Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ

7. Дефектология
1
Поделиться
Библиографическое описание
Фадеева, Ю. А. Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XL Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/471/17547.


Речевой режим это система требований и мероприятий, направленных на закрепление произносительных навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) — особенные, а потому нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Типичные особенности детей с ОВЗ:

– отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

– низкий темп выполнения заданий;

– низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

– низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);

– низкая самооценка;

– повышенная тревожность;

– нарушение координации движений;

– низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

– трудности в понимании инструкции;

– нуждаются в постоянной помощи взрослого.

Специальные условия для образования детей с ОВЗ:

– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

– предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.

Работа учителя — логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.

Логопедическое сопровождение направлено на формирование и развитие фонематических процессов; звукопроизношения; лексического запаса и грамматического строя речи; связной речи; неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание приемов и навыков самоконтроля); чтения и письма; моторики.

Одним из важных аспектов работы с детьми с ОВЗ является формирование речевой среды .

Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития.

В логопедической практике использую поощрение за успехи, своевременную и тактичную помощь каждому обучающемуся, развиваю в нём веры в собственные силы и возможности.

Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.

Понятие речевого режима включает в себя систему следующих мероприятий :

  1. Речь учителя-логопеда, как образец.

Основные фонетическиехарактеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:

– отчётливость артикуляции ;

– контролируемый темп речи ;

– модулируемая громкость голоса ;

интонационная сторона речи.

  1. Систематический контроль за произношением детей.

Соблюдать речевой режим не только на занятиях, но и в других режимных моментах ещё более важно, так как это даёт больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения, формирует потребность в правильной речи у обучающихся с ОВЗ.

  1. Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.

В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Эти слова представляются в графическом виде — записываются на доске, табличке, указываются знаки словесного ударения.

Объясняя новый материал, учитываются психосоматические особенности детей с ОВЗ и теоретический материал подкрепляется примерами из жизненного опыта обучающихся.

  1. Значительная часть времени (от 2/3 от объёма занятия) отводится на речь детей.

Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.

  1. В занятие включена «Речевая зарядка».

Чаще всего её речевым материалом служат понятия, термины, сложные для произнесения слова, чистоговорки, скороговорки.

При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, их дифференциацию.

Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ат-мос-фер-ный и т. д.

В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса.

  1. Для контроля за произношением используются фразы:

перед ответом обучающегося

(«Говори громко!», «Говори правильно!»);

одобрение

(«Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);

замечания , если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом даю образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).

Учащиеся-логопаты используют на занятии «Памятку красивой речи»

  1. Чётко проговаривай слова.
  2. Дыши правильно.
  3. Говори свободно и уверенно.
  4. Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.
  5. Излагай мысль последовательно.
  6. Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.
  7. Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.

Логопед говорит с обучающимися спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричит!).

Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда обучающимся с ОВЗ легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия.

К вышеперечисленным рекомендациям необходимо отнести правильное использование учителем — логопедом невербальных средств общения (посредством образов, интонации, жестов, мимики) , его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Знание логопедом образовательной организации названных рекомендаций, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи — это залог успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
  2. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. — М., 1980.
  3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М. 1990.
  4. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Кн. Для логопеда. М., 2007.
  5. Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  6. Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (на материале речевого поведения учащихся 1–4 классов). Воронеж, 2004.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный