Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Т. В. Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики / Т. В. Маркова, Д. О. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 115-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2357/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сделать учебную работу насколько возможно интересной

для ребенка и не превратить эту работу в забаву –

одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.

К.Д.Ушинский

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ как действенного мотива учебной деятельности, активизирующего интеллектуальную деятельность. Определено, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того на сколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум, поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В работах таких отечественных исследователей как И.В. Щадрина, Н.Н. Столярова, Г.И. Щукина, Л.В. Занков, Б.И. Пинский, Н.Г. Морозова и др. познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Г.И. Щукина [3, с. 221] определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию. Так как устойчивое положительное отношение к объекту – основной признак интереса, педагогический подход к решению проблемы его развития состоит в выявлении таких сторон окружающей жизни, которые вызывают к ней активное отношение. Л.С. Рубинштейн [2, с.198] подчеркивал, что особое влияние на формирование познавательного интереса школьников оказывает воздействие окружающих людей – педагогов, родителей…

Еще К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский широко использовали народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.

Поэтому в качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида мы используем сюжеты русских народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.

Существует множество приёмов использования сказок на уроках математики:

  • «Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;

  • «Математические пазлы»;

  • «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;

  • Арифметические задачи о сказочных героях;

  • «Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие путь, преодолевая самые неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и т.п.).

Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.

Особенно эффективно проведение нетрадиционных уроков математики с использованием сюжетов русских народных сказок в начальных классах. Такие уроки не только формируют у младших школьников устойчивый интерес к учению, но и снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок проводим после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается использованный на нем материал, оценивается работа школьников.

Проведение такого урока требует большой подготовки учителя, как к подбору, так и оформлению материала. Рекомендуется привлекать учащихся к подготовке к уроку, организовать их совместную деятельность (отбор иллюстраций, изготовление декораций, разучивание стихов и др.).

В качестве примера приводим конспекты уроков математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием сюжетов русских народных сказок «Теремок», «Гуси-лебеди».

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20» (с использованием сюжета русской народной сказки «Теремок»).

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания учащихся нумерации и состава чисел в пределах 20.

  • Тренировать учащихся сравнивать числа в пределах 20.

  • Вырабатывать у учащихся умение решать арифметические задачи.

  • Закреплять знания учащихся о геометрических фигурах.

  • Развивать практические навыки по измерению и построению отрезков разной величины.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

  • Корригировать и развивать зрительное и пространственное восприятие на основе работы с контурами и «разрезными» картинками.

  • Корригировать и развивать слуховое восприятие на основе упражнения в узнавании.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

  • Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.

Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность

учителя и учащихся

1. Оргмомент

– Здравствуйте дети, садитесь.
На доске «рассыпались» слоги. Ребята, соберите из них слово.
Учащийся собирает на доске слово из слогов - математика

2.Проверка домашнего задания

Ребята, покажите карточку с числом, которое получилось при решении задачи.

3. Объявление темы урока

Сегодня мы продолжим закреплять материал по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20».

4. Устный счет
а) Нумерация
На доске висят карточки с числами (12, 16, 18, 15, 10, 7, 20) Расположите числа в порядке возрастания.
Переверните карточки. Если вы выполнили задание правильно, то получится слово (теремок).

б) Счет по 2

– Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Теремок».
Учитель показывает на экране изображение теремка.
– Что такое теремок?
Если вы соедините точки, считая от 20 до 2 по 2, то узнаете кто первым поселился в теремке.
– Первым к теремку пришла мышка.
в) Состав
числа
– Чтобы мышка вошла в дом, нужно открыть дверь. Но на двери замок? Давайте подберем ключ к замку. На замке написано число 12, на ключах – состав чисел (1д.5е., 1д.1е., 1д.2е.). Подобрать состав числа, которое соответствует числу на замке.
– Двери открыты, мышка оказалась в домике.

г) Сравнение

– В теремке темно. Поможем мышке открыть окна? Чтобы открыть окна, мышке нужно сравнить числа.
– Окна открыты.

д) Решение примеров

– Стала жить-поживать мышка в домике. Вдруг слышит стук в дверь. – Посмотрите на картинку. Кто это? Лягушка попросилась пожить в теремке. Мышка согласилась, но лягушке нужно выполнить задание- решить примеры. Примеры: 7 +3= 12+6= 17-3=

е) Решение задачи

– Стали лягушка с мышкой жить в теремке. Однажды послышался стук в дверь. Узнайте животное по контуру. Заяц получил задание – решить задачу. Учитель вывешивает макет – цветок.
Около теремка росли цветы. На цветке сидело 6 бабочек. Прилетели еще 4 бабочки, сколько бабочек сидит на цветке?

ж) Геометрический материал

Зажили звери в теремке. Пошел дождь, крыша прохудилась. Тук, тук! Кто стучится в дверь? Сложите разрезную картинку. Впустили звери лису в теремок и попросили починить крышу.
На доске висит изображение крыши с вырезанными фрагментами и вариантами «заплаток».
– Помогите лисе починить крышу, подберите нужные заплатки. Лиса стала жить в теремке.

Физкультминутка

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.)

Учащиеся выполняют движения, проговаривая текст.

5. Закрепление
Чистописание
– Откройте тетради, запишите число, слова классная работа.
– Сколько животных живут в теремке?
– Пропишите целую строчку цифру 4.
Решение
примеров

– Тук! Тук! Кто пришел? Отгадайте загадку: «Серый, зубастый, по полю рыщет, ягнят ищет». Волк захотел жить в теремке. Звери попросили волка собрать грибы. Чтобы сорвать гриб, нужно решить пример.

Решение задачи

Стали звери жить-поживать! (учитель показывает слайд). Тук! Тук! Чей это голос? (Учитель включает запись голоса медведя). Чтобы попасть в теремок медведь должен решить задачу.
На поляне росла береза. На первой ветке сидело 6 ворон, на второй ветке на 7 больше чем на первой. Сколько ворон сидело на второй ветке?
Геометрический материал

Стало тесно в теремке. Почему? Звери решили построить новый дом. Они стали измерять бревна. Ребята, давайте поможем им. Откройте конверты и измерьте их длину (8 см). Для строительства нужны бревна на 5 см. длиннее. Какой длины должны быть бревна?
Начертите отрезок нужной длины и вложите в конверт. Мы отдадим это жителям теремка.

6. Итог урока

– Что мы делали на уроке?

7. Домашнее задание

Учитель раздает индивидуальные карточки. Вам нужно будет раскрасить теремок, для этого вам нужно решить примеры.

8.Оценка деятельности учащихся

Учитель выставляет оценки учащимся, объясняя оценку.


Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20» (с использованием сюжета русской народной сказки «Гуси-Лебеди»).

Цель: продолжить обучать учащихся сложению и вычитанию чисел в пределах 20.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закреплять вычислительные навыки (знания учащимися нумерации чисел в пределах 20, их состава, умения сравнивать);

  • Вырабатывать у учащихся умение решать примеры и задачи;

  • Продолжать формировать навык работы с геометрическим материалом: определить и назвать геометрические фигуры.

Коррекционные задачи:

  • Корригировать внимание и память учащихся;

  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), ориентировку в пространстве;

  • Развивать связную устную речь учащихся, добиваясь полных ответов.

Воспитательные задачи:

  • Повышать мотивацию к учебе;

  • Воспитывать навыки работы в коллективе, самоконтроль;

  • Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

  1. Организационный момент
Приветствие.
Организация учащихся на урок.
– Кто выйдет к доске и вставит пропущенные числа в числовой ряд?
– Что получилось? ( Сказка «Гуси-Лебеди»)
– С этой сказкой вы познакомились на внеклассном чтении.
  1. Сообщение темы и целей урока
– Ребята, сегодня у нас урок по сюжету русской народной сказки «Гуси-Лебеди».
Мы вновь встретимся с её героями и продолжим учиться складывать и вычитать числа в пределах 20.
  1. Устный счет


  1. Устный счет в прямом порядке

  1. Логическая задача







  1. Устный счет в обратном порядке
  1. Устный счет четными и нечетными числами
  2. Зашумленная картинка


  1. Сравнение чисел
  2. Устное решение задачи
Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сыночек Иванушка.
Сколько всего человек было в семье?
Однажды родители уехали в город, а Машеньке сказали за братцем следить. А та посадила его на лужок, а сама в небо смотрит, пальцы зажимает, Гусей-Лебедей считает.
Гуси-Лебеди летят: один впереди, два позади и два посередине.
– Сколько всего Гусей – Лебедей летело?
– Что произошло дальше – узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма.
– Ребята, поможем Машеньке найти братца Иванушку?
Побежала Машенька по дорожке – смотрит, стоит ПЕЧКА: «Ох, Машенька! Напекла я пирогов, а вытащить не могу! Пироги с заданиями».
– Чтобы вытащить пироги, надо выполнить задания.
– Посчитай от 18 до 13.

– Посчитай четными числами.
– Посчитай нечетными числами.
– Какие цифры спрятались? (13, 7, 2,18)
– Назовите все числа от меньшего к большему.
– Назовите самое большое число. (18)
– Назовите самое маленькое число. (2)
– Назовите соседей числа 13, 7.
– ПЕЧКА испекла 8 пирогов с капустой и 2 пирога с грибами.
– Каких пирогов больше?
– На сколько пирогов с капустой больше, чем пирогов с грибами?
  1. Пальчиковая гимнастика
– Проведем пальчиковую гимнастику.
Гуси-Лебеди песни распевали:
«Га-га-га, га-га-га».
Посидели, поклевали,
Нас немножко пощипали:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха!»
Но от них мы убежали.
Да-да-да!
  1. Закрепление
– Повторите, сколько пирогов с капустой испекла ПЕЧКА.
– Назовите, сколько пирогов с грибами испекла ПЕЧКА.
– Вспомним, как пишется цифра 2 и 8.
– Пропишем в воздухе.
  1. Работа в тетради
– Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Прописать цифры 2 и 8 в тетрадь.
Учитель напоминает учащимся о правилах соблюдения орфографического режима.
  1. Решение примеров
Помогли ПЕЧКЕ. ПЕЧКА спасибо сказала.
Бежит Машенька дальше – видит ЯБЛОНЬКА стоит, а на ней яблоки сочные, румяные Яблоня (Malus), род листопадных деревьев и кустарников семейства розоцветных. Ветви укороченные (плодущие), на которых закладываются цветочные почки, и удлинённые (ростовые). Просит ЯБЛОНЬКА: «Помоги, Машенька! Сними с меня яблоки».
– Чтобы снять яблоки надо решить примеры.
16+2=, 10-8=, 3+4=, 20-7=
-Помогли яблоньке. Яблонька спасибо сказала.
  1. Физкультминутка
– Проведем физкультурную минутку.
Гуси-Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Покачали головой,
Над лесом пролетели
И быстро улетели.
  1. Решение задачи
Бежит Машенька дальше, видит - течет РЕЧКА молочная, кисельные берега Реки, водные потоки, текущие в естественных руслах и питающиеся за счёт поверхностного и подземного стока с их бассейнов.. А в середине огромный камень лежит, Речке мешает. Просит РЕЧКА Машеньку: «Помоги мне, Машенька! Убери камень!»
– Чтобы убрать камень, надо решить задачу.
ЛЯГУШКА
На берегу РЕЧКИ сидело 13 лягушек. К ним прискакало еще 7 лягушек. Сколько всего лягушек на берегу?
– Сколько лягушек сидело на берегу РЕЧКИ?
– Сколько лягушек прискакало?
– Какой главный вопрос в условии задачи?
– Можно ответить на вопрос задачи?
– Каким действием?
– Кто выйдет к доске и решит задачу?
– Сколько лягушек сидело на берегу РЕЧКИ?
– Сколько лягушек прискакало?
– Сколько всего лягушек на берегу? Посчитайте хором.
– Закройте тетради. Отложите их на край стола.
  1. Работа с геометрическим материалом


Помогли РЕЧКЕ. Убрали камень. РЕЧКА спасибо сказала и побежала в одну сторону, а Машенька в другую.
Видит, ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ стоит.
– Посмотрите на доску. Из каких геометрических фигур построена ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ? (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат)
– Сколько кругов? (8)
– Сколько квадратов? (2)
– Из каких линий «куриные ножки» ИЗБУШКИ?
  1. Дидактическая игра «Чего не стало»
– Ребята, а как вы думаете, куда Гуси-Лебеди спрятали Иванушку?
– Давайте проверим. Запомните, из каких геометрических фигур построена ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ, закройте глаза.
– Откройте глаза. Что изменилось?
– Каких геометрических фигур не стало? (Не стало круга, квадрата, прямоугольника, треугольника)
– Нашли мы Иванушку?
– Взяла Машенька братца Иванушку, и побежали они домой, родителей из города встречать.
  1. Самостоятельная работа
– Давайте поможем выйти из леса Машеньке и Иванушке, чтобы их Гуси-Лебеди не поймали?
– Возьмите с парты конверт, откройте его и выполните задание на карточке № 1 «Лабиринт».
– Отложите карточку на край парты.
Посмотрите фрагмент мультфильма с нашими сказочными героями.
  1. Подведение итогов урока
– Помогли мы Машеньке найти братца Иванушку?
– Как помогали?
– Чем занимались на уроке?
  1. Домашнеезадание

– Сегодня на самоподготовке, вы выполните задание на карточке. Раскрасите картинку, подбирая цвета по результатам вычислений.

  1. Аргументированная оценка работы учащихся на уроке

Учитель выставляет оценки учащимся, объясняя оценку.


Использование сюжета русской народной сказки на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIIII вида способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками программного материала по предмету, позволяет педагогу включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить личностно-ориентированный подход. На таких уроках учитель реализует принцип связи изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и уроков чтения, внеклассного чтения. Сюжет русской народной сказки можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач, дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников.


Литература:
  1. Морозова, Н.Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1965.

  2. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1976.

  3. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962.

Основные термины (генерируются автоматически): теремок, VIII, задача, русская народная сказка, число, урок, устный счет, учащийся, геометрический материал, лягушка, познавательный интерес, решение задачи.

Похожие статьи

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся

Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Похожие статьи

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование познавательной активности как основополагающего педагогического условия обучения слабослышащих младших школьников иностранному языку

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся

Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников