Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 14.10.2022

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Низамова, А. Т. Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах / А. Т. Низамова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17479/ (дата обращения: 20.04.2024).



Современная образовательная среда школы — это социальный институт, состоящий из многих компонентов, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. И помочь в этом можем мы — учителя, создавая развивающую среду в урочной и внеурочной деятельности.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци). Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности.

Если ориентироваться на современные требования к процессу обучения, то начинаешь задумываться о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок сделал маленький шажок в своём развитии. Ребёнок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечён процессом обучения, активно участвует в деятельности, познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. То есть урок — это кусочек его жизни.

При планировании уроков одной из главных задач для меня является формирование у учащихся умение пользоваться информацией, предоставленной в разных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального способа в решении практических задач. Для этого я на уроке очень часто использую проектные задачи, в которых описывается ситуация, вплотную приближённая к реальным условиям жизни.

Решая проектные задачи, мы учим школьников ставить цели, учим работать в коллективе, контролировать и оценивать свои и чужие действия. Ничто не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело. Еще Л. С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве, завтра он становится способен выполнять самостоятельно». Я целенаправленно организую совместную учебно-познавательную деятельность.

По типу проектные задачи могут быть предметными и межпредметными.

Хочу предложить вашему вниманию проектные задачи, которые использую на уроках

Математика

Нужно в классе сделать ремонт. Составьте смету и определите общую стоимость ремонта.

Расход настенной краски 150 г/ м 2 . В одной банке 2 кг. Цена банки 400 рублей

Расход половой краски 250 г/ м 2 . В одной банке 3 кг. Цена банки 610 рублей

Расход водоэмульсионной краски 180 г/ м 2 . В одной банке 3 кг. Цена банки 860 рублей

Сначала дети измеряют и считают площадь поверхности (пол, потолок и стены), затем определяют необходимое количество материала, после количество банок, и уже в конце составляют смету.

Наименование товара

Общая площадь

Расход

Количество банок

Цена

Стоимость

Краска зелёная

Водоэмульсионная краска

Краска коричневая

ИТОГО

При решении данной задачи нужно разделить класс на группы. Одна группа измеряет потолок, другая — стены, третья — пол. Каждая группа делает расчёт для своей поверхности. Затем все вместе считают полную стоимость всего ремонта.

Русский язык

Работа со словами из словаря. Работа идёт по схеме. Например, дети выбрали слово МЕДВЕДЬ

  1. Запиши слово, поставь ударение.
  2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
  3. Отметь, где написание расходится с произношением.
  4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
  5. Составь предложение со словом.
  6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
  7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
  8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или — подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
  9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
  10. Найди фразеологизмы, пословицы, поговорки с этим словом.

При выполнении данного задания, у детей совершенствуется умение находить правильную информацию в художественной литературе, словаре, энциклопедии и грамотно её систематизировать. У них отрабатываются навыки правописания, развивается внимание, пополняется словарный запас.

Образец работы

  1. Медвѐдь.
  2. Медведь — 7 б., 6 зв., 2 сл.
  3. М е две д ь. [м’ и д в’ э т’]
  4. Медведь — крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
  5. Медведь ест малину.
  6. Медведь — медвежонок, медведица, медвежья.
  7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
  8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
  9. Идёт медведь между елками,

Бредёт медведь между берёзками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

  1. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Окружающий мир

При изучении полезных ископаемых, раздать детям виды полезных ископаемых и попросить их оказать консультативную помощь гостям из других планет и разработать рекомендации по использованию природных ископаемых

Название полезного ископаемого

Историческая справка (как образовались)

Месторождения (работа с картой)

Свойства (цвет, запах, твёрдость, растворимость, прочность и т.д)

Для чего используют, где применяют

Данную работу можно выполнять в парах. Это задание совершенствует умение работать с разными информационными источниками. У детей вырабатывается читательская компетентность.

Проектных задач очень много в интернете, я их люблю составлять и сама. В 4 классе у детей формируется умение составлять такие задачи самостоятельно.

Допустим, мы пригласили гостей и хотим их вкусно накормить. Первое, что мы делаем — это берём кулинарную книгу и выбираем подходящий рецепт. Но вот проблема, наш рецепт рассчитан на 4 порции, а к нам придёт 9 человек! Опираясь на рецепт, сформулируйте задачу:

На 4 порции готового блюда нужно взять 1 кг говядины, 4 средние луковицы, 12 небольших картофелин, 4 штуки моркови, 100 гр. сливочного масла. Сколько нужно взять продуктов на 9 порций?

Запишите данные задачи в таблицу:

Продукт

4 порции

9 порций

Мясо, г

1000

?

Лук, шт

4

?

Картофель, шт

12

?

Морковь, шт

4

?

Сливочное масло, г

100

?

Решение:

Сначала найдём количество продуктов, необходимое на 1 порцию, а потом умножим его на 9 (нужное количество порций):

Мясо

1000:4*9=250*9=2250 (г) Выразим граммы в килограммы: 2250 г=2 кг 250 г

Лук 4:4*9=9 (шт.)

Картофель 12:4*3=9 (шт.)

Морковь 4:4*9=9 (шт.)

Сливочное масло 100:4*9=225 (г)

Полученные результаты сведём в таблицу:

Продукт

Количество на 9 порций

Мясо

2кг 250г

Луковицы

9 шт

Картофель

9 шт

Морковь

9 шт

Сливочное масло

225г

В результате работы над проектными задачами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что такая работа даёт хорошие результаты в воспитании и обучении детей, является условием развития индивидуальных способностей, повышает мотивацию к учебной деятельности, подготавливает детей к успешному выполнению всероссийских проверочных работ. Такие задачи развивают функциональную грамотность у учащихся.

Литература:

  1. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Воронцова А. Б. — М.: Просвещение, 2011. — 149 с.
  2. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2-х вып. п. 2. / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение. 2012. — 144 с.
  3. Проектные задачи в начальной школе: Методические рекомендации для учителя / авт.-сост. В. В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.