Библиографическое описание:

Абзалова С. С. Интеграция предметов гуманитарного цикла в старших классах [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 75-76.

Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного образования. Они призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом. Научить ребенка жить не только для себя, но и для других является целью уроков гуманитарного цикла.

В условиях модернизации системы образования к этим предметам предъявляются новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в современном обществе.

Необходимым компонентом государственных образовательных программ становятся межпредметные связи. При интегрированном обучении появляется возможность показать школьникам мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию личности, формированию его творческого мышления. Реализация такого подхода к организации учебного процесса дает учителю возможность решать универсальные задачи:

  1. систематизировать и обобщать знания учащихся, расширять их кругозор;

  2. формировать у ученика целостную картину мира;

  3. способствовать разностороннему развитию личности школьника;

  4. развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

  5. эмоционально развивать учащихся, основываясь на использовании художественной литературы и искусства;

  6. насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе усвоения основ наук.

Формы проведения интегрированных уроков могут быть самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия., урок-телепередача, урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и т.д..

Наиболее интересными для старшеклассников являются процессы, происходящие с человеком, его чувствами, характером, потребностями, интересами. Именно поэтому удачными получаются интегрированные уроки обществознания и литературы, истории, биологии, МХК. Например, в 8 классе изучение тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы современности» можно связать с именами таких русских классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехова, М. Пришвин, К. Паустовский, а также представителями современной литературы: Р. Рождественский, Э.Асадов, Е. Евтушенко, В. Астафьев, В. Распутин и другие.

Завершая тему «Глобальные проблемы современности», совместно с учителями литературы, биологии, химии можно провести урок-исследование «Вода – это жизнь». Кроме научных сведений о воде, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат отрывки из литературных произведений, творческие работы. Ученики готовят проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: «Вода – всему голова», «Вода в русской живописи», «Образ воды в музыке», «О чем скорбишь, мое село?», «Плач родной речки» и др.

Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной исследовательской работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.

В ходе подготовки и проведения таких интегрированных уроков и внеклассных мероприятий учащиеся получают широкий круг знаний, что позволяет формировать у них целостную научную картину мира и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал.

В настоящий урок жизни, доброты, душевной щедрости превращается урок-дискуссия по теме «Роль денег в жизни человека» (тема «Товар и деньги» (8 класс), «Деньги» (10 класс), который проводится совместно с учителем литературы, с приглашением известных в селе меценатов и спонсоров, нумизматов, руководителя школьного музея. В ходе урока организуется дискуссия на основе прочитанных ранее учащимися художественных произведений русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В. Гоголь «Мертвые души» (образ Плюшкина), О. Бальзак «Гобсек». Обращение к известным образам классической литературы дает школьникам возможность увидеть, к чему приводит человека страсть к обогащению, как распадается его душа, превратившись в заложника денег.

При изучении темы «Закон и власть», «Правонарушения и виды юридической ответственности» провожу урок-суд. Для размышления на уроке обращаюсь к роману Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание», повести Ч. Айтматова «Плаха», произведениям В. Астафьева «Печальный детектив», «Людочка», повестям В. Распутина «Пожар», «Живи и помни». На примере этих художественных произведений школьники учатся оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости. При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме нравственных проповедей: «Совесть – мерило ценности человека», «Береги честь смолоду», «Жизнь с идеалом и без», «Бог – это наша совесть» и др.

При прохождении тем по правовому блоку практикую уроки в форме творческой защиты прочитанных книг русских литераторов о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве, ущемлении основных прав человека в обществе, обратившись к произведениям М. Булгакова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Д. Лихачева, А. Солженицина, Р. Гамзатова, А. Твардовского, А. Рыбакова и др.

При изучении темы: «Семья» (8 класс), «Семья и брак» (11 класс) целесообразно использовать произведения русской классической и современной литературы о семье: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (семья Лариных), М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н. Толстой – повести «Детство», «Юность», романы «Война и мир», «Анна Каренина», В. Астафьев рассказ «Уроки французского», повесть «Людочка», А. Алексин «Домашний совет» и др. Когда есть реальные наглядные примеры, созданные в художественной литературе, учителю обществознания бывает легче объяснить детям суть сложных общечеловеческих понятий.

Интегрированные уроки обществознания и литературы способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.

Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарного цикла, уроках гуманитарного цикла, старших классах, материалами периодической печати, «Глобальные проблемы современности», предметов гуманитарного цикла, уроков гуманитарного цикла, современной литературы, дисциплин гуманитарного цикла, основу современного гуманитарного, интегрированных уроков, уроки обществознания, изучении темы, жизни человека, картину мира, представителями современной литературы, предметов филологического цикла, художественных произведений, предметов художественно-эстетического цикла, образам классической литературы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос