Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики
Авторы: Маркова Татьяна Владимировна, Евстифеева Дарья Олеговна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 4754 раза
Библиографическое описание:
Маркова, Т. В. Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики / Т. В. Маркова, Д. О. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 115-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2357/ (дата обращения: 17.12.2024).
“Сделать учебную работу насколько возможно интересной
для ребенка и не превратить эту работу в забаву –
одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.
К.Д.Ушинский
Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ как действенного мотива учебной деятельности, активизирующего интеллектуальную деятельность. Определено, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того на сколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум, поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В работах таких отечественных исследователей как И.В. Щадрина, Н.Н. Столярова, Г.И. Щукина, Л.В. Занков, Б.И. Пинский, Н.Г. Морозова и др. познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Г.И. Щукина [3, с. 221] определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию. Так как устойчивое положительное отношение к объекту – основной признак интереса, педагогический подход к решению проблемы его развития состоит в выявлении таких сторон окружающей жизни, которые вызывают к ней активное отношение. Л.С. Рубинштейн [2, с.198] подчеркивал, что особое влияние на формирование познавательного интереса школьников оказывает воздействие окружающих людей – педагогов, родителей…
Еще К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский широко использовали народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
Поэтому в качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида мы используем сюжеты русских народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.
Существует множество приёмов использования сказок на уроках математики:
«Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;
«Математические пазлы»;
«Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;
Арифметические задачи о сказочных героях;
«Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие путь, преодолевая самые неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и т.п.).
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Особенно эффективно проведение нетрадиционных уроков математики с использованием сюжетов русских народных сказок в начальных классах. Такие уроки не только формируют у младших школьников устойчивый интерес к учению, но и снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок проводим после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается использованный на нем материал, оценивается работа школьников.
Проведение такого урока требует большой подготовки учителя, как к подбору, так и оформлению материала. Рекомендуется привлекать учащихся к подготовке к уроку, организовать их совместную деятельность (отбор иллюстраций, изготовление декораций, разучивание стихов и др.).
В качестве примера приводим конспекты уроков математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием сюжетов русских народных сказок «Теремок», «Гуси-лебеди».
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20» (с использованием сюжета русской народной сказки «Теремок»).
Цель: закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания учащихся нумерации и состава чисел в пределах 20.
Тренировать учащихся сравнивать числа в пределах 20.
Вырабатывать у учащихся умение решать арифметические задачи.
Закреплять знания учащихся о геометрических фигурах.
Развивать практические навыки по измерению и построению отрезков разной величины.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
Корригировать и развивать зрительное и пространственное восприятие на основе работы с контурами и «разрезными» картинками.
Корригировать и развивать слуховое восприятие на основе упражнения в узнавании.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству.
Ход урока
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность учителя и учащихся |
1. Оргмомент |
|
2.Проверка домашнего задания |
Ребята, покажите карточку с числом, которое получилось при решении задачи. |
3. Объявление темы урока |
Сегодня мы продолжим закреплять материал по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20». |
|
|
б) Счет по 2 |
|
|
|
г) Сравнение |
|
д) Решение примеров |
– Стала жить-поживать мышка в домике. Вдруг слышит стук в дверь. – Посмотрите на картинку. Кто это? Лягушка попросилась пожить в теремке. Мышка согласилась, но лягушке нужно выполнить задание- решить примеры. Примеры: 7 +3= 12+6= 17-3= |
е) Решение задачи |
|
ж) Геометрический материал |
|
Физкультминутка |
Мы
шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.) Учащиеся выполняют движения, проговаривая текст. |
|
|
|
– Тук! Тук! Кто пришел? Отгадайте загадку: «Серый, зубастый, по полю рыщет, ягнят ищет». Волк захотел жить в теремке. Звери попросили волка собрать грибы. Чтобы сорвать гриб, нужно решить пример. |
Решение задачи |
|
|
|
6. Итог урока |
– Что мы делали на уроке? |
7. Домашнее задание |
Учитель раздает индивидуальные карточки. Вам нужно будет раскрасить теремок, для этого вам нужно решить примеры. |
8.Оценка деятельности учащихся |
Учитель выставляет оценки учащимся, объясняя оценку. |
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20» (с использованием сюжета русской народной сказки «Гуси-Лебеди»).
Цель: продолжить обучать учащихся сложению и вычитанию чисел в пределах 20.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закреплять вычислительные навыки (знания учащимися нумерации чисел в пределах 20, их состава, умения сравнивать);
Вырабатывать у учащихся умение решать примеры и задачи;
Продолжать формировать навык работы с геометрическим материалом: определить и назвать геометрические фигуры.
Коррекционные задачи:
Корригировать внимание и память учащихся;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), ориентировку в пространстве;
Развивать связную устную речь учащихся, добиваясь полных ответов.
Воспитательные задачи:
Повышать мотивацию к учебе;
Воспитывать навыки работы в коллективе, самоконтроль;
Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Ход урока
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Сегодня на самоподготовке, вы выполните задание на карточке. Раскрасите картинку, подбирая цвета по результатам вычислений. |
|
Учитель выставляет оценки учащимся, объясняя оценку. |
Использование сюжета русской народной сказки на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIIII вида способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками программного материала по предмету, позволяет педагогу включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить личностно-ориентированный подход. На таких уроках учитель реализует принцип связи изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и уроков чтения, внеклассного чтения. Сюжет русской народной сказки можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач, дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников.
-
- Литература:
Морозова, Н.Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1965.
Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1976.
Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962.