Библиографическое описание:

Давыдова Г. В. Выполнение социального заказа родителей через реализацию образовательной области «Безопасность» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2472/ (дата обращения: 11.12.2017).

В настоящее время в связи с участившимися катастрофами, чрезвычайными ситуациями и бедствиями различного характера, безопасность жизнедеятельности выходит на первый план по актуальности, а вместе с ней теоретическая, практическая и психологическая готовность к экстремальным ситуациям, как основная составляющая для человека, живущего в техносфере. Происходит переоценка жизненных ценностей, однозначный приоритет – человеческая жизнь, здоровье человека, тревога за сохранение среды обитания, и за обеспечение безопасности будущих поколений. Но эти ценности станут стимулами, побудителями к безопасной деятельности только тогда, когда будут осознаны, приняты человеком и приобретут для него субъективный, личностный смысл. Поэтому в систему формирования базовой культуры личности наряду с гуманистическим, религиозным, патриотическим воспитанием входит воспитание безопасности. И закономерностью стало то, что социальный заказ родителей стал смещаться в сторону обучения детей правильному поведению в различных непредвиденных ситуациях. Это требует от воспитателя использование новых подходов в работе с детьми и родителями.

В государственных стандартах прошлых лет, образовательная область "Безопасность" отдельно не выделялась и входила в состав социализации. На данном этапе образовательная область «Безопасность» входит в направление «Социально-личностное развитие» и ставит цель:

  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), через решение следующих задач;

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Полноценное решение поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Поэтому был разработан проект «Будь внимателен и осторожен», который включил как работу с детьми, так и тесное сотрудничество с семьей. Проект рассчитан на один год. Реализация проекта по направлению «Взаимосвязь с семьей» решалась в несколько этапов:

1. Анализ представлений родителей по теме «Безопасность».

2. Информационно-просветительская и наглядная работа.

3. Практическая работа родителей.

4. Анализ результатов реализации проекта в направлении по работе с семьей.

Каждый этап включал в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимосвязи с родителями. Так на первом этапе использованы такие традиционные формы как собрания, анкетирование. Это помогло определить, в каком направлении, в какой последовательности строить дальнейшую работу. Оказалось, что особое внимание следует заострить на пополнении знаний родителей в области «Безопасность». Многие родители считали, что безопасность включает в себя только изучение правил дорожного движения. Поэтому в стратегию работы на втором этапе была включена информационно-просветительская работа.

Разработка и распространение буклетов «Осторожно - грибы!», «Дети на дороге»; памяток «Дети на прогулке», «Дети у воды», «Если ребенок дома один», «Новый год и огонек»;

газет «Экологическая безопасность – что это?», «Берегите природу», «Мы идем в поход", позволило значительно повысить уровень знаний и представлений родителей о понятии «Безопасность», а так же охватить более широкие массы – социум. Помогли нам семейные конкурсы по изготовлению плакатов и листовок, призывающих правильно обращаться с электроприборами, не допускать пожары в квартирах и лесу, а так же позволили раскрыть таланты родителей. Ну а мы вместе с детьми дружно и с удовольствием ходили и расклеивали листовки и плакаты по микрорайону.

Параллельно с просветительской работой, родители привлекались к участию в совместных с детьми мероприятиях: праздниках, соревнованиях, походах. На таких мероприятиях родители могли реализовывать полученные ранее знания. Это были праздники «День Земли», «День Воды», «Праздник юных пожарных». На каждом празднике родители демонстрировали детям свое мастерство и умение правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Одним из пунктов реализации проекта стала встреча детей с родителями интересных профессий: артистами, папа-кинолог, мама-лесничий, дядя-спасатель, дедушка-врач, папа-пожарный. А близкое расположение пожарной части позволяет ходить на экскурсии.

Большую помощь родители оказали в пополнении развивающей среды группы по теме «Безопасность». Они изготовили макет дороги, района. Вместе с детьми приготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. А так же помогли в приобретении и изготовлении настольно-печатных игр:

  • игры, направленные на формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Например: «Чрезвычайные ситуации в доме», «Чрезвычайные ситуации на улице», «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «Улитка»;

  • игры, направленные на приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Например «Правила поведения в лесу», «Ядовитые растения», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что мы знаем о вещах»;

  • игры, направленные на передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Например «Красный, желтый, зеленый» «Дорожные знаки», «Азбука безопасности»;

  • игры, направленные на формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Например: «Так и не так», «Сто бед», «Мы спасатели». Эти игры мы сами придумали, изготовили и апробировали.

"Семейная конференция" – так называлось мероприятие, на котором родители делились положительным опытом семейного воспитания в области "Безопасность". А дети, в свою очередь, показали, чему они научились.

С 15 апреля по 15 июня проходит Ежегодная Акция «Дни защиты от экологической опасности». Родители обеспечили нас всем необходимым (вата, марля). В группе дети учились шить средство индивидуальной защиты – ватно-марлевую маску. Испытание прошли успешно!


На последнем этапе, необходимо было выяснить, с какими результатами был закончен проект. Для родителей были разработаны анкеты, тесты, специальные задания. Анализ полученных данных показал следующее: у родителей значительно повысилось понимание понятия "Безопасность". Опрос показал – родители доверяют и уверены в правильном поведении детей в экстремальных условиях. Родители готовы продолжать работу с детьми в этом направлении в дальнейшем.

Таким образом, тесное сотрудничество детского сада и семьи обеспечивает сбалансированную деятельность по просвещению родителей, способствует полноценному развитию и воспитанию детей, дает положительные результаты в решении поставленных задач, и позволяет родителям и детям проявлять активную социальную позицию.

Своё сообщение я хотела бы закончить словами Антона Семёновича Макаренко:

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Основные термины (генерируются автоматически): окружающего мира природы, реализацию образовательной области, мира природы ситуациях, мира природы поведения, мира природы ситуациям, передачу детям знаний, дорожного движения, Взаимодействие детского сада, правилах безопасности дорожного, пассажира транспортного средства, безопасности дорожного движения, виртуальной образовательной среде, представлений родителей, «Чрезвычайные ситуации, формирование осторожного, формирование представлений, Выполнение учебных мероприятий, безопасность жизнедеятельности, способах поведения, Анализ представлений родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос