Автор: Абакумова Евгения Борисовна

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 1264 раза

Библиографическое описание:

Абакумова Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Способность к самообразованию является ключевой для творческой индивидуальности самообразующегося педагога. В настоящее время исследованием проблемы самообразования занимаются представители различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики.

В философии процесс самообразования опирается на основные принципы теории познания: от живого созерцания (наблюдения единичных фактов) к абстрактному, обобщенному мышлению (индивидуальный этап познания) от абстракций, теоретических обобщений к практике, к использованию методов научного познания (дедуктивный этап познания). Характерной чертой самообразовательной деятельности является и то, что она зависит только от самого субъекта, эта деятельность не определяется «давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью» [10. с. 18].
В связи с этим важное значение имеет вопрос о взаимосвязи «внутренней свободы личности» и самообразования [10, с. 18].
М.Н. Воложанина отмечает, что «свободная деятельность является предпосылкой внутренней свободы личности, поскольку, возникая в структуре познавательной потребности и способности личности, в конечном счете, направлена на преобразование окру­жающей действительности. В свою очередь, свобода личности обладает способностью к свободной деятельности» [3, с. 76].
Значимой для нашего исследования является теория А.Г. Мысливченко. Учёный выделяет четыре важных компонента внутренней свободы личности, которые проявляются в процессе целенаправленной и целесообразной самостоятельной деятельности: 1) познание возможности поступить так, а не иначе; 2) согласование индивидом этой познанной внешней необходимости с внутренним убеждением, совестью, личными интересами; 3) проявление воли; 4) стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире [11, с. 38]. Главной предпосылкой внутренней свободы личности, а, следовательно, и самообразования, являются: наличие способности индивида к познанию («теоретическое» обеспечение свободы) и наличие самосознания (М.Н. Воложанина). Н.Д. Брагина, А.А. Гусейнов, А.Е. Евстифеева, A.M. Киссель, В.Д. Пекелис и др., исследуя внутренние механизмы самосознания, рассматривают самосовершенствование (компоненты: само­образование, самовоспитание) как процесс, «...представляющий собой важный аспект перестройки сознания, суть которого заключается не просто в получении нового знания, в осознании ценности цели, программы деятельности, а в том, чтобы эти новые знания, умения, навыки питали творческую деятельность» [11. с. 81]. Т. е. данная деятельность есть сплав высокого стремления к познанию с творческим деянием (М.А. Киссель). Многие исследователи подчеркивают, что центральным звеном самосовершенствования выступает рефлексия, поэтому данную деятельность определяют как рефлексивную, структурными компонентами которой выступают: саморефлексия (генезис) – самопознание (деятельность) – самореализация (результат) [1, с. 10].
Мы согласны с Н.Д. Брагиной, которая считает, что без внутренней потребности в самосовершенствовании, даже при наличии соответствующей способности и внешних условий осуществления, процесс невозможен. Рефлексивный уровень самосознания стимулирует активность и самостоятельность индивида, опосредует формирование соответ­ствующей системы внутренних мотивов, обеспечивает устойчивое включение «Я» в процесс самопознания, активизируя и направляя самообразовательную деятельность. Именно в акте рефлексивной самооценки осуществляется самопознание личности, результат же имеет корригирующую нагрузку, поскольку непосредственно поддается рефлексии, в которой и через которую происходит сочленение предшествующего цикла с последующим [1, с. 10].

Итак, с философской точки зрения, самообразование – это процесс познания, результатом которого выступают новые знания. Основными характеристиками самообразования выступают: 1) внутреннее осознание необходимости; 2) внутренняя свобода личности; 3) целенаправленность; 4) самореализация.

Человеческое общество в философском плане обладает двумя основными свойствами, которые характеризуют его жизнедеятельность: передача и усвоение опыта поколений, то есть социального опыта. Индивид в процессе самообразования является субъектом деятельности, реализует свои потребности и при этом приобретает социальный опыт в результате самостоятельной работы над собой.

Данный процесс называется социализацией. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни людей знания, умения, навыки. Таким образом, процесс самообразования личности проходит через её социализацию. Две функции (реализация своих потребностей и социализация) характеризуют самообразование как понятие социологии. Социология занимается изучением феномена самообразование в рамках системы включения личности в общественные отношения в определённой социальной группе (обществе) и в результате самостоятельной работы над собой, овладения ценностными знаниями группы (общества) [4,c.81].

В работе В.Л. Нечаева по социологии образования самообразование рассматривается как специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения без постоянного, систематического руководства преподавателя по собственному или кем-то разработанному плану учебы» [8, с. 96]. Автор подчеркивает вспомогательные функции самообразования, его роль элемента, дополняющего процесс обучения: «самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности» [8. с. 97].
Мы разделяем позицию Е.А. Шуклиной. Определение самообразования в рамках социологического анализа Е.А Шуклина представила как «...вид деятельности личности (социальной группы), характеризующейся свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получении удовольствия и наслаждения» [15, с. 53]. Данное определение содержит в себе не только сущностно-содержательную характеристику данного понятия, но и указание на его функции, субъект, предназначение (цель).

Мы согласны с Г.К. Чернявской, которая считает, что «самообразованием можно назвать процесс приобретения человеком общих и специфических (профессиональных) знаний по собственной инициативе путем самостоятельно организованных и контролируемых занятий» [14, с. 39].

Итак, анализ материалов социологических исследований показывает, что самообразование представляет собой самостоятельное звено в системе образования и одну из профессиональных обязанностей человека. Направленное на удовлетворение потребности личности в социализации, оно обеспечивает индивидуализацию, культурного развития.

Понятие социализация в психологии связано с такими понятиями, как воспитание, обучение, развитие личности.

В психологической литературе самообразование рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией – способностью личности организовать себя и свою деятельность, т.е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию [5, с. 19.].
Психологи подчеркивают, что цель может быть дана субъекту извне: в виде требований, указаний и т.д. или продуцироваться им самим. В первом случае эффективность реализации всецело зависит от ее внутреннего принятия личностью, когда предложенная цель – совпадает с его мотивационной сферой. В самообразовательной деятельности действует второй вариант постановки цели, поскольку самообразование-это самоорганизованный и самоуправляемый процесс познания [6. с. 39].

В отечественной психологической литературе уже затрагивалась проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие, а, следовательно, и самообразование. В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.П. Узнадзе рассматривается человеческая личность, которая преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое Я, вступая в активное отношение с окружающим миром.

Важной представляется точка зрения А.M. Матюшкина. Учёный рассматривает самообразование как продуктивный процесс развития личности, основу которой составляют познавательные потребности. Они вызывают у человека необходимость постоянного, целенаправленного самообразования, не завершающегося по достижении результата (цели самообразования), а продолжающегося каждый раз на новом витке продуктивной активности, формируя новые мотивы, порождая новые проблемы и поиски их решения. Продуктивная активность является показателем способности человека к саморазвитию и самообразованию, причем «...возможности саморазвития личности, выступающие как готовность к самообразованию, возникают при достижении достаточно высокого уровня теоретического развития и при наличии мотивации. Общим показателем возможности к саморазвитию и самообразованию является постановка человеком вопроса и проблемы, определяющих необходимость поиска, самостоятельного открытия или приобретения в форме самообразовательной системы новых знаний» [6, с. 39].
Мы согласны с А.Н. Козиевым, учёный обращает внимание на две отличительные черты самообразования: во-первых, глубоко личностный характер (что ведет к рассмотрению содержания, структуры и процесса самообразования на уровне структуры личности); во-вторых, целенаправленность и систематичность, что становится возможным лишь в случае осознания значимости процесса самообразования личностью [5, с. 19].
Анализ определений, данных психологами, позволил представить самообразование как продуктивную активность личности и понять логику данного процесса (самостоятельные: постановка проблемы – творческий поиск – открытие).

Сделанный нами анализ данного понятия с позиций философии, социологии, психологии позволяет сделать сравнительный анализ понятия самообразование в педагогике.

Самообразование – обязательный компонент современного образования. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал; а может быть и автономно, включаясь в изучение новых, не представленных в образовательном процессе учебного заведения курсов [9, с. 464].
Самообразование, обогащая учение, находит в нём поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение даёт возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятель­ного познания. Развиваясь в образовательном процессе, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения.
В.П. Владиславлев считает самообразование составной частью непрерывного образования, которая выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовки специалистов [2, с. 89].
Интересным, с нашей точки зрения, является подход к определению самообразования ряда педагогов (Н.В. Терехова, И.Л. Наумченко, Г.Н. Сериков, Т.Я. Ярцев, др.), учёные определяют самообразование как «целенаправленный, систематический, познавательный процесс формирования личности с осознанием средств в достижении целей, исходя из общественных интересов и личностных потребностей, с учетом внутренних стимулов обучаемых, стремящихся к самостоятельному приобретению знаний» (Н.В. Терехова и др.) [13, с. 18].
И.Л. Наумченко понимает самообразование как сложный диалектический процесс, в основе движения и развития которого «лежат определенные мотивы (внутренние и внешние побудители учителей к творческому труду), стимулирующие их познавательную активность и обеспечивающие развитие профессиональных качеств [16, с. 62].
В свою очередь, исследователи Г.Н. Сериков и Ю.Е. Калугин дают комплексное определение, охватывающее все стороны процесса самообразования: средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществлять собственное воспитание, образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными задачами [12, c.34]
Основываясь на позиции Г.Н. Серикова, Т.Я. Яковец раскрывает самообразование следующим образом: «Процесс самообразования – это переход личности от одного состояния (психического, сознательного) к другому, происходящий в ходе ее самооб­разовательной деятельности с использованием специальных средств поиска и усвоения социального опыта» [16, с. 62].

Самообразование как особый вид познавательной деятельностипредполагает: положительную мотивационную активность,направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллектуального развития; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность квидению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки.

Исследования теории вопроса самообразования чрезвычайно многоаспектны и представляют собой сочетание наук, объединенных термином человековедение. Методологическим фундаментом проблемы самообразования является знание, добытое философией, психологией, социологией о развивающемся человеке, в котором природное, общественное и индивидуальное находится в неразделимом единстве.

В заключение отметим, интегративные процессы понятийного аппарата философии, социологии, психологии и педагогики на современном этапе позволяют сформулировать следующее определение, согласно которому самообразование педагогов – это самоорганизованный и самоуправляемый процесс познания, результатом которого выступают новые знания, направленный на удовлетворение потребности личности в социализации, обеспечивающий индивидуализацию, культурное развитие педагога, основными критериями которого являются самопознание, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, субъектность, самореализация, социализация, профессиональная компетентность.

Таким образом, социологию, психологию и педагогику объединяет то, что они рассматривают самообразование как вид деятельности развивающейся личности, с помощью которых происходит формирование личности, её социализация.


Литература:

  1. Брагина Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1991. – 16 с.
  2. Владиславлев В.Г. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. – М.:, 1987. – 346 с.
  3. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов / Под ред. Г.Н. Серикова. – Челябинск: ЧПИ. 1987, – 149 с.
  4. Збровский Г.Е., Шуклина А.Е. Самообразование как социологическая проблема /Г.Е.Збровский, А.Е.Шуклина //Социологические исследования. – 1997. – №10.–С. 78-87.

  5. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. – М.. 1986.
  6. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию // В кн. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР (материалы 1-й Всесоюзной конференции). – М., 1981.
  7. Наумченко И.А. Самообразования будущего учителя. – Саранск: Мордгиз, 1974. – 252 с.
  8. Нечаев В.Л. Социология образования. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
  9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  10. Подвойская Н.В. Свободное время как социально философская категория: Автор, дис. ... канд. филос. наук. – М., 1991. – 25 с.
  11. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. (Опыт теоретического и экспериментального исследования). Пособие по спецкурсу. – Р/н/Д, 1975. – 297 с.
  12. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. / Г.Н.Сериков. – Иркутск. Издательство Иркутского университета, 1991. – 232 с.

  13. Терехова Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (На примере педагогического колледжа): Дис. ... канд. пед. наук. – М, 1996. – 168с.
  14. Чернявская Г.К. Трудный путь к себе: Очерки саморазвития личности. – СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994.
  15. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дис. ... канд. филос. наук. – Екатеринбург, 1995. – 163 с.
  16. Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 . – М„ 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемы самообразования, процесса самообразования, внутренней свободы личности, процесс самообразования, вопроса самообразования, процесс самообразования личности, самообразовательной деятельности, удовлетворение потребности личности, философии процесс самообразования, процесс познания, исследованием проблемы самообразования, Теория вопроса самообразования, свобода личности, процесса самообразования личностью, процессе самообразования, Основными характеристиками самообразования, вспомогательные функции самообразования, саморазвития личности, отличительные черты самообразования, фундаментом проблемы самообразования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос