Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимодействие воспитателя ДОО с родителями как условие организации семейного досуга старших дошкольников

4. Дошкольная педагогика
1
Поделиться
Библиографическое описание
Литвинова, Д. Н. Взаимодействие воспитателя ДОО с родителями как условие организации семейного досуга старших дошкольников / Д. Н. Литвинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17174.


Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Вместе с тем, содержательный досуг — средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры.

Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга.

Проблема исследования: каким образом воспитатель ДОО взаимодействует с родителями при организации семейного досуга старших дошкольников.

Досуг — это совокупность различных видов деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности личности [2].

Семейный досуг, по определению С. В. Лавренцовой — это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи [1].

В рамках данной темы в МАДОУ «Детский сад № 100 «Вербушка» г. Вологды было проведено анкетирование среди родителей подготовительной группы «Цветик-семицветик».

Цель анкетирования — изучение особенностей организации семейного досуга дошкольников. В анкетировании приняло участие 12 родителей.

Анкета состояла из вопросов открытого и закрытого типа. В основном вопросы были связаны с содержанием и формами организации семейного досуга.

Обработка ответов на вопрос «Чем занимается Ваш ребёнок/дети в свободное время?» показал, что дети чаще рисуют (12 человек). Довольно часто встречается ответ «смотрит телевизор» (5 человек) и «помогает по дому» (4 человека), так же присутствуют и такие ответы как «играет», «гуляет, играет в игрушки один», «гуляет» (по 1 человеку соответственно). К сожалению, никто из родителей не указал, что они играют с детьми в различные игры, ходят в театры или музеи.

Как показал анализ ответов на вопрос «Какое семейное хобби есть у Вашей семьи?», детям и родителям нравится заниматься творчеством (8 человек). Это может быть связано с интересом к творческой деятельности, обусловленное стремлением создать произведение искусства. Ответы «спорт» выбрали 3 человека и «фотографии» 1 человек. Трое опрошенных указали, что «нет семейного хобби», никто из родителей не ответил конкретно, чем они увлекаются, можно было указать такие ответы как, футбол, танцы, рыбалка, игры в настольные игры и т. д.

На вопрос «Какой досуг предпочитает Ваша семья?» большинство выбрали «совместные прогулки» (9 человек) и «отдых на природе» (7 человек). Можем предположить, что родители понимают значимость прогулок и стараются провести своё свободное время с детьми на свежем воздухе. Также присутствуют и такие ответы как «чтение книг» (2 человека) и «просмотр фильмов» (ответил 1 человек).

При ответе на вопрос «Обсуждаете ли Вы организацию семейного досуга в кругу семьи?» анализ показал положительные ответы (12 человек ответило «да»).

На следующий вопрос «Как часто Вам удаётся организовать семейный досуг?» из четырёх предложенных вариантов ответов, большинство выбрали «1–2 раза в неделю» (8 человек), так же «1–2 раза в месяц» (выбрали 4 человека). Можем предположить, что не все родители понимают значимость семейного досуга, либо имеют ограниченные ресурсы для его организации.

Обработка ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что уделяете достаточное внимание организации досуга своей семьи?» показала, что 7 из 12 человек ответило положительно.

Как показал анализ ответов на вопрос «Принимаете ли Вы участие в досуговых мероприятиях, организуемыми дошкольным образовательным учреждением?» из четырёх предложенных вариантов ответа выбрали такие как: «хотели ли бы, но нет времени/возможности» (выбрали 7 человек) и «всегда принимаем» (5 человек). Из этого можно сделать вывод, что не все родители имеют возможность принимать участие в досуговых мероприятиях в связи с занятостью.

На следующий вопрос «Хотелось бы Вам получать информацию от воспитателя по организации и проведению семейного досуга?» анализ ответов показал, что 11 из 12 человек ответили положительно. Данный вопрос говорит о заинтересованности родителей. Так же можно предположить, что не все родители знают, как организовывается семейный досуг и хотели бы расширить свои знания в данном направлении.

Вопрос «В какой форме Вы бы хотели получать информацию от воспитателя по организации и проведению семейного досуга?» помог выявить, в каких формах родители предпочитают получать информацию. Среди ответов преобладают «родительское собрание» и «буклет» (по 6 человек). Так же присутствуют такие ответы как «консультация» и «маршрут выходного дня» (выбрали по 3 человека).

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что атмосфера в семьях детей подготовительной группы «Цветик-семицветик» в целом благоприятная. Родители и дети в свободное время предпочитают заниматься творчеством и отдыхать на свежем воздухе. По результатам анкетирования можно сказать, что родители забывают или не знают про такие виды досуговой деятельности, как отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование. Отдыхать можно, катаясь на лыжах, рассматривая красивые вещи, слушая музыку, ухаживая за растениями и т. д. Под созерцанием понимается занятия творчеством, дидактические игры (Например: «Подбери слово», «Для чего нужен предмет?», «Да-нет», «Похоже не похоже» и т. д.), просмотр спектакля (Например: Театральная постановка «Волшебный цветок», Кукольный спектакль «Доктор Айболит», Кукольный спектакль «Рукавичка» и т. д.), забавы (например, такие игры как «Картошка», «Краски», «Колечко», «Съедобное-несъедобное» и т. п.). Самообразование возможно посредством чтения литературы, посещения музеев, выставок, театров, экспериментирование. Поэтому воспитатель в детском саду должен знакомить родителей с видами и формами досуговой деятельности, ведь именно в старшем дошкольном возрасте досуговая деятельность гораздо разнообразней.

Данное анкетирование проводилось в соответствии с разработанным годовым планом работы с родителями. Для того чтобы познакомить родителей с различными формами и видами семейного досуга, планируется разработать в рамках этого плана маршрут выходного дня «В гости к берёзке». Также разработать консультации: «Как прогуляться с ребенком в весенний парк с пользой», «Игра как средство приобщения родителей к организации семейного досуга». Разработать папку передвижку «9 Мая -День Победы!», а также буклет «Что можно рассказать детям о Вологде?».

Из вышесказанного следует, что досуг — это вид деятельности, осуществляемый в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека. Семейный досуг — это часть свободного времени, под которой понимается добровольное и совместное участие семьи в различных видах деятельности. Проведение досуга в жизни семьи очень важно, он укрепляет отношения и создаёт приятные воспоминания. Разнообразие форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям улучшать отношения с семьями, повышать педагогическую культуру родителей, укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную деятельность, организованную воспитателем. Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками.

Литература:

  1. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. — Текст: непосредственный.
  2. Бурмистрова Е. В Методика организация досуговых мероприятий: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бурмистрова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 150 с. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный