Интегрированный эстетический курс Ку.Кла (Кукольная классика) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максимова, В. Р. Интегрированный эстетический курс Ку.Кла (Кукольная классика) / В. Р. Максимова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2485/ (дата обращения: 24.04.2024).

"Каждая эпоха наполнена чудесами, стоит лишь чуть-чуть приоткрыть заветную дверцу. На занятиях Ку.Кла мы стараемся подбирать"золотые ключики"и приоткрывать волшебные тайны искусства различных эпох.


В отечественной социокультурной жизни отмечается утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры, практически ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной. В результате кризиса духовной культуры современный человек утрачивает способность видеть окружающий мир во всей сложности взаимоотношений и связей. Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов качества, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты. Как следствие, наблюдается деградация и подчас исчезновение самой потребности в высокой культуре или отношение к ней как к культуре развлекательной. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности её носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека. Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин с раннего возраста. Еще Ушинский К.Д.считал, что «необходимо с раннего детства прививать человеку чувство прекрасного, доброго, эстетичного», создавая тем самым, его нравственный иммунитет [1]. Т.о. формирование эстетической компетентности личности в условиях современного развития общества приобретает острую актуальность. В этой связи, востребованными становятся курсы с богатым культурологическим и эстетическим содержанием, основанные на межпредметной интеграционной технологии. Интеграция усиливает педагогическое влияние на все стороны личности, гармонизирует ее развитие. Воздействие музыкальной культуры усиливается, литературным словом, дополняется и приобретает целостный образ с помощью средств художественной выразительности. В каждом ребенке уровень восприятия информации, напрямую связан с его психологическими особенностями. Так, дети аудиалы способны активно впитывать слуховую информацию, визуалы – зрительный или художественный образ. Условия работы в учебном классе, группе предполагают единовременное нахождение детей с различными способностями к восприятию в одной аудитории, что ведет к необходимости интегрирования различных методов воздействия на ребят.

Нами разработан интегрированный эстетический курс Ку.Кла (кукольная классика). Целью проекта Ку.Кла является ознакомление детей с культурой и эстетикой ряда исторических эпох и народов. Мы считаем важным увлечь детей в мир академического искусства с самого раннего возраста, оставить яркие впечатления о культуре. Дети воспринимают рассказы об искусстве как сказку, с удовольствием участвуют в «чудесах». Основополагающим принципом проекта является активное вовлечение ребят в действие, путем инсценировки сказок за ширмой, элементарном музицировании, участии в авторских играх, разработанных специально для Ку.Клы.

Каждый тематический раздел Ку.Клы делится на три части: ознакомительный, игровой, подготовительный. Ознакомительный период включает в себя показ кукольного мини-спектакля в стиле определенной эпохи, знакомство с музыкой, живописью, литературой, забавами, эстетикой одежды, поведения и речи. Игровая часть проекта – это собственно изучение ряда представленной информации. Подготовительный этап-это подготовка к празднику, которым завершается изучение определенной эпохи. Разрабатывается сценарий, определяются роли для каждого ребенка, назначаются помощники «режиссера» и проч. Каждый тематический раздел сопровождается авторскими играми и песнями. Рассмотрим, тематический раздел «Барокко» подробно, остальные темы-модули осветим обзорно.

Барокко

Первым тематическим разделом-модулем проекта мы сделали культуру эпохи барокко. По нашему мнению она наиболее близка к атмосфере сказочности. Какая девочка не мечтает побыть принцессой на настоящем балу, а мальчик, хоть ненадолго почувствовать себя рыцарем? Чудесная камерная музыка Баха, портретная живопись Д. Веласкеса, сказочные басни И. Крылова, пышные наряды, шляпы, веера, камзолы и реверансы – чудесная сказка из далекого прошлого, в которую учащиеся попадают по мановению волшебной палочки Чудесницы. (На наших занятиях педагог называет себя Чудесница. Постоянным атрибутом ее образа является волшебная палочка).

Занятия по тематике данного раздела включают в себя теоретический и практический виды деятельности, результатом которой становится «Бал в стиле барокко». Этот модуль включает в себя 28 занятий. Приведем краткое описание раздела.

Игровая (ознакомительная) часть начинается с показа кукольного мини-спектакля «Маша и медведь путешествуют во времени». Педагог прячется за ширму, надевает на руки куклы бибабо (Машу и медведя). Маша приветствует детей и зовет мишку, затем гаснет свет и звучит необычная (барочная) музыка. Кукольные персонажи удивляются происходящему вокруг, затем на интерактивной доске появляется репродукция картины Д. Веласкеса «Принц Бальтазар на охоте». Маша в недоумении: «Кто этот странный мальчик и почему всюду звучит непривычная музыка?» Музыкальным фоном служит Прелюдия И.С. Баха из I тома Хорошо Темперированного Клавира. Затем из-за ширмы выходит Чудесница – педагог и начинает рассказ о далеком времени, когда все носили пышные платья, камзолы, парики, веры и проч. По мере развертывания повествования вводится понятие «барокко». Затем Чудесница приглашает ребят за ширму для волшебного действа. Она касается детей волшебной палочкой и «превращает» их в дам и кавалеров (надевает на мальчиков шляпы, девочкам дает в руки веер). Занятие заканчивается игрой в «реверанс». Цель первой встречи – увлечь, заинтересовать детей яркими образами, необычной музыкой, показать, что академическое искусство может быть интересным и загадочным. Литературу эпохи барокко мы сочли целесообразным представить в виде басен И.А. Крылова. Яркие и поучительные сюжеты Крылова являются замечательными образцами русского литературного барокко. Содержание басен было отражено в разных формах (в виде кукольного спектакля за ширмой, с помощью мультипликации).

В ходе игрового раздела данной темы учащиеся закрепляют, усваивают полученную ранее информацию. Для запоминания картин Д. Веласкеса были изготовлены пазлы. Дети, запоминают полотна великого живописца в процессе собирания пазлов. Работу Рембрандта «Каменный мост» ребята изучают в ходе изготовления собственных «репродукций» данной картины. Для этого им раздается лист бумаги, разделенный на две части. На верху листа располагается изображение пейзажа Рембрандта, внизу – место для их собственной художественной работы. Сделанные на занятии «репродукции» раздаются домой для того, чтобы дети сделали декоративное оформление «репродукции». Учащиеся украшают свои работы с помощью кусочков фольги, делают рамочки из мелких ракушек, декорируют мост, изображенный на картине мелкими бусинками и проч. Все эти задания направлены на качественное запоминание пейзажа Рембрандта «Каменный мост».

Басни И.А. Крылова разыгрываются детьми за ширмой с помощью кукол, пересказываются, заучиваются наизусть. Помимо этого, детям предлагается сочинить другое окончание басни, придумать свой сюжет для новой басни, составить пантомиму, отражающую ключевой момент литературного произведения. К басням предлагается подобрать музыку соответствующего характера. Для этой цели прослушивается несколько ярких отрывков барочной музыки и выбирается наиболее подходящий по характеру музыкальный фрагмент. Ребятам предлагается нарисовать «настроение» музыкального оформления басни, сочинить современное музыкальное сопровождение к ней. Следующий вариант работы с литературным произведением - прочитывание басни в стиле рэп. Данный вид деятельности вызывает эмоциональный подъем учащихся, басня в ходе постановки «рэпового номера» многократно повторяется и качественно запоминается.

Музицирование происходит с использованием системы К. Орфа [2]. Дети с педагогом играют в «музыкальные часики». Чудесница исполняет на синтезаторе небольшую пьесу И.С. Баха «Волынка», учащиеся «отстукивают» музыкальный ритм на треугольниках. Затем педагог на синтезаторе включает функцию барабана, музыка приобретает динамичность, современный характер – ребята берут бубны, ложки, маракасы, трещотки и усиливают ритмическое сопровождение, внезапно все стихает, звучит тишина, а затем возвращается первоначальное изложение музыкального отрывка. Кроме того нами сочинена песня «Барокко», ритм которой соответствует ритму старинного придворного танца менуэт, литературный текст содержит ключевые понятия эпохи «Барокко». (Приложение 1). В хореографическом разделе данного модуля с учащимися разучивается танец менуэт.

Первое занятие подготовительного этапа тематического раздела начинается с обсуждения формы проведения праздника. Педагог предлагает сюжетную канву сценария. Назначает режиссера, ответственного за костюмы, распределяет роли. Модуль «Барокко» нами был завершен «балом в стиле Барокко». Все педагоги и ребята были одеты в костюмы, характерные для той эпохи. На стенах зала висели репродукции картин Д. Веласкеса, Рембрандта, музыкальное сопровождение к празднику осуществлялось струнным квартетом. Ключевыми персонажами сценария стали «гости» – И.С. Бах, И.А. Крылов и Д. Веласкес. Три великих мастера эпохи барокко спорили о том, кто из них самый известный. Дети показывали знания картин Д. Веласкеса, музицировали на музыкальные темы Баха, разыгрывали басни Крылова, давая тем самым понять «именитым гостям», что все они любимы и известны. Затем учащиеся пригласили «трех мастеров» на поляну роз, устроенную на пленэре. (В эпоху барокко вошли в моду прогулки на свежем воздухе, на пленэре). Половина актового зала была устлана лепестками роз, на которых разместились «гости» с ребятами. Бал завершился задуванием свечей.

Родителям было предложено отразить свои впечатления на свитках, с помощью гусиного пера и чернил. Нам представляется, что данная форма изучения культуры эпохи барокко интересна для детей, способствует усилению мотивации к занятиям академическими видами искусства.

Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Барокко»:

- музыка: И.С.Бах Прелюдия до мажор из ХТК т.1, «Волынка» из Нотной тетради А.М. Бах, Вивальди Концерты «Весна», «Лето», Пахельбель Канон;

- литература: И.А. Крылов (русское барокко) басни «Мартышка и очки», «Квартет», «Мартышка и зеркало», «Стрекоза и муравей»;

- живопись: Д.Веласкес «Менины», «Портрет Маргариты Инфанты», «Принц Бальтазар на охоте», «Голова коня», Рембрандт «Каменный мост»;

- хореография: постановка менуэта;

- эстетика поведения: приветствие и прощание реверансами, рыцарский турнир, прогулка на пленэре;

- эксклюзивные проекты: пазлы по картинам Веласкеса, авторская песня «Барокко», авторская дидактическая игра «Путешествие в замок».

Классика

Тематический раздел включает 26 занятий.

Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Классика»:

- музыка: В. Моцарт, Л. Бетховен, Й. Гайдн;

- литература: Ломоносов, Г.Андерсен;

- живопись:Н. Пуссен, К. Брюлов;

- хореография: постановка вальса;

- эстетика поведения: прием в салоне, организация литературно-музыкальной гостиной, игра в музыкальный квартет;

- обстоятельства эпохи: мультфильм «Маленький Моцарт»;

- история классического костюма.

Романтизм

Тематический раздел включает 30 занятий.

Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Романтизм»:

- музыка:Ф. Шопен, Ф. Шуберт, П.И. Чайковский, Мендельсон, М.И. Глинка;

- литература: А.С. Пушкин;

- живопись:Э. Делакруа,Ф. Гойя;

- хореография: вальс, полонез;

- эстетика поведения: кукольная свадебная церемония, история возникновения рукопожатия,

- история куклы

Нано-калейдоскоп (Современное искусство)

Тематический раздел включает 28 занятий.

Произведения, с которыми были ознакомлены ребята в ходе изучения тематического раздела «Нано-калейдоскоп»:

- музыка: С.Прокофьев, А.Хачатурян, Р.Яхин;

- литература: Паустовский, Барто, Олеша, Линдгрен,Сент-Экзюпери;

- живопись: импрессионисты (К. Моне), песочная живопись, Ван Гог, С. Дали, Малевич, поп-арт;

- хореография: мини-балет в современном стиле, хореографическая зарисовка на предлагаемые темы (радость, печаль, боль, милосердие и проч.), рок-н-рол, элементы брейк-данса;

- эстетика поведения:игра-беседа «Что такое слэнг?»;

- импровизация: сочиняем РЭП на известные детские стихи, рисуем «квадраты Малевича»;

- песочная анимация;

- театр теней;

- история маски.

Проект Ку.Кла проходит апробацию в ЧОУ ПЦЦРД «ЕГОЗА» г.Казани, его автором является сотрудник данного учреждения педагог музыкально-эстетического развития Максимова В.Р.

Мы надеемся, что эстетический курс Ку.Кла станет для учащихся своеобразным «зернышком» из которого впоследствии вырастет чудесное дерево любви к культуре и искусству.

Приложение 1.

БАРОККО

Сл. и муз. Максимовой В.Р.


  1. Хотим рассказать Вам о том, как на свете

Все жили в эпоху барокко.

Что люди смотрели, о чем они пели

Про что говорили не громко.


Припев: Бах и Вивальди, Веласкес, Крылов.

Все их творенья понять каждый мог.

Встретившись где-либо в урочный час

Делали сразу они реверанс.

  1. Дамы носили пышные платья,

Маленький веер в руках.

А кавалеры были прекрасны

В шляпах, в больших сапогах.


Припев:


  1. В праздничный вечер, приехав на бал,

Каждый из них менуэт танцевал.

А утомившись, ночною порой

Слух их пленялся кларнета игрой.

Припев:


Литература:

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1974. – т.I – 584 с. – т.II – 440 с.

  2. Леонтьева О. Карл Орф. – М.: Музыка, 1964. – 160 с., нот. илл.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, раздел, ходя изучения, БАРОККО, духовная культура, Каменный мост, педагог, ребята, учащийся, эстетик поведения.

Похожие статьи

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими

Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Памятники материальной и духовной культуры, обладая большой силой эмоционального воздействия, являются средствами

Педагогам, занимающимся художественным воспитанием детей младшего возраста, известна любовь детей к произведениям народного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Библиографическое описание: Козлов В. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в

– создавать и охранять красивое в природе, труде, вокруг себя — в быту личном и общественном, связывая эстетику с культурой труда и быта

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

– преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия

Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению...

Ученый отмечал значимость вопроса изучения развития ребенка в ходе учебы [4]

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник...

Духовная культура младшего школьника как педагогический...

Область духа, духовности, духовной культуры – сложна для изучения путём опыта.

Он становится учеником – первоклассником. Младший школьный возраст – очень важный этап в становлении духовного облика ребёнка.

Сущность эстетического воспитания | Статья в журнале...

Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое

Особенности физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия для накопления ребенком эстетических...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Подчёркивал необходимость широкого введения искусства в школьную практику, видя в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения.

Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как...

Эстетика среды образовательного учреждения как средство...

...интерьеру, эстетизации урока, эстетике внешнего вида педагогов и воспитанников, этике и эстетике взаимоотношений в учебно

При этом в культуру поведения он включает и культуру общения; между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе.

Похожие статьи

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими

Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Памятники материальной и духовной культуры, обладая большой силой эмоционального воздействия, являются средствами

Педагогам, занимающимся художественным воспитанием детей младшего возраста, известна любовь детей к произведениям народного искусства.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Библиографическое описание: Козлов В. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в

– создавать и охранять красивое в природе, труде, вокруг себя — в быту личном и общественном, связывая эстетику с культурой труда и быта

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

– преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия

Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению...

Ученый отмечал значимость вопроса изучения развития ребенка в ходе учебы [4]

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольное образование, учебная деятельность, школа, ребенок, ходя учебы, будущий школьник...

Духовная культура младшего школьника как педагогический...

Область духа, духовности, духовной культуры – сложна для изучения путём опыта.

Он становится учеником – первоклассником. Младший школьный возраст – очень важный этап в становлении духовного облика ребёнка.

Сущность эстетического воспитания | Статья в журнале...

Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое

Особенности физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия для накопления ребенком эстетических...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Подчёркивал необходимость широкого введения искусства в школьную практику, видя в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения.

Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как...

Эстетика среды образовательного учреждения как средство...

...интерьеру, эстетизации урока, эстетике внешнего вида педагогов и воспитанников, этике и эстетике взаимоотношений в учебно

При этом в культуру поведения он включает и культуру общения; между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе.