Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безденежных, Г. А. Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста / Г. А. Безденежных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2254/ (дата обращения: 20.04.2024).

Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить либо полностью нейтрализовать указанные нехорошие тенденции [1].

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества) [2].

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Концепция тренировки, по определению В.К. Бальсевича, – пока единственная научно-обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека [3].

В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созревание организма. Он способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы. В связи с этим дошкольное детство нельзя упускать не только для сохранения, но и укрепления и формирования здоровья. Одним из наиболее важных факторов, способствующих этому, может быть оптимальная физическая нагрузка на организм – определенная величина физических упражнений [1; 2].

В течение учебного 2010/11 года нами была реализована система физкультурно-оздоровительной тренировки для детей старшего дошкольного возраста.

Нами был составлен физкультурно-оздоровительный комплекс занятий, рассчитанный на 10 недель. Физкультурно-оздоровительный комплекс был разделен на 3 периода:

  1. Общеподготовительный период.

  2. Период специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных занятий.

  3. Соревновательно-тренировочный период.

Продолжительность каждого периода составляет 3-4 недельных микроцикла.

Микроцикл представляет собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из 2 занятий одного типа в структуре недели, в котором решаются конкретные задачи. Данный комплекс физкультурно-оздоровительной тренировки был внедрен в учебно-воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).

В соответствии с программой «Детство» большее количество времени уделялось обучению и совершенствованию выполнения основных видов движений. На каждом учебном занятии выполнялись упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, и для удобства планирования и построения занятий, объединенные по направленности воздействия в три группы.

Таблица 1

Характеристика комплекса физкультурно-оздоровительной тренировки

Период

Задачи и

основное содержание периода

Общеподготовительный

Продолжался в течение 3 недель и включал в себя 6 занятий академического и учебно-тренировочного типа. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий, преимущественного развития ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий и подвижных игр. В течение проведения общеподготовительного периода физическая нагрузка распределялась таким образом, что к окончанию периода интенсивность, величина и объем физической нагрузки постепенно увеличивалась.

Специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных занятий

Продолжался в течение 3 недель, в него вошли 6 физкультурно-тренировочных занятий учебно-тренировочного и тренировочного типа. В этот период физическая нагрузка достигает своего максимума. На этом этапе решались задачи повышения уровня физической подготовленности, развития основных физических качеств. Продолжается развитие скоростно-силовых и силовых способностей, выносливости на основе активного внедрения в учебно-воспитательный процесс специального адаптированного для дошкольников метода круговой тренировки.

Соревновательно-тренировочный

Длительность периода составила 4 недели. В его состав вошли 8 физкультурно-тренировочных занятий. В начале периода дети выполняют задания на повышение качества выполнения основных видов движений, совершенствования основных двигательных умений и навыков. В середине периода проводятся соревнования в основных видах движений, соревнования по подвижным играм, эстафетам. В последнюю неделю периода физическая нагрузка снижается.


Для проверки эффективности разработанного комплекса физкультурно-тренировочных занятий, эффективности распределения величины, объема и интенсивности физической нагрузки нами был проведен ряд исследований. Исследование проходило в МБДОУ №193 г. Красноярска. Исследование проходило в период с 01.02.2011 по 12.04.2011, в исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

Исследования были направлены на выявление динамики основных гемодинамических показателей – частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови (ЧСС, СО, МОК).

Данные показатели отражают адаптацию организма к физическим нагрузкам и, следовательно, повышение уровня физической работоспособности организма. Данные показатели измерялись до и после применения физкультурно-тренировочного комплекса, данные показатели измерялись до и после каждого физкультурного занятия и отслеживалась динамика их изменения [4; 5].

Также для оценки эффективности разработанного нами физкультурно-тренировочного комплекса нами в начале и конце периода у детей принимались контрольные упражнения, которые отражают проявление основных физических качеств:

  1. Прыжок в длину с места.

  2. Прыжок вверх с разбега.

  3. Прыжок в высоту с места.

  4. Метание груза 250 гр.

  5. Метание набивного мяча.

Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к следующим выводам.

Реализованная в течение учебного 2010/11 года система физкультурно-оздоровительной тренировки для детей старшего дошкольного возраста позволила повысить у детей уровень физической и функциональной подготовленности.

Это выражается в приросте показателей контрольных упражнений, характеризующих проявление основных физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. В результате внедрения в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, разработанного физкультурно-оздоровительного комплекса занятий нам удалось добиться прироста результатов во всех контрольных испытаниях, наибольшего прироста мы добились в показателях, характеризующих проявление скоростно-силовых качеств (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования уровня физической подготовленности

Показатели

До исследования

После исследования

t

p

Прыжок в длину, см

115±30,77

119±13,33

0,578

Недост.

Прыжок вверх
с разбега, см

41±5,13

45±2,56

3,659

<0,01

Прыжок в высоту
с места, см

31±6,36

35±2,62

2,450

<0,05

Метание груза 250 гр., см

541±61,07

564±63,61

1,289

Недост.

Метание набивного
мяча, см

269±30,77

313±76,92

2,520

<0,05


Уровень функциональной подготовленности мы оценивали по динамике основных гемодинамических показателей, по реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и адаптацию организма детей старшего дошкольного возраста к физической нагрузке.

По окончании исследования результаты, полученные нами при изучении показателей систолического объема крови представили в виде графиков
(Рис. 1).

Рис.1. Динамика систолического объема крови в ходе проведения исследования, мл

За время проведения исследования у детей снизилась ЧСС в покое, что говорит о более экономной работе сердца в состоянии покоя и характеризует адаптацию организма к физической нагрузке. В начале проведения исследования ЧСС в покое составляла 97 ударов в минуту, после проведения исследования этот показатель снизился до 90 ударов в минуту. Систолический и минутный объем крови также снизились в состоянии покоя. Динамика изменения СО и МОК при физической нагрузке зависела от типа физкультурного занятия и характера физической нагрузки.

Результаты, полученные нами при изучении показателей минутного объема крови, представили также в виде графиков (Рис. 2).

Рис.2. Динамика минутного объема крови в ходе проведения исследования, л

Подводя итоги исследования, направленного на выявление эффективности разработанного комплекса физкультурно-тренировочных занятий, эффективности распределения величины, объема и интенсивности физической нагрузки мы пришли к следующим выводам:

  1. За время проведения исследования нам удалось добиться повышения уровня физической подготовленности, что выражается в приросте результатов контрольных упражнений, характеризующих уровень развития основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

  2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса физкультурно-тренировочных занятий, включающих в себя три периода с четким распределением величины и интенсивности физических нагрузок, обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что позволяет достичь более высокого уровня работоспособности.


Литература:
  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

  2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.

  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – 287 с.

  4. Завьялов А.И. Биопедагогика или спортивная тренировка. - Красноярск: МП "Полис", 1992. - 64 с.

  5. Завьялов А.И. Таблица систолического объема сердца // Теория и практика физической культуры. – 1978. – №8. – С. 62-65.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая нагрузка, старший дошкольный возраст, физкультурно-оздоровительная тренировка, занятие, основной вид движений, показатель, ребенок, физическая подготовленность, дошкольное детство, набивной мяч.

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы.

Обоснование технологии использования национальных...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний

Методика проведения национальных и подвижных игр детей... игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч...

Методика обучения основным видам движения по...

ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Игры спортивного характера как основное средство развития... ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Физкультурное занятиеосновная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое качество, качество, процесс игры, ребенок среднего, физическое воспитание, развитие детей.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность. Игры спортивного характера как основное средство развития...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный теннис, заключительная часть, двигательная активность, физическая нагрузка.

Особенности физической подготовленности старших...

Основные термины (генерируются автоматически): показатель, физическая подготовленность старших дошкольников, набивной мяч, ребенок, психическое развитие, Бег, наклон туловища, возрастная норма, бег зигзагом, физическое развитие.

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы.

Обоснование технологии использования национальных...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний

Методика проведения национальных и подвижных игр детей... игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч...

Методика обучения основным видам движения по...

ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Игры спортивного характера как основное средство развития... ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Физкультурное занятиеосновная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое качество, качество, процесс игры, ребенок среднего, физическое воспитание, развитие детей.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность. Игры спортивного характера как основное средство развития...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный теннис, заключительная часть, двигательная активность, физическая нагрузка.

Особенности физической подготовленности старших...

Основные термины (генерируются автоматически): показатель, физическая подготовленность старших дошкольников, набивной мяч, ребенок, психическое развитие, Бег, наклон туловища, возрастная норма, бег зигзагом, физическое развитие.