Библиографическое описание:

Бугакова Е. В. Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 1-3.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…». Данные особенности современного мира обусловливают глубокий интерес к креативному образованию, основной задачей которого является формирование креативно мыслящей, самоопределяющейся личности, готовой самостоятельно вести поиск нового знания, осознанно делать нравственный выбор, генерировать новые идеи, иметь потребность в творческом саморазвитии.

Креативное образование, являясь образованием креативного типа, фундаментальным и перспективным, построено на видении будущего и понимании закономерного развития культурно-нравственного общества [3].

На основании положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений правомерно отметить, что взаимосвязь этических норм и креативного образования – это та объективная тенденция, которая учитывалась нами при проведении опытно-поисковой работы.

Основная цель креативного образования – «разбудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи», имеющие общечеловеческую ценность и, в то же время, не наносящие вреда природе, воспитать потребность в творческом образе жизни [4]. Экологическая катастрофа, грозящая человечеству, – результат деятельности креативных людей, которые изобрели и варварски использовали атомное оружие в конце второй мировой войны, проводят чудовищные медицинские эксперименты сегодня, являются подтверждением того, что знания и умения вне связи с человеческими ценностями таят в себе смертельную угрозу для существования человечества (М.С. Каган). Согласно утверждению А. Вознесенского, «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Этические нормы находятся в сложном взаимодействии со знаниями, но, как становится общепринятым, не вытекают из знаний. Психологическим инструментом их усвоения является мышление, а механизмом, по мнению В.П. Зинченко, – обретение ценностей, переживание. Иерархия ценностей, управляет свободным поведением старшеклассника, развивая его потребности и способности познавать реальность, ценностно осмысливать ее, диалогически общаться с миром и дополнять собственный реальный жизненный опыт опытом духовной «жизни». То есть креативное образование опосредовано культурой человека, познающего мир мышления и культуры, осмысляющего бытие переживания с культурой творчества путем воображения, формирования потребности и способности общаться с другими людьми, природой и «образами, сотворенными фантазией, как с равными ему самому на основе духовной, истинно человеческой, диалогической связи, его ценностей» [2, С. 93].

Доказано, что главной составляющей креативного образования является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, что именно нужно создавать, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать. Поэтому творчество всегда первично, а в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. В связи с этим потребовалась организация креативного образования в соответствии с этическими нормами, что позволило старшекласснику накапливать индивидуальный познавательный опыт, стать субъектом собственной образовательной деятельности и, следовательно, избежать кризиса креативности.

Теоретический анализ, результаты опытно-поисковой работы дают нам основания для проектирования этических норм в креативном образовании.

Этические нормы в креативном образовании определяют, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в образовательной деятельности. Они могут быть представлены как сложные, но организованные идеи и принципы, которые придают порядок и направление бесконечному потоку мыслей и действий, касающихся образования.

Не претендуя на исчерпывающее описание всей системы этических норм, считаем правомерным представить следующие этические нормы:

1) Способность к самостоятельной деятельности: самостоятельной работе, самоанализу и самоконтролю. Самостоятельность как черта характера и качество личности распространяется на множество жизненно важных умений различной природы. Одним из ключевых представляется умение разобраться в самом себе, например, проанализировать собственную личность в терминах интересов, способностей, потенциала с целью постановки индивидуальных образовательных целей, определения степени их реалистичности, идентификации путей и способов их достижения. Другой характеристикой самостоятельности служит умение контролировать собственные эмоции, разграничивать в самом себе и других личное и типичное, т.е. обусловленное национальной культурой, условиями жизни и общественными стандартами. В качестве неотъемлемой характеристики самостоятельности выступает и баланс независимости от доминирующих взглядов окружающих, умение определять и отстаивать собственную индивидуальную позицию наряду с умением уважать принятые в обществе нормы поведения и индивидуальные позиции других.

2) Личная ответственность за происходящее в образовательной деятельности, как за личные решения и действия, так и за принятие благоприятных для индивида решений другими лицами. Ответственность становится не просто декларируемым постулатом, актуализирующимся в периоды «выяснения отношений», а нормой реальности. Она приобретает характер и качества бессознательной привычки. Схематично такое положение можно представить следующим образом. С самого раннего возраста человек должен мыслить в русле такой логики: «Как здорово, что это у меня получилось! Как это произошло? Что я могу и должен сделать, чтобы преуспеть в следующий раз?» или «Не получилось. Что я сделал не так? Что можно и нужно было сделать по-другому, чтобы избежать такого результата? Что я должен сделать в следующий раз для обеспечения положительного эффекта?» Ответственность распространяется не только на индивидуальные действия, но и на механизм влияния на решения, принимаемые другими.

3) Способность быстро и эффективно приобретать необходимые знания и навыки в противовес их механическому накоплению. При стремительном возрастании потоков и объемов информации, при смене областей деятельности, включая образовательную, при необходимости постоянного решения задач, требующих сведений из разнообразных областей знаний, способность быстро найти необходимое, быстро приобрести новые умения, востребованные в данный момент, имеет критическое значение для личностного роста, творческого саморазвития.

4) Способность воспринимать окружающий мир и собственную личность в свете здорового оптимизма. Так, обращенность критического внимания на собственную личность, понимание того, что «все в наших руках» и мы являемся причиной всего, что с нами происходит, при негативном характере происходящего не должно приводить к самоуничижению, депрессиям и упадку сил. Любой человек, а особенно молодой, должен понимать ценность жизни во всех ее проявлениях и ценность собственной личности, ее уникальность и многомерные возможности [1].

Этические нормы наиболее продуктивно проявляются в процессе их интеграции, так как создают единое интегративное поле, обеспечивающее взаимодействие и взаимопонимание субъектов креативного образования при культурно-нравственной его направленности. «При этом в процессе интеграции не происходит противопоставления личностных, коллективных, национальных и других ценностей, но совершается их утверждение, обогащение и восполнение». Деятельность субъектов креативного образования приобретает ориентацию на этические нормы, если мотивировано понимание сущностного значения принимаемых решений; взаимопонимание; согласованные решения, обеспечена прямая и последовательная рефлексия, приоритетной концентрации когнитивной и нравственной сферы личности субъектов деятельности путем поиска оптимально согласованных, созидательно направленных мер и действий, ценностно-нравственным опытом. Это способствует открытости личности к субъектному взаимодействию, интеграции интеллекта и духовно-нравственной культуры; гуманистическому образу жизнедеятельности, объективной оценке креативного образования, нравственному выбору в пользу мира и человечности.

Представленные выше этические нормы требуют более тщательного выявления, описания и доказательства их актуальности для российской системы креативного образования в современных условиях. В настоящий момент необходимо не только их научное обоснование, но и определение путей их представления общественности, чтобы формирование системы этических норм происходило целенаправленно, постоянно и повсеместно в российском обществе. Наряду с идентификацией данной системы этических норм, необходима система методов и приемов их формирования у старшеклассника в креативном образовании.

В нашем исследовании взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития потребовала участия старшеклассника в ролевых диалогах (тема «Вода – источник жизни» и др.), что позволило наполнить обычный диалог историческими сведениями, ценностями и смыслами, втянуть старшеклассника в проблемное поле темы, помочь им прочувствовать главную идею, высказать свои мысли, о которых на обычных уроках они умалчивали; проведения этических бесед («Что такое толерантность», «Умей уважать других», «Что значит – жить с достоинством?», «Размышляя о самом себе»), целью которых явилось помочь старшеклассникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у них твердую нравственную позицию, этические нормы. Этические занятия мы проводили систематически, раскрывая сущность таких понятий, как совесть, милосердие, достоинство, самостоятельность, ответственность, толерантность, бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих. Однако старшеклассникам не хватало соответствующих знаний и социального опыта. Это потребовало их участия в создании сказок и проведении путешествия «В гостях у сказки», разработанных на основе воспитательных рассказов В.А. Сухомлинского.

Результаты проведенного исследования дают основание считать, что взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника выражается в развитии у старшеклассника умения обосновать выбор, применять теоретические знания об этических нормах в практической деятельности. Решение этических задач, дилемм позволило им приобрести опыт ведения дискуссии, уважения к позиции собеседника; знания этических, духовно-нравственных понятий.


Литература:

  1. Елизарова, Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей / Г.В. Елизарова // Вестн. Герценов. ун-та, 2010. – № 9 (83). – С. 14 – 17.

  2. Каспржак, А. Становление ключевых компетентностей и результаты традиционного обучения (размышления по материалам проекта «Модернизация образования: перспективные разработки») / А. Каспржак, К. Митрофанов, К. Поливанова // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы 10-й науч.-практ. конф. – Красноярск: КГПУ, 2004. – С.74 – 87.

  3. Коротков, Э.М. Инновационное образование для инновационной экономики / Э.М. Коротков // Вестник высшей школы. – 2010. – № 7. – С. 6 – 13.

  4. Рындак, В.Г. Гуманистические ценности креативного образования / В.Г. Рындак // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв.ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2010. – Вып.6. – С. 238 – 247.

Основные термины (генерируются автоматически): креативного образования, этических норм, творческого саморазвития, системы этических норм, контексте творческого саморазвития, формирования этических норм, этические нормы, субъектов креативного образования, взаимообусловленность этических норм, творческого саморазвития старшеклассника, средство формирования этических, Этические нормы, формирования творческого потенциала, Влияние формирования творческого, развитие личности старшеклассника, цель креативного образования, составляющей креативного образования, организация креативного образования, собственную личность, креативном образовании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle