Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка ГБОУ Детского сада №659 города Москвы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аленкина, Ж. Р. Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка ГБОУ Детского сада №659 города Москвы / Ж. Р. Аленкина, А. А. Токарев, Е. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2499/ (дата обращения: 19.04.2024).

1. Пояснительная записка В настоящее время в городе Москве активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, такие как Консультативные пункты, Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), Лекотеки, Службы ранней помощи (СРП), основным контингентом которых являются семьи, имеющие детей, не посещающих детские общеобразовательные учреждения. С 1 октября 2010 года на базе ГБОУ детский сад № 659 функционирует структурное подразделение Центр игровой поддержки ребенка. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка сосредоточена на осуществлении психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей на основе современных методов организации игровой деятельности. Во исполнение п.1.4. постановления Правительства Москвы от 14.02.2006года №104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» было утверждено примерное положение о Центре игровой поддержки ребенка. В соответствии с Положением о Центре игровой поддержки ребенка, от 10 августа 2006 года № 498, ЦИПР является структурным подразделением государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. 2. Цель создания ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. 3. Основными задачами ЦИПР являются:

- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

4. Контингент детей

В ЦИПР принимаются дети в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, не посещающие государственное образовательное учреждение.

5. Расписание занятий в ЦИПР

Центр игровой поддержки ребенка осуществляет свою работу 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница

6. Длительность игровых сеансов и наполняемость групп.

Возраст

Количество детей

Длительность занятий

1год – 1год 6 мес.

8

1 час

1год 6мес.- 2 года

8

1 час

2 – 3 года

8

1час

7. Порядок зачисления ребенка и работы с родителями ЦИПР

Помощь оказывается бесплатно. Родители получают консультацию в ЦИПРе, также с родителями или лицами, их заменяющими, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы ЦИПР, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор. Родители, пришедшие на прием в ЦИПР с ребенком, заполняют помимо регистрационного листа анкету для родителей. На основании полученных сведений специалист подбирает наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендует необходимую педагогическую и психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка, проводит обучение коррекционным и развивающим играм

8. Актуальность создания Центра игровой поддержки ребенк

-Увеличение очередности в ДОУ.

-Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ.

-Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

-Недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке и критериях их отбора.

-Отсутствие целенаправленного обучения родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования (ИСО), организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми.


9. Организация деятельности ЦИПР включает в себя следующие этапы:

  • мотивационный – установление эмоционального контакта между специалистами ЦИПР, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий каждого специалиста;

  • концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для каждого специалиста, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции специалистов относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов;

  • проектный – разработка проекта программы игровой поддержки ребенка на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы всех участников образовательного процесса;

  • реализация проекта – практическая реализация программы игровой поддержки развития;

  • рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию программы игровой поддержки развития перехода на следующую ступень развития.

10. Содержание работы ЦИПР При игровой поддержке ребенка первых трех лет жизни заметный эффект может быть достигнут только при комплексном взаимодействии: ребенок – педагог – родитель.

Форма работы: консультации, обследование, диагностика, индивидуальные занятия, группы, подгруппы, лектории, семинары (теоретические и практические).

Привлеченные специалисты: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, медсестра и помощник воспитателя. 11. Программы и технологии, используемые при организации воспитательно – образовательной работы ЦИПР

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.


Разделы программы

Название технологий, пособий

Физическое воспитание

В.А. Шишкина «Движение + движение» М. «Просвещение» 1992г.
К.С. Бабина «Комплексы утренней гимнастики» М. «Просвещение».
М.Ф. Литвинова “Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни” М. “Айрис дидактика”, 2005г.

Умственное воспитание

А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» -М.: Книголюб, 2003г.
В.В.Гербова, А.И.Максаков “Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада”, М: Издательствово “Просвещение”, 1986г
Е.О. Смирнова, Т.Е.Ермолова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» – М. Мозаика- Синтез ,2008
А.И.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» -М.: Мозаика – Синтез, 2005г..
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – М.: «Мозаика-Синтез», 2003г.
К. Белая Занятия с малышами в детском саду. – М., Линка – Пресс, 2004

Художественная литература

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М. «Сфера» 1998г.
Составила В.В. Гербова и др. «Книга для чтения в детском саду и дома» 2 – 4 года. ОНИКС, М 2005г

Художественно-эстетическое воспитание

Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации»
Р.Г. Казакова, «Нетрадиционные техники рисования», СФЕРА, М. 2005г.
Е.В.Полозова, «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста» – Воронеж, 2007
Е.А.Янушко, «Рисование с детьми раннего возраста»- М. Мозаика-Синтез, 2006
Н.В.Дубровская, «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-П, 2003г
Л.Н. Куцакова «Конструирование в группах раннего возраста» М., 2002г.
Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.И. Комисарова «Музыкальные занятия в д/с» М. «Просвещение» 1984г.
Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра» М. «Айрис дидактика». 2007г.

Игра

Н.М.Смертакова. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2009
Т.В.Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Ярославль, Академия развития, 1998
А.И.Максаков. Учите, играя. – М. Мозаика – синтез,2006
Л.Н.Галигузова. Развитие игровой деятельности. – М. Мозаика – Синтез,2008
Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И.Бересневой – М. Сфера, 2004
А.М. Диченскова. Страна пальчиковых игр.- Ростов на Дону, Феникс, 2008
Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Игрушки для развития детей раннего возраста. – М. Детям XXI века, 2005

Работа с семьей

К.Ю.Белая «От сентября до сентября» – М., Школьная пресса,2008
Н.Д.Ватутина. Ребёнок поступает в детский сад – М., Просвещение, 1983
Л.А.Никитина. Мама или детский сад – М., Просвещение, 1990
Л.Ф.Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника – М., Просвещение,1987
А.В. Козлова, Р.П.Дешеулина. Работа ДОУ с семьёй – М., Сфера, 2005
О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ – М., Сфера, 2005
Л.Е. Курнешова. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада – М., Школьная книга,2002
Т.Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Москва 2002г


12. Тематическое планирование

Исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей, посещающих ЦИПР, разработать универсальный тематический план занятий по программе ЦИПРа невозможно. Для каждого ребенка или группы детей составляется индивидуальный тематический план.

12.1 Разработка индивидуальной программы работы с ребенком

Специалисты ЦИПР разрабатывают индивидуальную программу игрового сопровождения развития ребенка в соответствии с заключениями специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога. Программа рассчитана на общий развивающий эффект всех параметров в соответствии с возрастом. Таким образом, при необходимости коррекции развития ребенка на основании диагностических данных в программу вводятся методики, позволяющие развивать в первую очередь отстающие параметры.

13. Проведение игровых сеансов

Во время игровых сеансов специалисты ЦИПР проводят консультации по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

13.1 Алгоритм проведения игровых сеансов

Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеют определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать этому алгоритму. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.

Предлагаем следующий алгоритм:

  • приветствие;

  • знакомство с новым персонажем;

  • взаимодействие с персонажем в игре;

  • творческая продуктивная деятельность;

  • подвижная игра;

  • игровая деятельность по инициативе ребенка;

  • музыкальные игры;

  • прощание.

14. Условия реализации программы

В материально-техническом плане: работа ЦИПР осуществляется в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимой мебелью, техническими средствами, игровыми зонами с играми и игрушками для детей.

В методическом плане: психолого-педагогическая литература, диагностический материал, документация по консультативному пункту.

15. Работа с родителями

В рамках данной программы специалисты обеспечивают проведение игровых сеансов, семейных праздников, ознакомление с современными игровыми средствами, проведение тренингов и семинаров, консультирование родителей;

Консультирование родителей проводится по запросу родителей и может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме

16. Формы проведения итогов реализации программы

По итогам реализации программы предполагается оформление письменных отчетов специалистами ЦИПР с выводами и предложениями по совершенствованию работы, возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.

17. Способы взаимодействия специалистов в ЦИПРе

В работу с ребенком и семьей в рамках программы были вовлечены все специалисты. В каждом конкретном случае определялся ведущий специалист, т.е. тот специалист, который отвечает за составление индивидуального плана работы с ребенком, семьей. Каждый специалист привлекает в свою работу других специалистов. В групповых формах работы с несколькими детьми или семьями могли участвовать от одного до двух специалистов разного профиля.

18. Методы и средства контроля эффективности программы

Эффективность программы Центра игровой поддержки ребенка проверяется практическими способами: проверка журнала приема и рабочего журнала специалистов, отзывами родителей о работе ЦИПРа. Работа Центра игровой поддержки ребенка контролируется заведующей и старшим воспитателем данного детского сада.

19. Ожидаемые результаты работы в ЦИПРе

Наши занятия рассчитаны на целый учебный год. Но уже через несколько месяцев мы замечаем, что:

  • ребенок приходит на занятия с удовольствием;

  • ребенок хочет и умеет контактировать со сверстниками;

  • ребенок стал использовать в общении больше жестов и слов;

  • игра малыша изменилась, стала сложней, появился сюжет. Например, если раньше он просто катал машинку на веревочке, то теперь его грузовик перевозит кирпичи для постройки гаража;

  • ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может довольно долго играть только с одной игрушкой;

  • малыш принимает участие в уборке игрушек;

  • ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливать их к правилам группы;

  • ребенок дожидается свой очереди в игре, умеет слушать.


Литература:

  1. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Методический сборник. Консультативный пункт и Центр игровой поддержки ребенка в системе дошкольного образования города Москвы 2009.

  2. Образовательная программа по консультативному пункту детского сада №659 [Текст] / А. А. Токарев [и др.] // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 465-468.

  3. 3.www. ds1556.mskobr.ru

  4. 4.www. dsovp1725.mskzapad.ru

  5. 5.www. sad690.mirastem.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игровая поддержка ребенка, ранний возраст, игра, специалист, игровая деятельность, дошкольное образование, игровое средство обучения, старший воспитатель.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка...

Образовательная программа Центра игровой поддержки... ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование, старший воспитатель, игровое средство обучения.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Образовательная программа по консультативному пункту...

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование, старший воспитатель, игровое средство обучения.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей. За последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками...

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка...

Образовательная программа Центра игровой поддержки... ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование, старший воспитатель, игровое средство обучения.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Образовательная программа по консультативному пункту...

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра, игровая деятельность, дошкольное образование, старший воспитатель, игровое средство обучения.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей. За последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками...