Научно-исследовательская деятельность как условие повышения профессиональной компетентности педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтишаева, А. Я. Научно-исследовательская деятельность как условие повышения профессиональной компетентности педагога / А. Я. Бахтишаева, А. К. Иралиева, Р. Т. Сахалова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17237/ (дата обращения: 24.04.2024).



Анализ состояния современного образования свидетельствует о необходимости обоснованной системы деятельности образовательного учреждения, ориентированной не столько на его сохранение и функционирование, сколько на перспективные направления развития. Такая ориентация выводит на первый план организацию научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова : развитие, современное образование, функционирование образовательного учреждения, научно-исследовательская деятельность.

An analysis of the state of modern education indicates the need for a sound system of activity of an educational institution, focused not so much on its preservation and influence, but on promising areas of development. This orientation is brought to the forefront of the organization of research activities.

Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития школы. От нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью. В инновационном образовательном учреждении научно-исследовательская деятельность преподавателей является одним из стержневых направлений. В связи с этим возникает необходимость в специальной подготовке учителя к научно-исследовательской деятельности и управления ею на основе развития педагогического творчества.

Становление научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении требует от руководителя умения модернизировать действующую систему управления, пересматривать содержание управленческой деятельности, корректировать набор реализуемых управленческих функций, осваивать новые управленческие технологии.

Управление любой деятельностью будет более успешным, если оно опирается на знание ее сущности и строится с учетом ее особенностей.

Научно-исследовательская деятельность — процесс творческий, заставить педагога заниматься исследованием невозможно. Если управление будет строиться на силовых методах, то его результаты будут носить конфликтный характер и порождать социальное напряжение. Следовательно, управление научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива должно носить диалоговый характер. В этих условиях важнейшей задачей руководителя будет привлечение педагогов к индивидуальным и коллективным исследованиям, стимулирование их творческой активности [1, c. 33–36].

К условиям, стимулирующим педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов, следует отнести:

1) информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;

2) создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри учреждения, так и вне (организация встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов» и т. п.);

3) организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

4) предоставление преподавателям свободы выбора направления исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);

5) ознакомление преподавателей с методологией научно-педагогического исследования [2, 27 с.];

6) консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы, базирующейся на многостороннем и разноуровневом анализе единого объекта;

7) включение педагогов в систему информационного мирового пространства;

8) обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, сообщения и т. д.);

9) наличие системы материального вознаграждения.

Технология управления научно-исследовательской деятельностью — это научно обоснованное, целенаправленное взаимодействие руководителя с педагогами, ориентированное на разрешение конкретных проблем обучения и воспитания путем исследования объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки, определяющей последовательность действий руководителя: диагностика, целеполагание, прогнозирование и т. д. (Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С.) [3, c. 27–29];

Применительно к научно-исследовательской деятельности в модифицированном виде предложенная технология будет заключаться в осуществлении следующих последовательных этапов работы:

1) анализ исходного состояния объекта (диагностика творческого потенциала педагогического коллектива, изучение научно-методических потребностей и возможностей его членов, уровень его готовности к инновационной, научно-исследовательской деятельности);

2) постановка целей и задач (создание программ, проектов);

3) прогнозирование (прогнозы относительно выбора содержания и направлений исследовательской деятельности, вероятных проблем, путей и средств их решения, возможных последствий);

4) проектирование (генерация, проработка и комбинирование проектных идей и решений, результат проектирования, образ новой модели научно-практической деятельности);

5) педагогическая коммуникация (общение, взаимодействие, адресные рекомендации, информационное воздействие);

6) организация (создание научных структур, коллективов, сообществ, стимулирование их деятельности);

7) анализ полученных результатов (контроль, оценка, коррекция, регулирование).

Технологический подход, как известно, предполагает наличие результата. Важен результат не единовременный, а либо постоянно развивающийся, либо очень значимый для педагога.

Результаты этой деятельности могут быть как теоретическими (раскрытие сущности, создание научных классификаций, выявление закономерностей связей педагогических явлений), так и практическими (научно-методические рекомендации, программы, предписания, разработки и т. п.).

Литература:

  1. Ежова Т. В. Сущностные характеристики общекультурной компетентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: Труды Всероссийской науч.- практ. конф.10–11 дек. 2002 г. М., 2002. Ч. 2., С. 33–36.
  2. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. М. Муравьев. М., 1996. 27 с.
  3. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, С. 27–29.

Ключевые слова

развитие, современное образование, научно-исследовательская деятельность, функционирование образовательного учреждения