий л/а

Меньше года

От года до двух лет

От 2-х до 4-х лет

Более 4 лет

Количество, чел.

43

25

6

5

Относительный результат, %

54,43

31,65

7,59

6,33


Таблица 3

Какие достижения в л/а Вы имеете?

Нет разрядов

Есть разряды

Количество, чел.

23

56

Относительный результат, %

29,11

70,89


Таблица 3.1

Достижения в л/а (разряды)

Город

Область

Регион

Россия

КМС

МСМК

Количество, чел.

31

18

6

6

3

1

Относительный результат
в выборке ( 61 чел. )

50,82

29,51

9,84

9,84

4,92

1,64

Относительный результат
в совокупности ( 79 чел.)

39,24

22,78

7,59

7,59

3,8

1,27


Таблица 4

Кто порекомендовал заниматься л/а?

Педагоги

Родители и другие родственники

Друзья

Сам и другие лица

Переход из другого вида спорта

Количество, чел.

25

22

22

10

нет

Относительный результат, %

31,65

27,85

27,85

12,65

0


Таблица 5

Что Вам нравится в л/а?

Что-то нравится

Нейтрально

Нет любимого в л/а

Количество, чел.

79

0

0

Относительный результат, %

100

0

0


Таблица 6

Что Вам не нравится в л/а?

Не нравится

Нейтрально

Нет нелюбимого в л/а

Количество, чел.

12

14

53

Относительный результат, %

15,19

17,72

67,09


Таблица 7

Какими видами спорта Вы занимались кроме л/а?

Л/а – единственный вид спорта

2 вида спорта

Количество, чел.

28

51

Относительный результат, %

35,44

64,56


Таблица 8

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Спорт

Учеба

Помощь
родственникам

Культура

Чрезмерно занят

Отдыхаю

Количество, чел.

53

53

3

5

10

8

Относительный результат, %

67,09

67,09

3,8

6,33

12,65

10,13


Таблица 9

Количество тренеров

1

2

3

Количество, чел.

56

18

5

Относительный результат, %

70,89

22,78

6,33


Таблица 10

Что Вы знаете об истории л/а?

Ничего

Мало

Много

Количество, чел.

41

25

13

Относительный результат, %

51,9

31,65

16,45


Таблица 11

Ваши любимые предметы в школе

Количество, чел.

Относительный результат в выборке, %

Биология

12

15,19

География

2

2,54

ИЗО

16

20,25

Иностранный язык

5

6,33

Информатика

5

6,33

История

11

13,92

Литература

14

17,72

Математика

28

35,44

Музыка

10

12,65

ОБЖ

4

5,06

Обществознание

5

6,33

Русский язык

26

32,91

Технология

7

8,86

Труд

1

1,26

Физика

12

15,19

ФК

56

70,89

Химия

4

5,06

Черчение

2

2,54

Нет любимых предметов

2



Следует обратить внимание на появление результатов, приведенных в таблицах 11, 12, выделенных фоном, с данными девушками необходимо работать в социальном конгломерате непринужденных бесед, игр, библиотерапии, арт-терапии и прочих методов и средств современной психолого-педагогической системы научного знания, фасилитирующих поиск своего «я», реконструкции модели самореализации, самосохранения, самоопределения и социализации.

Таблица 12

Вы считаете себя успешным человеком?

Да

Нет

Нет ответа

Не очень, не знаю

Количество, чел.

52


0

17

Относительный результат, %

65,83


0

21,52


Таблица 13

Занятия легкой атлетикой одобряют ваши родители и друзья/подруги? / причина ответа

одобряют

нет

Пропуск ответа


%


%


%

Польза здоровью

18

22,78

0

0

1

1,26

Спорт – это круто

4

5,06

0

0

Это интересно, это нравится

10

12,65

0

0

«Да» без объяснения

34

43,04

0

0

Не знаю

0

0

0

0

Дисциплина

2

2,54

0

0

Занятость

4

5,06

0

0

Так хотят родители

2

2,54

0

0

Нет

0

0

4

5,06


Таблица 14

У Вас есть друзья или подруги, занимающиеся л/а?

Да

Нет

Количество, чел.

78

1

Относительный результат, %

98,74

1,26


Таблица 15

Что бы Вы порекомендовали тому, кто сомневается в выборе л/а своим видом спорта?

Да

Нет

Нет ответа

Затрудняюсь
ответить

Количество, чел.

70

1

5

3

Относительный результат, %

88,61

1,26

6,33

3,8


Мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, объяснили специфику построения системы принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего выявление и построение моделей социализации и самореализации.

Литература:
  1. Kuzspa.ru

Основные термины (генерируются автоматически): принципов социально-педагогического взаимодействия, самореализации девушек, становление личности, легкой атлетике, становления личности, социализации личности, самореализации личности, Принцип единства социализации, реализации моделей социализации, условия позитивного саморазвития, построения основ социализации, поиск модели саморазвития, Принцип активизации личности, вектор социализации, Особенности социализации, реконструкции модели самореализации, легкой атлетикой, социальном пространстве, фасилитации становления личности, вершин саморазвития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle