Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 3127 раз

Библиографическое описание:

Тюкавкина, Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Н. В. Тюкавкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2439/ (дата обращения: 16.12.2024).

Современный период истории России можно охарактеризовать как время смены ценностных ориентиров. Сегодня, в обществе явно ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного социального поведения.

Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества [3, с.5].

Начальная школа, как основа образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе и в организации воспитательного процесса. Поэтому встает вопрос о необходимости пересмотра существующих форм и методов воспитания и возможно их качественное преобразование. Стоит четко определить, что начальная ступень образования – это фундамент сохранения национальной культуры и важное условие социализации личности.

Исходя из факта полиэтничности и наличия разнообразия культур России, учебно-воспитательный процесс в современной школе, в том числе и на начальной ступени, должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур.

Таким образом, на первый план выходит проблема этнокультурной социализации личности ребенка.

Этнокультурная социализация включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих феномена социализации неразрывно связаны между собой.

Культурная социализация – это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений – в итоге: формирования культурных картин мира, – позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [5, с. 185].

Этническая социализация (этнизация) – это процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [5, с. 188].

Поэтому принцип сочетания последовательного изучения культур: от освоения культуры родного народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная социализация), должен стать определяющим в организации педагогического процесса [6, с. 2].

С этой целью необходимо определить особенности и этапы становления этнической идентичности, составляющую основу этнической и являющуюся компонентом культурной социализации.

Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:

1) 6-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить три стадии в становлении этнической идентичности младшего школьника:

1. Самоопределение, то есть выделение себя как члена этнической группы.

2. Включение в свою «Я-концепцию» общих характеристик этнической группы и усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм.

3. Усвоенные ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами социального поведения личности младшего
школьника.

Первой социальной группой, принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья. Этническая метка, получаемая детьми на начальных стадиях формирования их представлений о себе от ближайшего социального окружения и включенная ими в свою «Я-концепцию», пока еще никак не соотносится с ценностями, нормами, традициями и культурой данного этноса.

На второй стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника наблюдается освоение ценностей и норм этнической общности, которые в дальнейшем определяют его поступки и линию поведения. На этой стадии «важнейшую роль играет социокультурный контекст. В ней необходимо выделить аспект преемственности, означающий, что через восприятие норм и ценностей, воспроизводимых в историческом прошлом и этнической реалии настоящего, происходит положительная идентификация с этнической группой» [2, с.46].

Овладение компонентами этнической культуры младшим школьником достигает полноты в том случае, когда знания, убеждения и взгляды ребенка находят воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам, то есть традициям, обычаям своего народа. В этом случае усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения, что является показателем третьей стадии становления этнической идентичности личности младшего школьника.

Психологи считают, что младший школьный возраст – это «возраст впитывания, повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к действительности» [4, с.39]. Исходя из этого, мы считаем младший школьный возраст важнейшим этапом в развитии этнокультурной социализации.

Процесс социализации ребенка, когда происходит усвоение отношений и ном, принятых старшими поколениями, во многом обуславливается именно семейными традициями и обычаями, как регуляторами его поведения [1, с.106]. Именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, определяющей пути развития личности в целом.

Чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе, как члене определенной этнической общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа.

Таким образом, основным направлением деятельности педагога в развитии этнокультурной социализации становиться установление сотрудничающего взаимодействия с семьей.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, а так же исследовании педагогического опыта по проблеме, нами была разработана система работы с семьей, направленная на развитие этнокультурной социализации младших школьников.

Целью работы стало вовлечение семьи в воспитательный процесс класса. В рамках данной работы родителями совместно с детьми реализуются информационно-творческие проекты, проводятся совместные классные часы и мастер-классы по традиционным ремеслам, а так же совместные народные праздники, организуются выставки, презентации проектов. Примерное планирование работы, направленной на развитие этнокультурной социализации представлено в таблице 1.

Таблица 1

Фрагмент системы работы, направленной на развитие этнокультурной социализации

2 класс

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Цель

Содержание

1

Диагностика содержательных характеристик идентичности личности. Диагностика самооценки личности.

Сентябрь

Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения

Модификация методики М. Куна «Кто Я?»

Методика Дембо-Рубинштейн.

2

Родительское собрание – круглый стол «Семья - основа российского общества»

Сентябрь – октябрь

-Определить значимость участия семьи в жизни классного коллектива, школы, общества.

-Привлечь родителей к проблеме семейного воспитания, воспитанию семейных ценностей.

Основные цели и направления духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. О значении семейного воспитания в социализации ребенка. Анкетирование «Воспитание ребенка в нашей семье». Планирование сотрудничества семьи и классного коллектива, школы.

3

Подготовка и защита на классном мероприятии детьми в сотрудничестве с родителями творческих проектов «Моя родословная»

Ноябрь – декабрь

-Формирование духовного единства семьи.

-Воспитание ценностного отношения к семье.

Изучение информации о своей семье, семейных традициях и культуре, о роли предков в развитии своего народа. Презентация герба семьи.

4

Классный час «Новый год шагает по планете»

Декабрь

-Обобщить имеющиеся знания детей о традициях встречи нового года своего народа и разных стран.

История праздника. Представления народов Якутии о начале года (Ысаах). Встреча Нового года и Рождества в России и других странах.

5

Родительское собрание - конференция «Мы - представители своего народа».

Февраль

-Привлечь родителей к проблеме межэтнического общения и определить условия воспитания толерантной личности.

Мини-лекция «Толерантность – основа бесконфликтного взаимодействия»Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян).

Планирование классного мероприятия «Я - представитель своего народа».

6

Подготовка детьми в сотрудничестве с родителями информационно-творческого проекта «Я – представитель своего народа».

Март - апрель

-Организовать исследовательскую деятельность детей совместно с родителями, направленную на изучение культуры, быта и традиций своего народа.

Выставка проектов.

6

Постановка народной сказки на выбор учащихся.

Апрель

-Организовать групповое сотрудничество детей с целью изучения народного фольклора.

Родительский классный час. Показ мини-спектакля.

7

Организация выставки репродукций картин о весне художников разных народов и прослушивание музыкальных произведений.

Май

-Познакомить детей с выдающимися художниками, музыкантами своего народа.

Организация выставки. Проведение родителями классного часа «Выдающиеся представители нашего народа»

8

Итоговая диагностика содержательных характеристик и самооценки младших школьников. Анализ проведенной работы.

Май

Выявление сформированности «Я-концепции» и самоотношения

Модификация методики М. Куна «Кто Я?»

Методика Дембо-Рубинштейн.


Таким образом, нами определено, что базой для развития этнокультурной социализации является семья. Именно в семье ребенку необходимо создать условия для получения полноценной информации о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры.

Младший школьный возраст является основой этнокультурной социализации, т.к. в этот период заканчивается формирование этнической идентичности и активно развивается «Я – концепция» на основе представлений о себе как о члене общества и представителе своего народа.

Основное направление деятельности педагога с целью развития этнокультурной социализации является установление тесного сотрудничества с семьей.

Актуальными формами работы с семьей являются: совместные исследовательские проекты, совместные творческие проекты, организация мастер-классов, организация выставок, совместная презентация проектов.


Литература:

  1. Анохин А. М. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань, 2003.

  2. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков их национально-смешанных семей. Дис. канд. псих. наук. – М., 1993.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.

  5. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности : учебное пособие. Астана: ЕАГИ, 2011.

  6. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической сопровождение : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): этнокультурная социализация, этническая группа, этническая идентичность, младший школьник, народ, культурная социализация, младший школьный возраст, ребенок, семья, национальная культура.

Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности