Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в средней школе

3. Система образования
7
Поделиться
Аннотация
В статье анализируются современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографическое описание
Васильева, Н. Ю. Современные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в средней школе / Н. Ю. Васильева, И. А. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/17920.


В статье анализируются современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: современные технологии обучения и воспитания, образовательный процесс, дети с ограниченными возможностями здоровья.

The article analyzes modern technologies for teaching and educating children with disabilities.

Keywords: modern technologies of education and upbringing, educational process, children with disabilities.

От учителейтребуютчуда,аесли чудосвершится,никтоне удивляется.

Мария-Эбнер Эшенбах

Современное общество в ситуации перманентной трансформации меняет условия жизни и сознание людей, внося существенные коррективы в социальное мышление. Мир сегодня стал информационно единым. Но во всем этом информационном потоке так одиноко блуждает «особая» детская душа.

Сегодня всё больше и больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, которые ограничивают его возможности полноценно познать мир и почувствовать на себе все краски окружающей действительности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, чьё здоровье является преградой в полноценном изучении общеобразовательных программ вне особых условий обучения [1; с. 39]. Обучающиеся с ОВЗ имеют самые разнообразные нарушения развития:

– проблемы со слухом;

– проблемы со зрительным восприятием действительности;

– проблемы с речевым аппаратом;

– нарушение опорно-двигательной системой;

– нарушение интеллектуального мышления;

– расстройство эмоций и чувств и др.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной, так как с каждым годом увеличивается численность учащихся данной группы [1; с. 40]. Однако в связи с информатизацией общества появляются новые возможности их адаптации в социальной среде. Поэтому персональный подход к каждому школьнику и специальная индивидуальная программа для детей с ОВЗ — главные преимущества в работе инклюзивной школы.

Внедрение инновационных педагогических и информационных технологий в образовательное пространство играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении и воспитании обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики [2; с. 12]. Учитель-предметник ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

К инновационным технологиям, способствующих достижению успеха и преодолению проблемных зон в изучении предметов ребенка с ОВЗ, можно отнести:

– Технология разноуровневого обучения, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, дает возможности развития индивидуальным способностям учащихся [3; с. 46]. (Цель технологии — овладение базовыми знаниями и умениями, направленными на возможность для своего дальнейшего развития).

– Коррекционно — развивающие технологии, направленные на реализацию такими детьми своих потенциальных возможностей и условий для успешного развития, дающие возможность обучающимся вступать в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает [3; с. 46].

– Технология проблемного обучения, направленная на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы [1; с. 47].

– Игровые технологии, позволяющие делать учебный процесс увлекательным, что способствует в дальнейшем появлению активного познавательного интереса школьников.

– Информационно-коммуникационные технологии позволяют улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры [4; с. 18]. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.

– Технология нравственного воспитания, способствующая воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; укрепляет развитие и становление у детей гуманной позиции по отношению к окружающим его людям; развивает самовоспитание [3; с. 47].

– Здоровьесберегающие технологии, основные задачи которых сохранение, поддержание и обогащение здоровья, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в процессе обучения.

– Метод проектов, целью которого является стимулирование интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению [3; с. 48].

Использование новых технологий отвечает современным требованиям государственных стандартов общего образования, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве [4; с. 17].

И какие бы технологии не использовались в образовательной среде, важно понимать, что дети-инвалиды не должны оставаться один на один со своими проблемами, они должны общаться со своими здоровыми сверстниками, посещать общественные места, развиваться, проявлять свои способности и просто радоваться успеху, получая удовольствия от жизни. Каждому человеку, а особенно ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье.

Главной же проблемой ребёнка с ограниченными возможностями остается разрыв его связи с общественным миром, в ограниченности мобильности в тех или иных ситуациях, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Ребёнок, имеющий инвалидность, зачастую, удивительно талантливая, душевно богатая личность.

Таким образом, задача современной школы обеспечить возможность реализации инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ, апробации новых педагогических технологий, способствующих не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияющих на эмоциональную сферу каждого обучающегося.

Литература:

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. — М.: ООО «Аспект», 2005.
  2. Левитас Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.
  3. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания, 2010.
  4. Соколенко Г. В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№ 4.-С.83–87.
  5. Шутенко, А. В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий [Электронный ресурс] / А. В. Шутенко. — Режим доступа http://pedsovet.su/ — 09.05.2016.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный