Огневая подготовка сотрудников ФСИН как основа личной безопасности
Автор: Шлома Дарья Сергеевна
Научный руководитель: Юрков Михаил Николаевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 23.06.2022
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Шлома, Д. С. Огневая подготовка сотрудников ФСИН как основа личной безопасности / Д. С. Шлома. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17324/ (дата обращения: 15.11.2024).
С развитием пенитенциарного учения и общественно-политической сферы, связанной с ним, вопрос о безопасности сотрудников, вовлеченных в эти отношения, заметно чаще стал интересовать многих ученых-пенитенциаристов и, конечно же, практиков.
Очевидно, что с развитием современного информационного мира преступность в мире перешла на новую, более сложную форму развития. Именно поэтому требования к сотрудникам правоохранительной деятельности постоянно возрастают. Риски получения травм, ранений, угрозы и непосредственные посягательства на жизнь и здоровье непременно обуславливают меры, предназначенные для повышения уровня профессионализма сотрудников, а это: физическое развитие, интеллектуальное образование, навыки и умения к быстрому и четкому реагированию в экстремальных ситуациях.
Что касается сотрудников Федеральной службы исполнения наказания России (далее — ФСИН России), то вопросы и проблемы безопасности и ее обеспечения поднимаются еще на стадии подготовки будущих сотрудников — курсантов, а также в период получения действующими работниками дополнительного профессионального образования или повышения квалификации. Ведь на практике каждые три из четырех случаев применения боевого оружия сотрудниками продиктованы необходимостью пресечения или предотвращения преступлений, а каждый шестой — связанؚ с отражением нападений на сотрудников.
И в связи с этим вполне четко выявляются две очевидные проблемы, вопрос о решении которых стоит преимущественно: во-первых, не всегда специалисты — выпускники образовательных организаций ФСИНؚ России или же действующие сотрудники, прошедшие первоначальную подготовку и имеющие профессиональную квалификацию, готовы к незамедлительным действиям и мероприятиям, требующим четкое и эффективное применение знаний, умений, навыков тактико-боевой подготовки: применение физической силы, специальных средств и боевого оружия; во-вторых, лица, оказывающие сопротивления законным действиям сотрудников учреждений и органов Уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), зачастую высоко физически развиты, обладают улучшенной реакцией и владеют техникой сопротивления приемам борьбы на достаточно высоком уровне.
Как считают некоторые специалисты в области обеспечения безопасности ФСИН России, сотрудники правоохранительных органов должны быть психологически устойчивыми принимать быстрые и четкие решения в ситуациях, где вероятность применения огнестрельного оружия предельно высока, как в отношении сотрудников и осужденных, так и с участием иных лиц. При этом в случаях применения такого оружия необходимо удостовериться в правомерности и возможности его применения. Кроме того, в условиях экстремальной ситуации следует всецело включиться в нее для принятия оперативных решений по отражению начатого нападения, а также обезвреживанию нападающего.
Учитывая специфику данной службы, определенным становится то, что огневая подготовка является приоритетным направлением в профессиональной подготовке сотрудников ФСИН России.
Отечественные исследователи иногда приравнивают стрельбу, с учетом психофизиологических параметров, требующихся для ее ведения, к операторской деятельности, то есть к такой, которая полагает необходимым высокий уровень развития внимания, двигательной памяти, координации движения исполнителя. При этом отличительной особенностью стрельбы является то, что для выполнения выстрела необходимо произвести сравнительно небольшое количество движений с малой амплитудой. В то же время допущенная при этом даже незначительная погрешность может свести результативность практически к нулю [1].
Исходя из вышесказанного, следует, что при отлаженном расписании проходящих практических занятий по огневой подготовке у обучающегося складывается полноценный механизм производства точных выстрелов. Так, начинающий стрелок вырабатывает для себя индивидуальную систему, проявляющуюся в четком знании о достаточных движениях, прилагаемых усилиях, временных интервалах, техники дыхания, позволяющих эффективно поразить мишень. При этом наиболее важным в этом процессе является психологический аспект. Ведь на практических занятиях вырабатывается устойчивое состояние стрелка: действия осознаны, внимание заострено, степень мышечной напряженности постоянна.
Учитывая тот факт, что огневая подготовка все-таки является составной частью боевой подготовки, она представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение личным составом теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для уверенного владения оружием при выполнении оперативно-служебных задач. Однако знание только лишь техники производства выстрела не сможет составить комплексную компетенцию сотрудника в области огневой подготовки. Для полноценного и эффективного применения огнестрельного оружия на практике следует знать внутреннюю и внешнюю боевую технику оружия, материальную часть и тактико-технические характеристике, не говоря о технике безопасности стрельбы. Кроме того, как в экстремальных, так и в обычных условиях, следует иметь навыки устранение различных неисправностей, а также соблюдать правила хранения и безопасности оружия.
Доказав особую важность данного направления профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России, следует подчеркнуть цели, преследуемые при обучении огневой подготовки:
- Формирование и совершенствование навыков в обращении с оружием;
- Приобретение необходимых морально-психологических качеств, способствующей внутренней подготовленности обучаемого к стрельбе;
- Развитие чувства ответственности за все действия, производимых с использованием оружия и его частей;
В качестве задач огневой подготовки выступает ознакомление обучаемых с: правовой регламентацией использования сотрудниками УИС огнестрельного оружия (основания применения); видами стрелкового оружия, имеющегося на вооружении в учреждениях и органах УИС; правилами точного и эффективного применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками; материальными частями и тактико-техническими характеристиками, имеющимися на вооружении ФСИН России стрелкового оружия.
Систематическое, эффективное проведение стрелковых тренировок и стрельб обеспечивает достижение высоких результатов огневой подготовки. При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получают практику в действиях с оружием и одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.
Однако, как говорят практики, при выполнении упражнений с боевым оружием особое внимание следует обратить специалистов, обучающих огневой подготовке на следующие учебные моменты: быстрое извлечение пистолета, перезарядка оружия, безопасное перемещение с оружием в разных направлениях, стрельба в движении [2]. Ведь именно эти умения позволят сотрудникам успешно достигать поставленные перед ними цели с наименьшими погрешностями и рисками. Так, во время практических занятий огневой рубеж обеспеченؚ постоянным освещением, нет отвлекающих и раздражающих факторов, обучаемые пользуются наушниками. Применение оружия в реальной обстановке оперативно-служебной деятельности происходят в иных условиях: при плохой освещенности, в полной темноте, при естественном свете, во время производства выстрела другим сотрудникам или преступникам. Программой подготовки не предусмотрено определение дистанции до цели, что не мешает поражать мишени на привычных расстояниях, но приводит к промахам на дистанциях, превышающих эффективную дальность стрельбы, когда выстрел заведомо не мог достичь цели. В методике огневой подготовки необходимо уделять внимание тренировке по извлечению оружия, досылания патрона и устранению задержек при стрельбе, не глядя на оружие. Данные упражнения будут способствовать повышению их скорости двигательных действий и дадут возможность вести наблюдению за противником во время огневого контакта.
Огневая подготовка — как составная часть тактико-боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов, играет неоценимую роль в подготовке сотрудников к службе. Как было сказано выше, работа в условиях повышенной опасности требует выполнения, и соблюдения огромного пласта правил, без которых не представляется возможным достижение целей и задач, поставленных перед всей Уголовно-исполнительной системой. А значит, способности и умения сотрудников, проходящих или прошедших профессиональное обучение, не могут считаться полностью скомплектованными без азов боевой подготовки, достигаемой благодаря этой специальной дисциплины.
Литература:
- Дубинин Дмитрий Юрьевич Актуальные вопросы боевой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-boevoy-podgotovki-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy (дата обращения: 13.06.2022).
- Ворожцов, А. М. Огневая подготовка в рамках профессионального обучения (профессиональной подготовки) / А. М. Ворожцов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2017. — № 17–2. — С. 138–139. — EDN OPEPXN (дата обращения: 13.06.2022).