Библиографическое описание:

Филиппова Н. В. Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 88-89.

Среднее образование в России находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается внедрением новых образовательных и информационных технологий, осмыслением накопленного российского опыта среднего образования, сравнительным анализом его с зарубежным опытом. Российское образование постепенно становится частью единого образовательного пространства.

В целом, профильная направленность математического образования в школах, работающих с одаренными детьми, требуют переосмысления многих позиций во всем образовательном процессе – в содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания одаренных детей.

Структура профильной подготовки будущих абитуриентов технических, экономических или иных вузов на современном этапе вполне определилась, и включает в себя следующие составляющие: гуманитарную, естественнонаучную, экономическую, производственно-практическую. Естественнонаучная подготовка обеспечивает базу для овладения будущими абитуриентами основ наук по выбранной специальности. Она требует решения целого ряда проблем, связанных с оптимальным отбором содержания математики, структурных составляющих, постановкой целей и задач математических спецкурсов, разработкой критериев эффективности процесса усвоения одаренными учащимися предметных, специальных и профильно-ориентированных знаний.

Целью математического образования является получение математических знаний и выработки умения применять эти знания либо в решении прикладных задач, либо в строительстве и перестройке самого постоянно развивающегося здания математики[1].

Основные цели, стоящие перед математическим образованием, Л.Д. Кудрявцев характеризует следующим образом. Будущие абитуриенты должны уметь в пределах своей выбранной и осваиваемой специальности:

  1. строить математические модели,

  2. ставить математические задачи,

  3. выбирать подходящий математический метод и алгоритм решения задачи,

  4. применять для решения задачи численные методы с использованием современных систем компьютерной математики,

  5. применять качественные математические методы исследования,

  6. на основе проведенного математического анализа вырабатывать практические выводы[2].

Характерными особенностями математического образования по работе с одаренными детьми являются:

- непрерывность изучения и применения математики;

- фундаментальность математической подготовки;

- ориентированность курса математики на профильную направленность обучения одаренных детей.

Математическая подготовка таких детей складывается из изучения математики и ее применения по выбранному профилю обучения.

Концепция профессионально-педагогической направленности обучения будущих абитуриентов математики опирается на три фундаментальных концепции[3]:

  1. методологическую концепцию диалектического единства теории и практики;

  2. педагогическую концепцию развивающего обучения (теорию Л.С. Выгодского, заключающуюся в том, что обучение всегда должно опережать уровень достигнутого развития, стимулировать его), спроектированную на процесс профильной подготовки одарённых детей – будущих абитуриентов – адекватно целям этой подготовки;

3) психолого-педагогическую концепцию обучения деятельности, то есть совокупности целесообразных ориентировочных, исполнительных и контрольных операций.

Профильная подготовка по математики должна осуществляться в следующих направлениях: мировоззренческом, психолого-педагогическом, узкоспециальном, методическом. Данные направления должны пронизывать практику преподавания математики одаренным детям на протяжении всего периода обучения.

Для формирования качеств обучения математики можно определить основные профильно-развивающие функции математического образования:

– созерцательно-профессиональные;

– профессионально-обучающие;

– профессионально-прикладные.

Одна из задач профильной направленности обучения математики одарённых детей состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть экономико-прикладным или технически-прикладным мышлением. В последнее время усилилось внимание исследователей в области ранней профилизации обучения математики к проблеме профессионального мышления, формируемого уже в стенах школы[4,5].

Общеизвестна роль логико-математического моделирования в научном познании, которое не только позволяет устанавливать связи в понятийном аппарате наук, но и пополняет их новым содержанием, является существенным способом концентрации дальнейшего развития знания[6]. Посредством математических моделей становиться возможным изучение более глубоких связей и отношений действительности. Математическая модель как совокупность математических структур, отображающих качественно-количественные стороны реального мира, облегчает процесс получения новой информации об исследуемом объекте.

Традиционным методическим принципом преподавания математики в школах России является принцип линейности изложения теории. Этот принцип предполагает последовательное изложение учебного материала, начиная с описания неопределяемых понятий, формулировки аксиом и строгого доказательства теорем и описания приложений соответствующей математической теории.

Основными задачами преподавания математики одаренным детям в школах являются:

- формирование правильных представлений о предмете науки «Математика» и методика обучения математике с профильным содержанием;

- раскрытие роли математики для исследования как экономических, так и технических проблем и процессов в свете профилизации обучения;

- формирование практических навыков и умений у одарённых детей в решении профильных задач;

- знакомство с основными концепциями экономико-математическими и технически-математическими моделями и методами[7].

Таким образом, сущность математического образования одарённых детей состоит в том, чтобы показать учащимся основы и принципы, делающие математику необходимой частью профессиональных знаний как важной составляющей общечеловеческой культуры.

Для улучшения математического образования нужен переход к профильному обучению, который требует смены «качества образования», формирования содержания образования и определения приоритетных способов получения математического образования. При этом формирование информационной культуры будущего абитуриента из сегодняшнего школьника необходимо рассматривать как важную задачу в процессе уточнения содержания профильной подготовки учащегося в области информационных технологий. В этой связи представляется целесообразным особое внимание в курсе «Информационные технологии в математики» уделять изучению и освоению систем компьютерной математики.

Таким образом, для достижения комплексного интегрального применения знаний, полученных при изучении математических дисциплин, направленных на формирование из одаренного ребенка будущего гениального ученого в разных областях науки, необходимо объединить преподавание математики с новыми методами обучения на основе единого принципа профильной направленности.


Литература:

  1. Денисова М.И., Беспалько Н.А. Применение математики к решению прикладных задач// Математика в школе, 1981, – №2. – С.28-29.

  2. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980, 143с.

  3. Измайлова А.О., Махмутов М.И. Профильная направленность, как педагогическое понятие и принцип// Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профильно-технической подготовки молодых рабочих. – М.: НИИПТН АПН СССр. – 1982. – С.4.

  4. Бокарева Г.А. Современные системы профильной подготовки студентов. – Калининград, 1985. – 262с.

  5. Вергасова В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. – Киев, Вица школа, 1979, – 215с.

  6. Караперян В.С. Моделирование как компонент деятельности учения: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1981. – 16с.

  7. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М. Просвещение, 1990. – 208с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): математического образования, преподавания математики, профильной подготовки, обучения математики, преподавания математики одаренным, одаренными детьми, математики одаренным детям, одарённых детей, профильной направленности, будущих абитуриентов, направленности обучения математики, профилизации обучения математики, качеств обучения математики, будущих абитуриентов математики, методики преподавания математики, профильной подготовки будущих, профильной подготовки одарённых, направленность математического образования, отбором содержания математики, практику преподавания математики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос