Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий / Ю. В. Волобуева, М. М. Посохова, О. Г. Жаркова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17523/ (дата обращения: 25.04.2024).



В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы дошкольной образовательной организации, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В ФГОС ДО большое внимание уделяется обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и коррекции развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействию родителей и дошкольного образовательного учреждения в рамках образовательной деятельности ребенка уделяется внимание в научно-исследовательских работах педагогов (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. А. Миронова, Н. В. Нищева и других авторов). Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, и выделяют одно из важных условий создания для родителей среды развития — это организацию правильного семейного воспитания таких детей. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития [2].

Очевидно, что старые формы взаимодействия с родителями постепенно уходят в прошлое. Современные родители грамотны и информированы, но вместе с тем очень заняты, поэтому они негативно относятся к лишней информации. Здесь становиться важным приоритеты новых стандартов образования, которые базируются на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе является одно из современных направлений в образовании, они помогают педагогам разнообразить формы поддержки коррекционно-образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников с ТНР. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной [1].

Положительный результат достигается только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников С ТНР на всем протяжении дошкольного детства. Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности ДОО является взаимодействие с родителями как одно из главных условий оптимизации педагогического процесса и социализации дошкольника, у которого имеются речевые нарушения. Важно сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь им в развитии своего ребенка.

К сожалению, во многих случаях, когда специалист начинает заниматься с ребенком, родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой перекладывания своих функций на специалистов, а призывает его участников к тесному сотрудничеству и взаимодействию. В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, небольшое количество родители, которые на должном уровне уделяют внимание преодолению речевых нарушений у детей, в основном родители не замечают недостатков в речи своих детей, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет [3].

Организация дистанционного обучения и создание социальных образовательных сетей и сообществ, цифровые технологии, позволят повысить родительскую компетентность и привлечь в коррекционно-развивающую деятельность семью. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

В МБДОУ «Колокольчик» система работы по данной проблеме реализовывается поэтапно:

  1. Подготовительный этап. Цель: определение целей и форм взаимодействия между родителями и учителем-логопедом. На данном этапе проводится анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства. Проходит установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм.
  2. Основной этап. Цель: организация индивидуально-ориентированного взаимодействия, индивидуальнаяподдержка родителей по преодолению речевых недостатков посредством онлайн-взаимодействия. На данном этапе, используются формы и методы работы с родителями, с помощью которых они могут поучаствовать в коррекционно-развивающей деятельности детей с ТНР.

Используются как традиционные по форме методы работы, так и оригинальные, нетрадиционные, с применением современных технологий, которые отвечают задачам и целям коррекционной деятельности ДОО. В первую очередь, это внедрение «телеобразования» родителей, то есть повышение компетентности родителей через web- консультирование, видео-занятия, видео-инструкции. Такой формат взаимодействия предполагает вариант организации коррекционно-развивающей деятельности с использованием виртуальной обучающей среды.

Для более эффективной работы применяются социальные сети. В частности создана группа для родителей, у которых дети с ТНР «ВКонтакте». В данной группе родители могут найти интересующие их материалы по проблемам речевого развития. Консультации, мастер-классы, различные картотеки: артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастик, игр на развития слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи и т. д. Родители стали инициаторами создания фото- и видеоальбомов «Наши достижения», в интернет группе «Вконтакте» проходят опросы, обсуждения, дискуссии на интересующие темы, созданы странички: «Домашнее задание для отсутствующих детей» [4].

Организация «виртуального участия ребенка в детском саду» осуществляется на разных этапах: виртуальное включение ребенка в коррекционную деятельность в первой половине дня возможно по согласованию с родителями и при их непосредственном участии; виртуальное включение ребенка в коррекционную деятельность во второй половине дня. Особенностью участия ребенка в жизни группы именно во второй половине дня может стать его желание присоединиться к тем видам деятельности, которые осуществляются в данный временной период [5].

  1. Заключительный этап. Цель: повышение компетентности родителей в вопросах в вопросах речевого развития детей с ТНР. На заключительном этапе создана «Семейная медиатека», она направлена на организацию коррекционно-образовательного пространства для родителей. Медиатека включает в себя большую базу материала в электронном формате, который можно применять в домашних условиях. 1. Игротека — игры по разным направлениям. 2.Советы логопеда: где представлены конкретные практические рекомендации, памятки, буклеты, видео-консультации, видеоролики. 3. Картотека: артикуляционной гимнастики, логоритмики, биоэнергопластики и т. д. 4. Адреса порталов и сайтов, на которых можно найти полезные коррекционно-развивающие занятия для детей. 5. Домашние задания по лексическим темам, направленные на закрепление пройденного материала, упражнения развивающего характера.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий при взаимодействие с родителями воспитанников с ТНР — это необходимость, которая обусловлена современными реалиями. Применение ИКТ при работе с семьями воспитанников, дали положительные результаты: многие родители стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса, они стали понимать, что их вовлечение в образовательный процесс, заинтересованное участие в коррекционной деятельности своих детей важное условие профилактики и коррекции речевого развития их собственных детей.

Литература:

  1. Андрианова, Л. А. Инновационные подходы в информационно-просветительской работе с семьёй // Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. — Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. — 570 с.
  2. Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 431–433.
  3. Левизова, О. О. Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях цифровизации образования — URL: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17097 (дата обращения 19.01.2022г.)
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. Детство-Пресс, 2005.
  5. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаики-Синтез, 2007. — С.132–135.