Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Читинском медицинском колледже

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Поделиться
Библиографическое описание
Щетинина, О. А. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Читинском медицинском колледже / О. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17175/.


В статье рассмотрены методы преподавания одной из ведущих проблем инфекционной патологии ВИЧ-инфекция. Рост инфицированности населения РФ диктует важность этой проблемы. Рассмотрена преемственность в формировании знаний по клинике, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции при обучении студентов и дальнейшем повышении квалификации средних медицинских работников. Приведены формы и методы обучения, в т. ч. с использованием электронного дистанционного обучения.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, инфекционные болезни, профилактика, диагностика, преемственность, вирус иммунодефицита человека, медицинское образование, повышение квалификации, образовательные учреждения, санитарно-просветительная работа .

ВИЧ-инфекция является одной из самых актуальных медико-биологических проблем современности. «Проблема ВИЧ-инфекции становится одной из наиболее актуальных проблем, связанных со здоровьем населения Российской Федерации и планеты в целом». [5] В процессе моего 15-летнего опыта работы по обучению студентов Читинского медицинского колледжа и средних медицинских работников на курсах повышения квалификации различные аспекты ВИЧ-инфекции рассматриваются как единицы учебных программ. Студенты ГПОУ «Читинского медицинского колледжа» при прохождении обучения изучают раздел ВИЧ-инфекции на курсе «Инфекционные болезни», а далее медицинские работники в процессе повышения квалификации не просто повторяют уже пройденный материал, но и знакомятся с новыми аспектами ВИЧ-инфекции, новыми требованиями по профилактике — таким образом формируется принцип преемственности при изучении ВИЧ-инфекции.

Актуальность. Проблема изучения вопросов клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции нарастает по мере развития эпидемии на территории Российской Федерации. Пандемическое распространение ВИЧ-инфекции приводит к тяжелейшим социально-экономическим последствиям: обеспечение лечения, диагностики и социальное обеспечение ВИЧ-инфицированных требуют значительных материальных ресурсов. Число людей, живущих с ВИЧ, во всем мире удвоилось и достигло 40 миллионов человек. В России зарегистрировано на 01.10.2021г. — 1 546 017 ВИЧ-инфицированных (показатель-1053,5). На 1 февраля 2022г. в Забайкальском крае зарегистрировано с прибывшими 8792 ВИЧ-инфицированных (показатель 834,6) наблюдается резкий рост инфицированности и заболеваемости ВИЧинфекцией по данным формы мониторинга Центра СПИД в Забайкальском крае. [9]

Несмотря на то, что в эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста, и среднего возраста. Превентивное обучение в области ВИЧ-инфекции позволяет не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у обучающихся установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Молодёжь — мощный ресурс в профилактической деятельности.

Особенное внимание к проблемам профилактики ВИЧ-инфекции следует уделять в, так называемых, уязвимых контингентах, к числу которых относятся студенты медицинских колледжей, а также средние медицинские работники, которые в наибольшей мере подвержены профессиональному инфицированию в процессе трудовой деятельности. Необходимо проводить информационно просветительские мероприятия среди молодого населения, которое подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ.

Целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор социального поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ. Актуальность проблемы профилактики ВИЧинфекции обусловлена ещё и тем, что будущая трудовая деятельность сегодняшних студентов станет фундаментом для модернизации и развития системы здравоохранения Российской Федерации. Обучение студента в колледже является важной ступенью на пути становления и профессионального роста будущего специалиста [8, 11].

Образовательная среда имеет огромный ресурс для влияния на систему ценностей обучающихся, позволяет реализовывать профилактические программы различного уровня. Применение различных подходов к профилактике возможно только в образовательной среде, что повышает ее значение. Студенты, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни. В проведении профилактической работы в группе здоровых предусматривается сочетание дидактических и интерактивных методов в процессе предметного обучения.

Организационными формами деятельности по предупреждению ВИЧ-инфицирования в образовательном учреждении могут быть фрагменты практических занятий и отдельные занятия и лекции в рамках таких дисциплин, как инфекционные болезни и ВИЧ, эпидемиология, а также в рамках программ переобучения и повышения квалификации на отделении дополнительного образования. Студенты-медики знакомятся с различными аспектами ВИЧ-инфекции при изучении инфекционных болезней, начиная с первого курса. Например, уже при изучении курса «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекция» первокурсники рассматривают ВИЧ-инфекцию как одну из глобальных проблем человечества. В рамках темы «ВИЧ-инфекция» практического занятия студенты разбирают вопросы показателей инфицированности в РФ, на отдельных территориях субъектов РФ и в Забайкальском крае.

