Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Статья просмотрена: 5351 раз

Библиографическое описание:

Семенова, Н. С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников / Н. С. Семенова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2355/ (дата обращения: 20.04.2021).

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились.

В частности, ФГОС ВПО четко указывает на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей[1].

Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), но в чем-то их мнение вполне обоснованно. Однако, в свою очередь, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему бакалавру (специалисту) хорошую практику, ссылаясь при этом якобы на «вечную занятость». Тогда как у студента же зачастую отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают.

Мы понимаем, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в экономической сфере. Также иногда мы в значительной степени мы склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве.

Поэтому, для того, чтобы у наших выпускников не возникало трудностей в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике.

На всех уровнях государственной власти сейчас всё чаще говорится о необходимости усилить и укрепить сотрудничество вузов с предприятиями и организациями, что даст возможность студентам получить реальное представление о рабочей обстановке на производстве или в организации.

В связи с этим, в Технологическом институте – филиале ФГБОУ ВПО «УГСХА», взаимодействие с работодателями начинается уже в рамках профориентационной работы, и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

В нашем филиале налажены деловые контакты с работодателями, представителями работодателей многих государственных и бизнес – структур города и области, торговых предприятий таких как: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, ООО «Димитровградский комбинат мясопродуктов», СПК «Филипповский», ООО «Димитровград – молоко», ООО «Симбирск – Бройлер», СПК им. В.И. Ленина, ЗПСС – филиал ОАО «Ульяновскхлебпром», ЗАО «Тандер» гипермаркет «Магнит», ООО «Спортторг», ООО «Продовольственная компания» и др.

Мы внедрили практику участия работодателей, представителей от работодателей в работе круглых столов, посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудоустройства выпускников, разработки учебных планов, мониторинга оценки выпускников, преподавание специальных дисциплин представителями бизнес-структур и др. Следует отметить, что большинство работодателей и их представителей являются выпускниками Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО «УГСХА».

Все наши усилия, в первую очередь, направлены на повышение качества подготовки выпускников, в которых важная роль отводится формированию долгосрочных партнерских отношений с работодателями.

Ежегодно мы проводим анкетирование работодателей с целью выявления уровня удовлетворенности и требований работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников нашего филиала.

Выяснилось, что наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста, по мнению работодателей, оказывают: способность работать в коллективе, команде 80,6%; уровень практических знаний и умений 66,7%; уровень профессиональной общетеоретической подготовки 47,2%, навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ 27,8%, эрудированность, общая культура 27,8%, способность воспринимать и анализировать новую информацию, разные идеи 58,3%; уровень базовых знаний и навыков 36,1%, готовность к дальнейшему обучению 57,1%; нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие 27,8%, навыки управления персоналом 36,1%; осведомленность в смежных областях полученной специальности 27,8%; способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 35,7%; владение иностранным языком 14,3%.

Степень удовлетворенности работодателей уровнем профессиональной подготовки работающих выпускников отражена на рис.1.

Рис.1. Удовлетворенность работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников, в %


Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство работодателей отмечают удовлетворенность качеством подготовки выпускников филиала.

Одновременно мы проводим мониторинг и среди студенческого сообщества, выясняя, как они сами оценивают собственные перспективы на рынке труда.

Анализ ответов респондентов показывает, что треть выпускников оптимистично оценивает свои шансы при трудоустройстве 36,8%, и такое же количество опрашиваемых, готовы работать не по специальности (при условии высокого заработка) 36,8%. Тогда как 19,8% согласны работать в любом месте, куда смогут устроиться и лишь 14,0% опрашиваемых испытывают неуверенность в способности трудоустройства на работу.

Мы видим, что большинство студентов не отмечают особого волнения по поводу возможных сложностей при трудоустройстве. Видимо, это связано с тем, что студенты, прежде всего, думают о текущей учебе, а не о перспективах. Однако ситуацию нельзя назвать исключительно благоприятной, так как совсем не беспокоящихся не так много. Поэтому нельзя исключить, что перед нами может встать задача проведения ряда превентивных мероприятий по работе с выпускниками, которые помогут снизить текущую неопределенность и беспокойство.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент квалификация (степень) "Бакалавр"). Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. N 17837. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 544.

Основные термины (генерируются автоматически): большинство работодателей, выпускник, ООО, подготовка кадров, профессиональная подготовка выпускников, работодатель, Технологический институт, трудоустройство выпускников, удовлетворенность работодателей.

Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков); Завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере...)

Работодатели должны учитывать то, что большинство выпускников вузов не имеет профессионального опыта, так как они ищут работу впервые. В Ростовской Области несколько лет активно действует программа «Первое рабочее место».

Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект

Значит, большинство выпускников удовлетворены своим профессиональным выбором и уровнем профессиональной подготовки в университете. В вопросе о предпочтениях в отношении сферы деятельности (коммерческой или государственной)...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Качество подготовки молодых специалистов, востребованность выпускников является

Школа – колледж – предприятия – заказчики кадроввузы.

Работодатели – заказчики кадров принимают активное участие в образовательном процессе по следующим направлениям

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Работодатели же от выпускников вузов ожидают такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, сильную профессиональную подготовку.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы современного образовательного учреждения [8].

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы... Экономика социальной работы | Статья в журнале «Молодой...»

Выпускники вузов как кадровый резерв для малого бизнеса

Работодатели неоднозначно оценивают изменения в качестве подготовки современных выпускников вузов: около четверти (26 %) указали на то, что за последние пять лет качество подготовки выпускников в вузах ухудшилось, по мнению 40 % — что не изменилось, и 30...

Похожие статьи

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков); Завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

трудоустройство, выпускники вузов, распределение выпускников, стаж работы, профессиональная ориентация.

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере...)

Работодатели должны учитывать то, что большинство выпускников вузов не имеет профессионального опыта, так как они ищут работу впервые. В Ростовской Области несколько лет активно действует программа «Первое рабочее место».

Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект

Значит, большинство выпускников удовлетворены своим профессиональным выбором и уровнем профессиональной подготовки в университете. В вопросе о предпочтениях в отношении сферы деятельности (коммерческой или государственной)...

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Качество подготовки молодых специалистов, востребованность выпускников является

Школа – колледж – предприятия – заказчики кадроввузы.

Работодатели – заказчики кадров принимают активное участие в образовательном процессе по следующим направлениям

Почему выпускники вузов не работают по специальности

Работодатели же от выпускников вузов ожидают такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, сильную профессиональную подготовку.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы современного образовательного учреждения [8].

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы... Экономика социальной работы | Статья в журнале «Молодой...»

Выпускники вузов как кадровый резерв для малого бизнеса

Работодатели неоднозначно оценивают изменения в качестве подготовки современных выпускников вузов: около четверти (26 %) указали на то, что за последние пять лет качество подготовки выпускников в вузах ухудшилось, по мнению 40 % — что не изменилось, и 30...