Особенности воспитательной работы в местах лишения свободы с женщинами, имеющими детей
Автор: Котова Анастасия Сергеевна
Научный руководитель: Рысёв Алексей Андреевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 24.06.2022
Статья просмотрена: 554 раза
Библиографическое описание:
Котова, А. С. Особенности воспитательной работы в местах лишения свободы с женщинами, имеющими детей / А. С. Котова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17340/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из распространенных видов наказаний, применяемых к женщинам, совершившим преступления, является лишение свободы. По состоянию на 1 мая 2022 г. в учреждениях содержится 39 120 женщин, в том числе 28 560 — в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, воспитательных колониях и 10 560 — в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора. На сегодня в женских колониях функционируют 13 домов ребенка, в которых проживает 332 ребенка [1]. Отметим, что женщины отличаются от других категорий осужденных наличием специфических особенностей, потребностей и проблем. Кроме этого, большая часть осужденных женщин принадлежит к категории матерей. Значительная доля имеет малолетних детей. Например, в одном из исправительных учреждений по Алтайскому краю на 01.01.2022 содержится 301 осужденная, из них семейные связи поддерживают 297 женщин, не поддерживают — 4. Имеют детей 210 женщин, в том числе до 16 лет 133 осужденных, не имеют — 91.
Особенностью пенитенциарного материнства является то, что матери, отбывающие наказание и имеющие детей, часто не желают выполнять родительские функции (так называемое девиантное материнство). У большинства таких матерей, согласно исследованиям А. Л. Плотниковой [2], отмечается эмоциональная дистанцированность от своего ребенка, пренебрежение ролью матери (94 % всех обследованных). Так, в 25 % случаев среди заключенных женщин отмечалось отторжение ребенка. У всех матерей, отбывающих наказание, отмечался недостаток интереса к жизни ребенка, полное или частичное неумение с ним взаимодействовать. Большинство опрошенных матерей (87,5 %) оценивали своего ребенка как «глупого, беспомощного, как неудачника в будущем». Только каждая третья мать улыбалась при встрече со своим ребенком. Отмечено, что осужденные матери часто не владеют элементарными знаниями по уходу за ребенком, по особенностям его психического и физического развития. Это связано с тем, что женщины, отбывающие наказание, являются в большинстве своем представителями маргинального слоя общества, обладают низким уровнем общей культуры. Сложная задача работы с такими матерями ложится на плечи персонала женских исправительных учреждений.
Материнство в пенитенциарных учреждениях вызывает двоякие чувства и зачастую осуждается в обществе. Практические работники также в большинстве случаев негативно оценивают пенитенциарное материнство, считая, что реальной целью данной категории осужденных женщин является возможность сокращения сроков отбывания наказания, не работы, улучшение условий питания и медицинского обслуживания.
С женщинами-осужденными проводятся воспитательные мероприятия, направленные на темы бесед о материнском долге, любви к детям, о необходимости служить им примером, о человеческом достоинстве. В исправительных учреждениях, в которых имеется дом ребенка, квалифицированный персонал обучает осужденных матерей (особенно молодых) элементарным приемам ухода за ребенком, проводит беседы о вреде курения и алкоголя, негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье ребенка в период кормления, о правилах гигиены кормящей матери.
Большое значение придается подготовке осужденных женщин, имеющих детей в доме ребенка при исправительном учреждении, к освобождению и подготовке к жизни на свободе. С этой целью действует «Школа подготовки к освобождению», занятия в которой проводятся в форме лекций, диспутов, ролевых игр и социально-психологических тренингов.
При этом необходимо отметить, что в некоторых женских колониях есть опыт получения осужденными женщинами формам начального профессионального обучения. Например, в женской колонии Алтайского края осужденные женщины получают начальное профессиональное обучение по специальностям «швея», «машинист (кочегар) котельной», «рабочий по уходу за животными», «машинист выдувных машин».
Проблема в том, что у большинства женщин нет денег, чтобы платить за обучение. В то же время образование крайне важно для осужденных матерей, так как:
1) влияет на поведение женщин;
2) учитывается при определении степени исправления;
3) дает возможность устроиться в будущем на хорошую работу, которая поможет содержать ребенка;
4) у обучающихся женщин отбывание наказания проходит эффективнее;
5) осужденная является положительным примером своим детям, повышается ее авторитет мамы;
6) уменьшается рецидив.
В последние годы количество женщин, имеющих образование в колонии, постоянно растет. Согласно данным исследования 23 % осужденных женщин имеют среднее специальное образование, 41,9 % — среднее общее, 4,3 % — высшее, 3 % женщин не имеют. Также осужденные имеют возможность получать образование в местах лишения свободы, так обучающихся в школе 4,3 % женщин, в профессиональном училище- 13,3 %.
Труд является важным фактором в воспитательной работе с данной категорией лиц, так как он формирует уверенность в своем будущем себя и своего ребенка. Осужденная мать имеет право после работы бессрочно посещать ребенка, проживающего в детском доме тюрьмы. Однако, как показывает практика, на это есть всего два часа, чего не хватает ни ребенку, ни маме.
Проблематична и постпенитенциарная ресоциализация осужденных женщин с детьми, поэтому важно привлекать институты гражданского общества для оказания помощи данной категории осужденных в вопросах восстановления социально полезных связей, поиска жилья, работы и тому подобного. Для разрешения проблем в данной области также важно проводить на постоянной основе совместные заседания ФСИН России, других государственных органов и общественности [3].
В целом можно отметить улучшение положения женщин-осужденных с детьми. Пенитенциарная система стала более гуманно относиться к осужденным женщинам, и, как следствие, улучшилось и содержание их малолетних детей. Но хотелось бы отметить, что мама не может проводить с ребенком достаточно времени, и дети не получают полноценного развития и воспитания. При этом женщины с детьми, покидающие колонию, сразу попадают в категорию социально незащищенных граждан. Вполне возможно разработать и внедрить систему социального патронажа для этих семей (принудительное трудоустройство, предоставление социального жилья, материальная помощь). При этом необходим соответствующий надзор социальных органов в течение 2–3 лет.
Литература:
- Статистические данные: официальный сайт. — Москва, 2003. URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 21.06.2022).;
- Плотникова, А. Л. Коммуникативная активность младенца: теоретическое определение понятия / А. Л. Плотникова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2011. — № 4. -С. 115–122.;
- Онищенко, И. С. Применение средств исправления в отношении женщин, лишенных свободы и имеющих малолетних детей / И. С. Онищенко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2021. — № 8. — С. 12–19..