Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лунёва, С. Л. Применение принципов кондуктивной педагогики в работе с детьми, страдающими сахарным диабетом / С. Л. Лунёва, Н. В. Афанасьева, Н. П. Горожанкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17839/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы раскрывают применение принципов эффективной методики «кондуктивные игры» в обучении детей с сахарным диабетом.

Ключевые слова: кондуктивная педагогика, кондуктивные игры, дети с заболеванием сахарный диабет.

С термином «кондуктивная педагогика» знакомы, наверное, не очень многие. Кондуктивная педагогика — это система интенсивной реабилитации лиц с нарушением моторики, которая охватывает все аспекты развития: физическое, коммуникативное, языковое, эмоциональное, образовательное, бытовое. Впервые эту методику начали применять в Будапеште, её автором является профессор Андраш Петё, поэтому у неё есть и другое название — система Петё.

Кондуктивная педагогика — это эффективная методика обучения детей с множественными проявлениями инвалидности, в том числе детей с детским церебральным параличом. Сегодня этот метод широко используется в Великобритании, Бельгии, Израиле, Голландии, Японии, Германии, Канаде.

Как же оказалось возможным использование кондуктивной педагогики в ключе работы с детьми, страдающими сахарным диабетом?

В переводе с латинского языка Кондуктивная Педагогика означает Направленное обучение.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик» — это дошкольное учреждение, которое с 2000 года посещают дети с заболеванием сахарный диабет. Поэтому перед педагогами стоят такие задачи: как сохранение и укрепление здоровья этих детей, так и воспитание у них сознательного и грамотного отношения к своей болезни.

Решение поставленных задач невозможно без знаний особенностей течения этого заболевания. Поэтому факт заинтересованного и грамотного участия детей, страдающих сахарным диабетом в своём лечении, принятие себя, обеспечение успешной социализации, развитие навыков самоконтроля, достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета, становится попросту невозможным без участия самого ребёнка. Обучение детей самоконтролю заболевания, включающему самостоятельное определение уровня сахара крови и многому другому, является одним из важнейших звеньев лечения диабета. Сахарный диабет является особым хроническим заболеванием, при котором главную действующую роль в лечении и контроле над ним играет сам больной и его семья.

Любому человеку независимо от того, болен он диабетом или нет, в связи с широкой распространенностью этого заболевания необходимо знать о нём, как можно больше. Это поможет вовремя распознать основные признаки болезни и незамедлительно обратиться к врачу. Поэтому работа в дошкольном учреждении ведётся со всеми детьми группы, а не только с теми, кто болен.

В нашем дошкольном учреждении формирование сознательного и грамотного отношения к этой болезни осуществляется посредством реализации дополнительной программы «Азбука укрепления здоровья» для детей дошкольного возраста с заболеванием сахарный диабет.

Главная идея программы показать детям и их родителям, что жизнь с диабетом возможна, что главный тезис «Диабет — не болезнь, а образ жизни» — не просто фраза, а реальность для них.

Программа реализуется через образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей в ходе режимных моментов и предполагает решение следующих задач:

— Передача детям, страдающим сахарным диабетом, в доступной форме максимального объема информации о болезни, о принципах лечения, режиме питания, отдыха.

— Обучение детей больных сахарным диабетом методам самоконтроля, «управления» своей болезнью.

— Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию через кондуктивные игры, деловые игры, беседы, практические упражнения-тренинги, настольно-печатные игры и т. д.

Педагогами нашего учреждения разработаны и созданы авторские кондуктивные игры, головоломки, ребусы для детей с сахарным диабетом. Они помогают детям в игровой форме узнать суть заболевания и научиться жить с ним в социуме. В играх большое внимание уделяется тренингу практических навыков у детей, таким как «Контроль обмена веществ», «Инсулиновая стратегия», «Планирование питания», «Неотложные состояния», «Физические нагрузки». К достаточно сложным играм и занятиям по теме «Планирование питания» изготовлены специальные «микроплакаты-карточки» с изображением различных продуктов и блюд. Используя их в качестве наглядных пособий, проводятся практические занятия по эквивалентной замене блюд в игровой форме, например, «День рождения», «В гостях», «Выход в кафе и т. п.

Вот некоторые варианты игр.

Лото «Продукты»

Цель: Уточнить знания детей, страдающих сахарным диабетом о продуктах, которые влияют и не влияют на течение заболевания.

Помочь детям преодолеть барьер отчуждения между детьми.

Приучать детей к выполнению несложных правил, нужных для противостояния болезни в жизненных ситуациях.

Учить детей осмысливать свои действия и действия партнеров по игре, оценивать свои знания и знания товарищей.

Участники: Педагог-кондуктолог, дети (от 2 до 4).

Условия игры: играть можно в детском саду (воспитатель, дети, родители, медсестра) и дома (ребенок, родители).

Материал:

Большие карты по количеству играющих детей, маленькие карточки

Правила игры:

I вариант:

Ведущий раздает участникам большие карты с изображением продуктов, маленькие карточки оставляет у себя.

Ведущий показывает детям маленькую карточку. Игрок, у которого есть такая карточка, называет и объясняет, почему он выбрал этот продукт, затем закрывает ей свою картинку.

Выигрывает тот, кто первый закроет всю карту.

II вариант:

Ведущий не показывает, а описывает маленькую карточку. Игрок называет ее и закрывает ей свою картинку и объясняет, почему выбрал этот продукт.

III вариант:

Ведущий описывает маленькую карточку.

Игрок называет ее, говорит, когда может есть этот продукт, в каком количестве на 1 хлебную единицу (1ХЕ).

Проигравший тот, кто не закрыл большее число карточек.

Игра заканчивается обсуждением не закрытых карточек у проигравшего игрока.

Игра «Когда и как часто измерять сахар мочи и крови?»

Цель: Закрепить знания детей о том, что чем чаще измерять состояние сахара в крови, тем лучше можешь судить о состоянии своего обмена веществ.

Уточнить, что в «плохие» дни сахар необходимо измерять чаще, чем в «хорошие».

Участники:

Педагог-кондуктолог;

Эксперты — все дети, страдающие сахарным диабетом;

Ход игры:

Педагог предлагает пример:

Свете 8 лет, она 3 года болеет диабетом. Она всегда чувствует себя хорошо, совсем здоровой. У нее не бывает слишком низкого сахара крови. Она проверяет мочу 4 раза в день и почти всегда находит в ней 2, 3 или 5 % сахара. Показатели сахара в крови 10ммоль/л.

Хорошо ли компенсирована Света?

Эксперты отвечают по «солнышку».

Врач дает правильный ответ.

Нет! Света плохо компенсирована. Хотя она всегда хорошо себя чувствует, и диабет вроде бы не влияет на нее, но слишком много сахара выделяется с мочой, и слишком высок сахар крови. Компенсация обмена веществ у нее могла бы быть много, много лучше.

2 пример:

Мише 7 лет, он 4 года болен диабетом. Миша также делает анализ мочи на сахар 4 раза в день. Сахара в моче чаще всего нет, сахар в крови от 3,9 до 9 ммоль/л. У Миши хорошие друзья, он играет в подвижные игры. Чувствует себя хорошо, 1–2 раза в неделю у него бывают очень легкие гипогликемии (низкие сахара). В это время он быстро съедает один-два куска сахара и снова хорошо себя чувствует.

Хорошо ли компенсирован Миша?

Эксперты отвечают по солнышку.

Врач дает правильный ответ.

Да! Миша хорошо компенсирован. При хорошо компенсированном диабете у детей могут быть случайные легкие гипогликемии. О хорошей компенсации диабета говорит то, что в моче нет сахара, а уровень глюкозы лежит между 3,9 и 9 ммоль/л

Деловой театр

«Продуктовый магазин »

Цель: Совершенствовать знания детей, страдающих сахарным диабетом, в том, какие продукты они могут покупать для себя в продуктовом магазине.

Учить детей умению объяснять, с какой целью покупает тот или иной продукт.

Участники:

Педагог-кондуктолог;

Продавец — ребенок

Покупатели — дети

Материал: карточки с изображением продуктов питания

Ход игры:

Ведущий объясняет продавцу и покупателям их роль.

Продавец должен предлагать покупателям купить любые продукты (мед, конфеты, колбаса, печенье, шоколад, яблоки, виноград, апельсины, бананы, хлеб, минеральная вода, сок, рыба, ягоды, помидоры, огурцы, горох и т. д.)

Покупатель может купить только те продукты, которые ему можно есть, объясняет, когда и сколько он может съесть те или иные продукты.

Ведущий-эксперт оценивает правильность покупки.

Примеры:

«Мне нельзя есть сладкое, но я купил мед. Я съем 2 чайные ложки меда, когда у меня будет гипогликемия (низкий сахар), чтобы быстро повысить сахар крови».

«Я купил минеральную воду, мне необходимо ее пить, в те дни, когда у меня очень высокий сахар крови».

«Я купила бананы, могу съесть половину банана во время второго завтрака. Половина банана составляет 1 ХЕ. Мне на второй завтрак достаточно 1 ХЕ, если у меня сахар крови в норме».

«Я не буду покупать торт, потому что в нем очень много углеводов, если я его съем, то у меня повысится сахар крови, и я буду плохо себя чувствовать».

Занятия по программе, кондуктивные игры проводит педагог-кондуктолог, владеющий знаниями в области педагогики, медицины, психологии, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры, который ищет пути мотивации деятельности ребёнка, чтобы выявить его возможности, изменить отношение к жизни и своему месту в ней. В переводе с английского «кондуктор» означает «проводник, инструктор», который с одной стороны является проводником нужд ребенка с ОВЗ в большой мир, а с другой — адаптером многообразного социума. Его целью является адаптация ребёнка к повседневной жизни, в которой присутствует диабет.

Основными направлениями деятельности педагога-кондуктолога являются:

— Организация и проведение кондуктивных игр для детей, страдающих сахарным диабетом;

— Оказание помощи в получении специальных знаний о заболевании детьми-инвалидами;

— Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, родителям и педагогам в виде индивидуальных консультаций, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.

Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей инвалидности, правильно поставленная цель даёт ребенку должную мотивацию к занятиям, повышает самооценку. Интенсивность этой методики предполагает непрерывное участие ребенка в различных видах деятельности, где каждый этап развития усиливается и поддерживается педагогом, детей учат думать и действовать в различных ситуациях.

Дети играют в группах, где к каждому ребенку применяется индивидуальный подход и где процесс обучения и реабилитации является нераздельным. На какое-то время группа становится для детей коллективом, в котором происходит их жизнь. Именно в ней создаются условия для социализации. Находясь в группах, дети могут сравнивать себя друг с другом, получать поощрения, ощущать радость и восторг от достигнутого успеха. Менее активный ребенок находится рядом с активным, более понятливым, чтобы первый мог подражать своему соседу, наблюдая за его правильными действиями.

В ходе занятия педагог-кондуктолог не подгоняет ребёнка при выполнении той или иной задачи, а наоборот, его целью является побуждение человека к самостоятельным действиям, развитие инициативы. Все задания сопровождаются проговариванием каждого действия. Главная задача педагога-кондуктолога предоставить ребёнку необходимые условия для возможности активного самостоятельного планирования и проделывания каких-либо действий и выявления их смысла.

Педагог готовит ребенка к новой жизненной ситуации, предлагая ему специальный набор обучающих заданий. Они помогут ребенку использовать в полном объеме полученные знания, адаптироваться к изменившемуся окружению, предстоящей интеграции.

По убеждению последователей профессора Петё, кондуктивная педагогика — это не система педагогики, это система жизни, интенсивного взаимодействия между кондуктором (педагогом, матерью, близкими людьми) и ребенком, в которой значительная роль отведена мотивации для преодоления инвалидности. И только тогда, когда происходит мобилизация интересов педагогов, родителей, и ребенка, достигается положительный результат.

Литература:

  1. https://stupenki-kabinet.ru/metody-raboty/298-konduktivnaya-pedagogika.html
  2. https://rosopeka.ru/articles/2975/87236/

Ключевые слова

кондуктивная педагогика, кондуктивные игры, дети с заболеванием сахарный диабет

Похожие статьи

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР

В статье авторы предлагают использовать при работе с детьми с общим недоразвитием речи такой приём, как игровая образовательная ситуация.

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Похожие статьи

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Использование игровой образовательной ситуации в работе с детьми с ОНР

В статье авторы предлагают использовать при работе с детьми с общим недоразвитием речи такой приём, как игровая образовательная ситуация.

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями

В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.