Речевой режим — это система требований и мероприятий, направленных на закрепление произносительных навыков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) — особенные, а потому нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Типичные особенности детей с ОВЗ:
– отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
– низкий темп выполнения заданий;
– низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
– низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
– низкая самооценка;
– повышенная тревожность;
– нарушение координации движений;
– низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
– трудности в понимании инструкции;
– нуждаются в постоянной помощи взрослого.
Специальные условия для образования детей с ОВЗ:
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
– предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
– и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.
Работа учителя — логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.
Логопедическое сопровождение направлено на формирование и развитие фонематических процессов; звукопроизношения; лексического запаса и грамматического строя речи; связной речи; неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание приемов и навыков самоконтроля); чтения и письма; моторики.
Одним из важных аспектов работы с детьми с ОВЗ является формирование речевой среды .
Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития.
В логопедической практике использую поощрение за успехи, своевременную и тактичную помощь каждому обучающемуся, развиваю в нём веры в собственные силы и возможности.
Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.
Понятие речевого режима включает в себя систему следующих мероприятий :
- Речь учителя-логопеда, как образец.
Основные фонетическиехарактеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:
– отчётливость артикуляции ;
– контролируемый темп речи ;
– модулируемая громкость голоса ;
– интонационная сторона речи.
- Систематический контроль за произношением детей.
Соблюдать речевой режим не только на занятиях, но и в других режимных моментах ещё более важно, так как это даёт больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения, формирует потребность в правильной речи у обучающихся с ОВЗ.
- Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.
В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Эти слова представляются в графическом виде — записываются на доске, табличке, указываются знаки словесного ударения.
Объясняя новый материал, учитываются психосоматические особенности детей с ОВЗ и теоретический материал подкрепляется примерами из жизненного опыта обучающихся.
- Значительная часть времени (от 2/3 от объёма занятия) отводится на речь детей.
Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.
- В занятие включена «Речевая зарядка».
Чаще всего её речевым материалом служат понятия, термины, сложные для произнесения слова, чистоговорки, скороговорки.
При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, их дифференциацию.
Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ат-мос-фер-ный и т. д.
В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса.
- Для контроля за произношением используются фразы:
– перед ответом обучающегося
(«Говори громко!», «Говори правильно!»);
– одобрение
(«Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);
– замечания , если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом даю образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).
Учащиеся-логопаты используют на занятии «Памятку красивой речи»
- Чётко проговаривай слова.
- Дыши правильно.
- Говори свободно и уверенно.
- Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.
- Излагай мысль последовательно.
- Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.
- Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.
Логопед говорит с обучающимися спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричит!).
Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда обучающимся с ОВЗ легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия.
К вышеперечисленным рекомендациям необходимо отнести правильное использование учителем — логопедом невербальных средств общения (посредством образов, интонации, жестов, мимики) , его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Знание логопедом образовательной организации названных рекомендаций, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи — это залог успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
- Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. — М., 1980.
- Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М. 1990.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Кн. Для логопеда. М., 2007.
- Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
- Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (на материале речевого поведения учащихся 1–4 классов). Воронеж, 2004.

