Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

4. Дошкольная педагогика
21.07.2022
367
Поделиться
Библиографическое описание
Майорова, О. Ю. Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства / О. Ю. Майорова, Н. К. Герасименко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17394/.


Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

К. С. Станиславский

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности, воображения, фантазии, формирует у детей целеустремленность, воображение, умение общаться друг с другом и со взрослыми. Задача воспитателя — использовать стремление детей к творчеству в полной мере, так как творческий потенциал взрослого человека зависит от того, насколько полно были использованы эти возможности. Ведь все ценности культуры, будь то музыка, картины, литература и прочее, все это является результатом деятельности творческого человека, человека способного на полет фантазии и воображения. В дошкольном возрасте у ребенка возникают потребности в творческой деятельности, реализации своего потенциала. Творчество дает ему возможность раскрыть свою личность, выразить себя.

В нашем детском саду в рамках реализации годовой задачи: совершенствование работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства мы решили познакомить детей с разнообразным миром театра. И не просто познакомить, а донести информацию быстро, интересно и творчески. Для этого мы создали лэпбук «Театр».

По мнению В. А. Домниковой, лэпбук — это универсальное пособие, которое может быть использовано при подведении итогов проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. [1] Он может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Зубарева Л. К. отмечает, что «лэпбук — это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы». [2]

Лэпбук «Театр», созданный нами, это доступное, современное, многофункциональное, мобильное средство для развития творческого потенциала детей. Он дает детям возможность развить в себе актерские данные, умение применить свой опыт, развить фантазию и воображение. Действуя с лэпбуком «Театр» дети превращают свое пребывание в детском саду в сказку. В ходе творческой деятельности с данным пособием ребенок расширяет свой эмоциональный опыт, радуется общению, творит. В работе с лэпбуком дети получают удовольствие не только от результата, но и от процесса. Эта работа позволяет детям включить полет фантазии, наладить общение со сверстниками, взрослыми, дает уникальный опыт работы со многими формами и пособиями одновременно. Работу с лэпбуком мы используем с детьми старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте они уже имеют некоторый опыт театральной творческой деятельности.

Цель нашего лэпбука «Театр» — расширение представлений детей о театре, как одном из видов искусства, воспитание интереса к театрально-игровой деятельности.

В процессе применения данного пособия мы поставили следующие задачи.

Образовательные:

— систематизировать знания детей о театре;

— познакомить детей с театром, разновидностями театра;

— закреплять знания детей о главных театральных профессиях, элементах театра;

— приобщить детей к театральной культуре.

Развивающие:

— развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников через театрализованные игры;

— развивать монологическую, диалогическую речь дошкольников;

— расширять кругозор через импровизацию в постановках на свободную тему;

— развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

— развивать художественную фантазию и вкус.

Воспитательные:

— воспитывать у детей доброжелательное отношение к собеседнику, умение контактировать;

— воспитывать театральную культуру.

Наш лэпбук «Театр» представляет собой двухстороннюю ширму из трех панелей. Они держатся на креплении.

В средней части размещены разнообразные карманы, в них наглядно –демонстрационный материал, с помощью которого дети могут узнать о разных театрах мира, познакомиться с основными театральными профессиями , а также с правилами поведения в театре . Также предложены дидактические игры «Расскажи сказку» и «Из какой сказки герой?», театральные загадки и раскраски. С помощью игр формируется доброжелательное отношение друг к другу, дети учатся правильно соединять детали в единое целое, а также отлично запоминают названия и персонажей знакомых сказок. В процессе игр они стремятся примерить на себя роль актера.

На боковых панелях расположен кармашек с настольной игрой «Собери сказку», кармашек «Кроссворды, лабиринты, головоломки, ребусы викторины по сказкам», «Часики эмоций», «Маски». Благодаря этим развивающим играм у детей расширяется словарный запас, развивается образное мышление, фантазия, воображение, интонационно-речевая выразительность, эмоциональное восприятие.

На обратной стороне панели расположены артибуты разнообразных видов театра. Дети могут поиграть в пальчиковый театр «Ходилки», театр на палочках, театр на фланелеграфе. Фигурки, расположенные в кармашках могут дополняться и меняться по желанию детей.

Для того чтобы, полет детской фантазии и творческий порыв длился как можно дольше, мы рекомендуем данное пособие и родителям. На мастер-классе мы показали им возможности лэпбука «Театр», рассказали как можно использовать наполнение лэпбука для развития речи детей, мимики, жестов, силы голоса, тембра, ритма и т. д., дали рекомендации по организации домашних театрализованных вечеров, посиделок с настольными играми, входящими в состав лэпбука. Мы показали родителям, как можно совместно с ребенком сделать подобное пособие дома своими руками, ведь дети с удовольствием включаются в работу по его изготовлению: подбирают материал, игры, картинки, прикрепляютют их на основу.

Таким образом, лэпбук «Театр» эффективно используется педагогами нашего детского сада в практике работы с дошкольниками. Дети с удовольствием используют его как для самостоятельной деятельности, так и для реализации творческих идей, предлагаемых воспитателем. В процессе работы с лэпбуком у детей сформировалось представление о видах и устройстве театра и сцены, о театральном этикете, театральных профессиях, развился познавательный интерес, творческие способности и художественно-эстетический вкус.

Литература.

  1. Домникова В. А. Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/28/metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-lepbuka-v-obrazovatelnom
  2. Зубарева Л. К. Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников». https://www.art-talant.org/publikacii/28846-metodicheskie-rekomendacii-sovremennaya-igrovaya-tehnologiya-lepbuk-kak-sredstvo-poznavatelynogo-razvitiya-doshkolynikov
  3. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
  4. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности/ М. Б. Зацепина — М.: Сфера, 2010. — 128 с.
  5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры / О. В. Солнцева — СПб.: Сфера, 2010. — 176 с.
  6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованнойдеятельности дошкольников и младших школьников/ Э. Г. Чурилова — М.: ВЛАДОС, 2001. — 159с.
  7. Щеткин А. В. Театральнаядеятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет/ А. В. Щеткин — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 110с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный