Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело»
Автор: Раушкина Алла Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 29.10.2022
Статья просмотрена: 94 раза
Библиографическое описание:
Раушкина, А. В. Использование метода проектов при обучения студентов СПО специальности «Банковское дело» / А. В. Раушкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17528/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор раскрывает преимущества проектного метода обучения в среднем профессиональном образовании.
Ключевые слова: проектное обучение, рабочее место, банковский продукт.
Преподавание дисциплин по специальности «Банковское дело» предполагает использование в своей работе различных педагогических технологий.
Современное состояние образования поставило перед преподавателями задачу — развитие у студентов самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Одной из современных педагогических технологий, обеспечивающей творческое и дифференцированное обучение является применении технологии проектного обучения.
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше.
Теоретические концепции Д. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли, что с большим увлечением выполняется учащимся только та деятельность, которая выбрана им самим. В России эти идеи первым реализовал С. Т. Шацкий.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Учебное проектирование — это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Технология проектного обучения — это совместная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Преимущество данной технологии в том, что она учит анализировать конкретную проблему, структурировать полученные знания и устанавливать причинно-следственные связи, а так же развивает умение работать с информацией. Являясь исследовательским методом, такая технология учит анализировать конкретную проблему и искать пути ее решения.
Использование технологии проектного обучения позволяет охватить совокупность проблемных методов, таких как обучение в малых группах, сотрудничество, ролевые игры, дискуссии. А так же позволяет использовать дифференцированный подход к обучающимся.
Данная технология мной использована при проведении итогового контроля учебной дисциплины «Банковский маркетинг».
В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценка.
Рис. 1. Комплексный характер метода проектов
Студенты разрабатывают индивидуальный проект банка по заданным условиям и представляют его на итоговом занятии. Исходя из тех услуг и продуктов, которые предлагает банк, в зависимости от ориентации на клиента определяются банковские операции, формируется организационная структура банка, необходимое оборудование рабочего места, и требования к персоналу. А так же определяется стратегия продвижения банковского продукта в условиях ближайших конкурентов. Таким образом, проявляются как метапредметные, так и внутрипредметные связи.
Требования к содержанию проекта «Концепция банка»:
— Титульный лист
— Представление банка
— Организационная структура банка
— Клиенты банка
— Классификация банковских услуг и банковских продуктов
— Банковские операции
— Ближайшие конкуренты
— Стратегия продвижения на рынок банковского продукта (услуги)
— Конкурентоспособность услуги
— Стоимость банковской услуги
— Функции персонального менеджера, требования к персоналу.
— Рабочее место.
— Банковское оборудование рабочего места.
— Мотивация сотрудников.
— Социальная значимость представленного проекта.
Учебный проект может выполняться индивидуально, но наиболее эффективно его выполнение в совместной групповой работе. Поэтому, формы работы были выбраны мной индивидуальная (3 человека) и групповая (2–3 человека готовили 1 проект).
Правила защиты проекта включает в себя:
— Порядок выступления определяется жеребьевкой;
— На каждое выступление отводится не более 10 минут;
— Не перебивать других участников;
— Можно задать не более 3 уточняющих вопросов;
— Ответ должен подкрепляться аргументом.
— Оценка выставляется одна от каждой группы, свою группу участники не оценивают.
— По окончании защиты подсчитывается суммарный балл. Проект, набравший большее количество баллов становиться победителем.
Встречаясь с конкретными проблемами в практической деятельности, обучающиеся вновь обращались к теории. Овладевая культурой проектирования, обучающиеся приучаются творчески мыслить и прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач.
Обучающиеся выполняют творческие проекты с применением информационных технологий. Результаты выполнения оцениваются как преподавателем, так и самими студентами. Таким образом, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Преподавателем разрабатывается правила защиты проекта и оценочный лист с указанием чётких критериев оценки.
Использование проектной деятельности обучающимся позволяет развивать как профессиональные компетенции, так и общие (социальные) компетенции: умение работать в команде, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой коммуникации и самопрезентации.
Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в результате использования проектной технологии у обучающихся наблюдается:
— формирование потребности приобретения знаний;
— формирование навыков анализа многообразной и, зачастую, противоречивой информации;
— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможности работы в группах;
— овладение техникой обоснования собственной позиции;
— развитие у студентов критического мышления;
— воспитание чувства взаимопомощи, что не маловажно;
— развитие профессиональных компетенций.
— развитие практических навыков и творческих способностей учащихся;
— развитие умения анализировать, ставить и решать проблему;
— формирование у студентов аналитического мышления;
— воспитание ответственности за самостоятельно принятые решения;
— формирование навыков коммуникации;
Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышление, более того, она немыслима без творческой мысли.
Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
Литература:
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010.
Похожие статьи
Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»
В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.
Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия
В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации
В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...
Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий
В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...
Деловая игра как инновационный метод обучения
Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего экономиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией. Дана характеристика игрового метода обучения.
Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда
В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.
Похожие статьи
Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»
В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.
Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия
В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации
В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...
Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий
В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...
Деловая игра как инновационный метод обучения
Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего экономиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией. Дана характеристика игрового метода обучения.
Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда
В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.