В настоящее время в РФ год от года происходит рост количества новых случаев заражения ВИЧ. В частности, по результатам совместной работы меня как преподавателя ОДО и обучающихся средних медицинских работников была опубликована статья «Компетентность сестринского персонала в вопросах профилактики гемоконтактных инфекций » ,в которой было показано, что медицинские работники стремятся к знаниям по профилактике ВИЧ-инфекции в своей профессиональной деятельности и выполняют мероприятия по предупреждению инфицирования, а также разрабатывают стандартные операционные процедуры при аварийных ситуациях и ставят вопросы по обеспечению средствами индивидуальной защиты от гемоконтакных инфекций. Статья заняла 3 –е место в учебно-исследовательской конференции ГПОУ «Читинский медицинский колледж» «Наука, здоровье, профилактика» и участвовала в ХП межрегиональной конференции (с международным участием) средних профессиональных образовательных учреждений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «Наука. Здоровье. Профилактика».

Существует определенный риск заражения у средних медицинских работников, имеющих дело со специальными манипуляциями, связанными с контактом с кровью и др. биологическими жидкостями пациента. Мероприятия по профилактике профессионального заражения ВИЧинфекцией медицинских работников регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3686–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к профилактике инфекционных болезней». [] Основной из установленных причин возникновения аварийных ситуаций было несоблюдение стандартных операционных процедур при работе с острыми инструментами и биоматериалом (57 %) и несоблюдение медицинскими работниками универсальных правил безопасности для защиты кожи и слизистых оболочек (57 %) при контакте с биоматериалом (83 %). К этой категории относятся случаи неиспользования барьерных средств защиты (халат, фартук, перчатки, очки или пластиковые щитки).

Студенты 1-ого и 2 -го курсов лечебное дело, медико-профилактического дело и стоматология, акушерское дело изучают технику безопасности в работе одноразовым и многоразовым инструментарием, медицинскими отходами. В процессе обучения на практическом занятии студенты проводят себе и однокурсникам диагностику ВИЧ с помощью экспресс-тестов.

Кроме того, в соответствии с утвержденной Минобрнауки России «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде» сотрудники медицинского колледжа принимают участие в различных мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции. Вопросы эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции поднимаются во время учебного процесса у студентов второго курса всех факультетов в рамках изучения дисциплины «Инфекционные болезни и ВИЧ-инфекция, «Эпидемиология» на курсах скорой и неотложной медицинской помощи. В процессе практического занятия студенты знакомятся с вопросами этиологии, механизмами и путями передачи вируса, группами риска заражения ВИЧ-инфекцией, изучают основные проявления заболевания, его последствия, а также меры первичной профилактики.

Помимо обсуждения основной проблемы, занятие предусматривает просмотр видеофильма по теме занятия. Продолжительность занятия 3- 4 часа, в зависимости от специальности. Также на отделении дополнительного профессионального образования проводятся практическое занятие и лекция по ВИЧ-инфекции, где обучающиеся изучают строение вируса, эпидемиологию и патогенез заболевания, методы диагностики. Тема практического занятия «ВИЧ-инфекции. Классификация. Механизм инфицирования вирусом CD4- лимфоцита. Группы риска. Стадии ВИЧ-инфекции. СПИД, проявления. Принципы диагностики ВИЧ-инфекции)» — 2–4 ч., в зависимости от специальности и с учетом профессиональной деятельности. Тема лекции «ВИЧ-инфекция. ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Механизм инфицирования вирусом CD4-лимфоцита. Стадии ВИЧ-инфекции. СПИД, проявления)" — 2 ч. Вниманию студентов рекомендованы разработанные учебно-методические пособия, а также красочные мультимедийные презентации практического занятия и лекции по данной теме https://www.youtube.com/watch?v=GVkzi5WdPmk&t=28s].

Студенты знакомятся с историей возникновения и распространения болезни, с историей открытия возбудителя, с историей борьбы с заболеванием, программами ЮНЕСКО. Эти вопросы обсуждаются на лекции и практическом занятии. На втором курсе рассматриваются законодательные акты, различные правовые аспекты ВИЧ-инфекции разбираются ситуационные задачи профессионального инфицирования медицинских работников на нескольких лекционных и практических занятиях.

Студенты знакомятся с правами ВИЧ-инфицированных пациентов, мерами их социальной защиты, а также с вопросами ответственности за намеренное распространение ВИЧ-инфекции. Изучаются права, обязанности и ответственность медицинских работников при работе с ВИЧ-инфицированными и в связи с потенциальным риском инфицирования пациентов, этическая сторона взаимоотношений медицинских работников и пациентов, инфицированных ВИЧ, соблюдения врачебной тайны. Рассматривается оперативная информация Центра СПИД Забайкальского края: инфицированность населения Забайкальского края и ее структура по полу, возрасту, социальным группам, путям передачи, вопросы организации медицинской помощи.

На лекции и практическом занятии по курсу повышения квалификации и профессионального переобучения рассматривается содержание программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, в том числе, гарантии государства при оказании медицинской помощи в связи с ВИЧ-инфекции в соответствие с ФЗ № 38 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека». [10]

Кроме того, на практических занятиях в темах «Первичная медико-санитарная помощь» и «Современные аспекты оказания акушерской помощи»" затрагиваются вопросы особенностей диспансерного наблюдения женщин и детей из групп риска в медицинских организациях общей сети — педиатрических и акушерско-гинекологических. При этом ВИЧ-инфекция остается одной из основных проблем охраны здоровья женщин и детей во всем мире. В настоящее время увеличилось число ВИЧ-инфицированных матерей. С начала 90-х годов ХХ века в Российской Федерации стали разрабатываться и внедряться в практическое здравоохранение программы, направленные на предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку [6].

Без эффективного лечения до 30 % ВИЧ-инфицированных матерей могут передать вирус своему ребенку, как правило, через грудное вскармливание, поэтому на курсах ОДО уделяется большое внимание вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди беременных и родильниц. В ходе занятий обсуждаются вопросы проведения профилактики вертикального пути заражения ВИЧ-инфекцией от матери к плоду во время беременности, родов или грудного вскармливания и, соответственно, применяются специальные схемы в три этапа: во время беременности, при родах и новорожденным. По данным Министра здравоохранения Скворцовой В. А. в 2020 году «97 % детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, родились здоровыми». Роль средних медицинских работников общей практики в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности неоценима.

Для студентов стоматологии профилактической ортопедической на четвертом курсе вопросы ВИЧ-инфекции освещаются в рамках связь с вредными привычками, проявления ВИЧ в полости рта. Контроль усвоения у студентов всех факультетов осуществляется с помощью тестовых заданий при промежуточном контроле знаний и устного собеседования в ходе проведения занятия. Основное внимание изучению ВИЧинфекции уделяется в рамках дисциплин «Инфекционные болезни» и «Эпидемиология инфекционных болезней». Необходимость изучения данной темы объясняется тем, медицинский работник любой специальности должен диагностировать ВИЧ-инфекцию на основании клинических и лабораторных данных, определять стадию болезни, проводить организационные, противоэпидемические и профилактические мероприятия. Посещая лекции и практические занятия, студенты лечебного, медико-профилактического дела, стоматологии, а также обучающиеся на отделении дополнительного образования, повышают уровень знаний на предыдущих курсах и рассматривают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, классификации, клинической картины, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции. Обучающийся по курсу инфекционных болезней после изучения темы «ВИЧ-инфекция» должен уметь:

– определять принадлежность пациента к «уязвимым» по ВИЧ-инфекции группам;

– проводить объективное обследование пациента с ВИЧ-инфекцией,

– выявлять признаки вторичных заболеваний на основе опорных диагностических признаков;

– проводить экспресс-тестирование на ВИЧ;

– осуществлять меры экстренной профилактики;

– соблюдать правила работы с медицинскими отходами;

– соблюдать правила противоэпидемического режима в инфекционном отделении, а также в отделениях иного профиля;

– в случае производственной травмы с повреждением кожных покровов, попаданием биологических жидкостей в рану или на слизистые оболочки уметь оказать первую помощь, знать принципы постконтактной профилактики;

– определять клинические и эпидемиологические показания к обследованию на ВИЧ-инфекцию;

– трактовать результаты лабораторных исследований (ИФА, иммуноблот, ПЦР).

Разбираются вопросы клинических проявлений оппортунистических заболеваний. Процесс диагностики ВИЧинфекции рассматривается с современных позиций: определение показаний к обследованию, проведение дотестового и послетестового консультирования. Разбираются направления профилактики ВИЧ-инфекции. Осуществляется решение ситуационных задач вовлечение обучающихся в образовательный процесс, кейсы помогают «проиграть» различные конкретные ситуации и проводятся дискуссии в малых группах. Студенты постоянно участвуют в работе конференций и форумов регионального, посвященных вопросам ВИЧ-инфекции.

С целью повышения эффективности дистанционного модульного образования как составного элемента непрерывного медицинского образования по специальности «Сестринское дело» разработаны и внедрены видео-презентации. Исходным материалом для презентаций, тестов задач служат лекции, доклады и выступления, подготовленные: профессорско-преподавательским составом Минздрава России; специалистами системы здравоохранения и практикующими врачами на тематических конференциях; подготовленные преподавателями демонстрационный материал активно использован в процессе обучения.

На основе исходного (первичного) материала создан онлайн-модуль обучения, представлен лекциями, слайдами и разноплановыми контрольными вопросами и тестовыми заданиями по материалам лекции. Основной задачей данного модуля является повышение эффективности и плотности информационного образовательного потока с помощью удобного и доступного обучения, воздействующего одновременно на различные анализаторы чувственного восприятия (зрение, слух, моторика). Основная задача данного модуля — оценка эффективности усвоения новых знаний; формирование обратной связи, диалога между обеими сторонами учебного процесса, т. е. между обучающимися и педагогами. ЭОР позволяет повысить эффективность и доступность медицинского образования: студенты повышают свой уровень подготовленности к практическим занятиям, зачету и экзамену, а обучающиеся отделения дополнительного образования — повысить свой профессиональный уровень, повысить квалификацию, организовать обучение в соответствие с современными требованиями.

Это обуславливает необходимость дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины в зависимости от будущей выбранной специальности. В связи со сложившейся непростой ситуацией, практические семинарские занятия проводились в онлайн режиме с применением иллюстраций, фотографий, рисунков, электронных атласов, визуализированных задач, видеофрагментов лечебного и диагностического поиска. Методические материалы, включали сведения сборников конференций. Лекционный материал излагался в виде мультимедийных презентаций. Обучающимся доступен электронный ресурс библиотеки, которые включают в себя российские и зарубежные источники. Есть возможность электронного поиска необходимой литературы на официальном сайте. Библиотека ГПОУ «Читинский медицинский колледж» укомплектована учебниками по дисциплине.

Вывод. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции представляет собой установление связи при обучении на разных стадиях: получения профессии и повышение квалификации. Преемственность охватывает не только освоение ОПОП, но и взаимодействовать между обучением и курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Реализация преемственности в образовании осуществляется с учетом содержания программы обучения студентов и их связи с программами профессиональной переподготовки. Уровень освоения выпускниками медицинского колледжа знаний по профилактике ВИЧ-инфекции позволяет будущему медицинскому работнику в результате обучения знать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни основы профилактики инфицирования ВИЧ.

Следует отметить, что инновационные процессы в сфере профессионального образования невозможно осуществить без участия работодателей — потенциальных заказчиков и потребителей кадров медицинских специалистов, а также без объединения усилий всего коллектива Читинского медицинского колледжа. А также без информационного сопровождения (информационное сопровождение процесса с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий — обеспечение специальными периодическими изданиями; обеспечение доступа к сети Интернет); нормативно-правового сопровождения (обновление нормативно-правовой базы); учебно-методического сопровождения (разработка основных профессиональных образовательных программ ОПОП ОУ СПО, создание условий их реализации). Таким образом, несмотря на изменения условий обучения процесс учебный материал был представлен в полном объеме.

Литература:

1. ФЗ № 52 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

  1. Направления развития среднего профессионального образования в российской федерации (протокол заседания коллегии Минпросвещения России от 23.10.2020 г.;

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»

4. Обучение, поддержка и защита обучающихся и работников образования, живущих с ВИЧ или затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции. Рекомендации по реализации Политики в отношении ВИЧ-инфекции в системе образования Российской Федерации

5. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологиии эпидемиологии [Электронный ресурс] / Антонова Т. В., Антонов М. М., Барановская В. Б. и др. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -

6. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями)

7. ВИЧ-инфекция и СПИД Национальное руководство Под редакцией академика РАН В. В. Покровского;

8. МАТЕРИАЛЫ XIII Ежегодного Всероссийского Конгресса по инфекционным болезням имени академика В. И. Покровского «Инфекционные болезни в современном мире: эволюция, текущие и будущие угрозы»

9. https://youtu.be/r11jOVeMqIA

10. http://kkib.sibhost.ru/sites/default/files/docs/prikazMZZK23.12.2015_776profetika.pdf

11. Максимова О. Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О. Г. Максимова, О. В. Пешиков // В мире научных открытий. — 2010. — № 4–17. — С. 148–149.

12. СП 3.3686–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к профилактике инфекционных болезней»

13. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде

14. https://www.youtube.com/watch?v=GVkzi5WdPmk&t=28s

15. https://www.youtube.com/watch?v=KFFcWew6C-w

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ВИЧ-инфекция
инфекционные болезни
профилактика
диагностика
преемственность
вирус иммунодефицита человека
медицинское образование
повышение квалификации
образовательные учреждения
санитарно-просветительная работа

Молодой учёный