Эффективность семейного воспитания
Автор: Ряховская Юлия Дмитриевна
Научный руководитель: Лысухин Антон Михайлович
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 08.10.2022
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Ряховская, Ю. Д. Эффективность семейного воспитания / Ю. Д. Ряховская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17457/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире, существует множество точек зрения относительно значимости семейного воспитания. Ученые склонны предполагать, что эффективность воспитания ребенка зависит от наличия или отсутствия определенной программы воспитания и педагогических знаний. Несомненно, каждая семья самостоятельно выбирает путь воспитания своих детей, во многом этот путь зависит от воспитания и опыта самих родителей, прожитого в юном возрасте.
Ключевые слова: семья, ребёнок, воспитание, дети, семейная психология.
Семья — это небольшая группа людей, связанных кровным родством, а также брачным союзом, как правило, проживающих на одной территории и разделяющих общий хозяйственный быт. Важность воспитания ребенка в семье, несомненно, доказана как учеными, так и простым житейским опытом. Однако на эффективность семейного воспитания влияет множество факторов, которые со временем предопределяют процесс адаптации ребенка в обществе.
Можно выделить такие факторы как:
а) наличие или отсутствия, определенной родителями, программы воспитания;
б) организованность родителей в вопросе воспитания ребенка;
в) способность родителей правильно оценивать возрастные особенности ребенка;
г) возможность родителей учитывать индивидуальные особенности ребенка;
д) умение давать верную оценку поведения;
е) способность анализировать действия ребенка, их причины и последствия;
ё) личная заинтересованность самих родителей в воспитании своих детей.
Отметим, что последний фактор является одним из определяющих всех вышеперечисленных.
К сожалению, нельзя сказать, что каждая семья ответственно подходит к воспитанию собственных детей. Этот факт, от части, объясняет наличие в обществе людей, склонных к делинквентному поведению, но не является определяющим. У всех родителей своё понимание и подход к вопросу семейного воспитания. Одни разрабатывают собственные программы воспитания с ранних лет, ежедневно анализируют поведение своего ребенка и стремиться скорректировать поставленную программу под его индивидуальные особенности. Другие же считают, что для должного воспитания достаточно одеть, обуть, накормить, дать деньги на карманные расходы, в общем обеспечить материально, остальное же придет с житейским опытом. Конечно, такой подход не является гарантией должного семейного воспитания.
Несомненно, к вопросу воспитания следует подходить ответственно, поскольку во многом, подобные действия отразятся на эффективности.
Воспитание — целенаправленная, осознанная деятельность по обеспечению ребенка условиями для должного духовного развития. Однако, создание специальных программ и обеспечение определенными условиями, не достаточно для эффективного воспитания.
Ни для кого не секрет, что с самого раннего возраста дети копируют поведение своих родителей. В свою очередь многие родители склонны копировать поведение своих отцов и матерей, по отношению к ним в детстве, что может служить косвенным опытом, применяемым по отношению к собственному ребенку. Однако такой опыт может быть, как негативным, так и положительным. Тем не менее, если родители в своё время претерпели негативный косвенный опыт, это не обозначает, что они станут плохими воспитателями для своего ребенка. Многие люди, достигшие зрелого возраста, в состоянии проанализировать такой опыт, и сделать выводы, благодаря которым, им удастся избежать ошибок, совершаемых предыдущим поколением. Часто такие люди, способны хорошо представлять себя на месте своего ребенка, что позволяет легче учитывать их интересы, потребности и способности в разном возрасте.
Положительный косвенный опыт, получаемый родителями в детстве, так же способствует благоприятному климату в семье и эффективному воспитанию.
Дети, в определенной мере являются отражением своих родителей. Именно поэтому, родителям необходимо, следить за своими действиями, поступками и словами. Поскольку даже самая продуманная программа по воспитанию, учитывающая индивидуальные особенности, способности, а также умение давать верную оценку и анализ поведению, будут не эффективными, в случае если слова и действия родителей в корне отличаются от того, что они преподносят своему ребенку.
К составлению эффективной программы воспитания следует подходить последовательно, наперед продумывая каждый шаг. В первую очередь следует учитывать возрастные особенности:
а) интересы определенного возраста;
б) способности на имеющимся этапе развития;
в) возможность выполнения поставленной задачи.
Так, например, когда ребенок находиться в малолетнем возрасте, необходимо помнить, что воспитаннику проще будет даваться познание окружающего мира в форме игры. Благодаря игре, ребенок может получить не только удовольствие от самого процесса, но и получить необходимый социальный опыт, испытать на себе разные роли, узнать их значение и обязанности.
По достижению ребенком более старшего возраста от игры можно перейти к учению. Учение — деятельность, направленная на познание окружающего мира путем приобретения ребенком новых знаний и изучением различных дисциплин.
Важной составляющей эффективного семейного воспитания является и объем контактов между родителями и детьми. Чем чаще ребенок сможет без волнения и переживаний задать волнующие его вопросы, а родители будут готовы на них адекватно ответить, тем эффективнее и быстрее он начнет усваивать общественные ценности.
Эффективное семейное воспитания — это не простая работа, оно требует большой ответственности и внимания по отношению к ребенку. Личная заинтересованность родителей в воспитании, играет в этом ключевую роль и является точкой старта, в достижении поставленной цели. При этом, всегда стоить помнить и о том, что пример и авторитет родителей являются важнейшими составляющими эффективного семейного воспитания, так как с малых лет ребенок неосознанно копирует поведение тех, кто каждый день находятся с ним рядом. Конечно, даже в нашем современном мире, не существует идеальной программы воспитания, которая подходила бы каждому. Однако, в силах каждого родителя создать программу, идеально подходящую для собственного ребенка.
Похожие статьи
Влияние семьи на воспитание детей
Несомненно, главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в семье в детском возрасте, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значит...
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности
В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...
Влияние образа жизни будущих родителей на здоровье детей
В данной статье рассматривается состояние здоровья семьи в отношении родителей, привитие навыков здорового образа жизни детям и регулирование и умение корректировки состояния организма в количественном и качественном отношении. В эпоху глобальной мод...
Влияние ценностей в семье на становление и развитие личности ребенка
В данной статье автор раскрыл влияние ценностей на становление и развитие личности ребенка. Важность семьи как института вытекает из того, что ребенок проводит большую часть своей жизни в семье и что никакой другой институт не может конкурировать с с...
Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства
Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».
Гендерные различия в адаптации первоклассников к школе
Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях, выявленных в уровне школьной мотивации и незначительных в самооценке учащихся, следовательно, гипотеза доказана частично и говорит о существовании гендерных различий в адаптации первок...
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...
Похожие статьи
Влияние семьи на воспитание детей
Несомненно, главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в семье в детском возрасте, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значит...
Семья как фактор социализации
В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности
В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...
Влияние образа жизни будущих родителей на здоровье детей
В данной статье рассматривается состояние здоровья семьи в отношении родителей, привитие навыков здорового образа жизни детям и регулирование и умение корректировки состояния организма в количественном и качественном отношении. В эпоху глобальной мод...
Влияние ценностей в семье на становление и развитие личности ребенка
В данной статье автор раскрыл влияние ценностей на становление и развитие личности ребенка. Важность семьи как института вытекает из того, что ребенок проводит большую часть своей жизни в семье и что никакой другой институт не может конкурировать с с...
Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства
Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».
Гендерные различия в адаптации первоклассников к школе
Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях, выявленных в уровне школьной мотивации и незначительных в самооценке учащихся, следовательно, гипотеза доказана частично и говорит о существовании гендерных различий в адаптации первок...
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста
Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...